Аналитический материал к электронному пособию по окружающему миру "Здоровье и безопасность"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Мультимедийное пособие рассчитано на 8 учебных часов: «Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Берегись автомобиля!», «Домашние опасности», «Пожар!», «На воде и в лесу», «Опасные незнакомцы», «Проверим себя».
Каждая тема раздела включает в себя 3 блока:
1) В блок «Изучи» входят разделы «Это надо знать» и «Это интересно». Первый из них содержит презентации для усвоения новых знаний, демонстрационные плакаты по новому материалу. Во второй включен дополнительный материал (интересные факты, исторические сведения, художественные тексты и т.п.), который способствует расширению кругозора, развитию любознательности младших школьников и рассчитан на принцип «мини-макса», направленный на дифференциацию и индивидуализацию обучения.
2) Блок «Выполни» содержит материал для практической работы: кроссворды, игры, упражнения, обучающие тесты, загадки, ребусы и т.п. Большое количество заданий не только способствует более прочному усвоению учебного материала, но и предполагает их выбор.
3) Блок «Проверь себя» включает тесты: электронные, с использованием тестовой оболочки, с автоматической проверкой; интерактивные с применением триггеров; демонстрационные, предназначенные для выполнения на бумажных носителях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-analiticheskiy_material.doc | 58.5 КБ |
retsenziya_na_distantsionnyy_kurs_1.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационо-аналитический материал
на методическую разработку
«Мультимедийное учебное пособие по окружающему миру
«Здоровье и безопасность»
Обоснование необходимости создания мультимедийного учебного пособия «Здоровье и безопасность»
Современное обучение уже невозможно представить себе без использования информационно-коммуникационных технологий. Следовательно, учебный процесс должен быть оснащен соответствующими техническими средствами и электронными ресурсами. Компьютерные классы и доступ к сети Интернет есть практически в каждой школе. Недостатка в электронных учебных пособиях тоже нет. Но все ли они отвечают требованиям ФГОС и подходят для использования в современном образовательном процессе? Все ли могут стать помощниками учителю на уроке и ученику при самостоятельной учебной деятельности?
Изучив коллекции электронных ресурсов сети Интернет, проанализировав электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир», мы пришли к выводу, что тема «Здоровье и безопасность» отражена в них недостаточно полно или имеет низкую практическую направленность. Конечно, можно найти материал для отдельного урока, но на это уйдет много времени и труда. Подобрать необходимые ресурсы для целого раздела еще сложнее. К тому же тема здоровья и безопасности детей является в современном обществе достаточно острой и заслуживает особого внимания. Следовательно, данное пособие имеет большую практическую значимость и является актуальным.
Методика работы с мультимедийным пособием представляет собой педагогический процесс, предполагающий достижение следующих целей:
1) использование компьютера в качестве универсального дидактического средства, позволяющего организовать обучение учащихся в собственном темпе, на основе использования личностно-ориентированных технологий;
2) повышение информационной культуры младших школьников, способных грамотно работать с информацией, умеющих самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их решения;
3) повышение мотивации и качества обученности по предмету «Окружающий мир»;
4) привитие ценностного отношения к собственному здоровью и стремления к здоровому образу жизни;
5) развитие коммуникативных качеств и культуры поведения.
Для достижения целей используется комплекс разнообразных средств, таких как:
учебные, научно-популярные и художественные тексты;
наглядные, визуальные и аудиовизуальные материалы;
эффекты анимации и триггеры.
Преимущество данного мультимедийного пособия заключается, в первую очередь, в том, что его разделы полностью соответствуют разделам программы по окружающему миру для 2 класса А.А. Плешакова, что способствует экономии времени педагогов при подготовке к уроку. В нем содержится достаточное для проведения уроков количество материалов: имеется теоретическая информация, содержится большой выбор практических упражнений и проверочные материалы разных видов, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
Пособие может быть использовано не только на уроках, но и на факультативных занятиях и классных часах. А также может применяться для самостоятельной домашней работы обучающихся и дистанционного обучения.
Отличия мультимедийного пособия от традиционных учебных материалов м его инновационность можно проследить по таблице:
Оцениваемые параметры | Традиционные учебные материалы | Мультимедийное учебное пособие |
Действия ученика | Заучивание, деятельность по алгоритму. Копирует действия учителя, выполняет задания преимущественно репродуктивного характера. Пассивность, отсутствие интереса к учению и мотивов личностного роста. | Умение решать жизненные задачи в незнакомой ситуации. Повышается интерес к предмету, появляется возможность для самостоятельной и творческой работы. Активность, мотивация к самосовершенствованию, интерес к деятельности. |
Тип сотрудничества учеников | Формализованные отношения, подсказывание правильных ответов товарищам. | Продуктивная работа в группах, усиление коммуникации, взаимопомощи, саморефлексии, самообучение. |
Контрольно-оценочная деятельность | Традиционная система контроля (письменные и устные формы, текущий, промежуточный, итоговый контроль, пятибалльная система оценок). | Добавляется диагностика достижений учащихся, возможность самооценки знаний школьниками, а также возможность получить несколько оценок за урок. |
Образовательные результаты | Знания, умения, навыки. | Повышение мотивации учения и интереса к познавательной деятельности, повышение качества знаний у учащихся, формирование современных компетенций, освоение самостоятельной деятельности, развитие всех сфер личности |
Соответствие методической разработки необходимым требованиям
Мультимедийное пособие «Здоровье и безопасность» было представлено на заседании школьного методического объединения, на заседании методического совета школы (протокол № 4 от 7 декабря 2011г.), где получило положительные отзывы коллег, а также имеет рецензию кандидата филологических наук, доцента Усть-Илимского филиала ФГБОУ ВПО «ВСГАО» Тюкенеевой О.В. (Приложение 1).
Мультимедийное пособие рассчитано на 8 учебных часов: «Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Берегись автомобиля!», «Домашние опасности», «Пожар!», «На воде и в лесу», «Опасные незнакомцы», «Проверим себя».
Каждая тема раздела включает в себя 3 блока:
1) В блок «Изучи» входят разделы «Это надо знать» и «Это интересно». Первый из них содержит презентации для усвоения новых знаний, демонстрационные плакаты по новому материалу. Во второй включен дополнительный материал (интересные факты, исторические сведения, художественные тексты и т.п.), который способствует расширению кругозора, развитию любознательности младших школьников и рассчитан на принцип «мини-макса», направленный на дифференциацию и индивидуализацию обучения.
2) Блок «Выполни» содержит материал для практической работы: кроссворды, игры, упражнения, обучающие тесты, загадки, ребусы и т.п. Большое количество заданий не только способствует более прочному усвоению учебного материала, но и предполагает их выбор.
3) Блок «Проверь себя» включает тесты: электронные, с использованием тестовой оболочки, с автоматической проверкой; интерактивные с применением триггеров; демонстрационные, предназначенные для выполнения на бумажных носителях.
Пособие построено с учетом следующих принципов:
а) принцип научности (содержание пособия базируется на современных научных данных; его материалы закладывают основы научного стиля мышления).
б) принцип связи теории с практикой (материалы пособия ориентированы на применение научных знаний в повседневной жизни, упражнения раздела «Выполни» носят практический характер).
в) принцип дифференцированного подхода (он реализован через разнообразие учебных заданий, которое дает возможность индивидуализированного обучения и дополнительные ресурсы для самостоятельного обучения, помогает обеспечить поддержку инициатив учащихся).
г) принцип систематичности и последовательности (знания учеников по разделу «Здоровье и безопасность в данном пособии формируются в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового, а целостное представление о развитии природы и общества достигается на основе межпредметных связей. Данный принцип просматривается не только в строении и содержании пособия, но и в деятельности учителя и учащихся).
д) принцип доступности и соответствия познавательным возможностям учащихся (Под доступностью обучения понимают соответствие содержания, характера и объема учебного материала уровню подготовки учащихся и развития их познавательных способностей. Данный принцип реализуется в пособии через тщательный отбор учебного материала, определение системы его изучения, использование рациональных методов работы учителя и учащихся, создание ситуации успеха и повышение мотивации к обучению, соблюдение других дидактических принципов).
Эффективность применения методической разработки
Данное пособие было создано в рамках районной экспериментальной площадки «Разработка и внедрение в учебный процесс интерактивной образовательной технологии» в 2011 г. Оно успешно используется педагогами нашей школы на протяжении 5-ти лет.
Создавая пособие, мы предполагали следующие критерии эффективности его использования:
1. повышение уровня обученности;
2. развитие мотивации на образование и самообразование;
3. рост профессионализма учителей;
4. степень комфортности и удовлетворённости детей, педагогов и родителей
Проведя исследования, мы выяснили показатели по каждому из данных критериев (Приложение 2).
Данное пособие было представлено нами на муниципальном конкурсе «Лучшее образовательное учреждение района» в 2011г., где МОУ «Железнодорожная СОШ №1» была отмечена Диплом 1 степени.
Кроме того, пособие было представлено в 2016 г. на Международной ярмарке педагогических инноваций в г. Братске, где также было отмечено грамотой.
Основные формы использования материалов
мультимедийного пособия в учебном процессе
Учитель может по своему усмотрению использовать на уроках материал каждого раздела: отбирать наиболее важную информацию, опускать некоторые сведения, вопросы или дополнительно включать другую информацию (в зависимости от конкретных условий и уровня подготовки учащихся). Учителю и ученику предоставляется возможность творческого подхода к применению как всего пособия в целом, так и отдельных его частей. Мультимедийные компоненты представлены в доступных форматах и могут быть использованы отдельно.
Использование пособия в учебном процессе рассчитано на урочную и внеурочную форму работы, позволяет организовать индивидуальную, индивидуально-групповую, а также фронтальную работу и работу в малых группах. Мультимедийное пособие может с успехом применяться как на этапах объяснения, закрепления и контроля в традиционных уроках, так и в инновационных формах уроков (проблемный урок, урок-лекция, урок-презентация, урок-игра). Во внеурочных формах работы материалы пособия позволяют выполнять самостоятельные работы (как индивидуальные, так и групповые), домашние задания. Тесты и тестовые задания, выполнение тренировочных упражнений позволяют осуществлять контроль и самоконтроль знаний, отработку навыков
1. Изучение нового материала
Мультимедийное пособие относится к информационно-деятельностным электронным образовательным ресурсам. Учитель может использовать его для объяснения нового материала, отдельных тем. Элементы пособия позволяют значительно расширить возможности наглядности: видеоряд и аудиоматериалы усиливают эмоциональный фон урока.
2. Проверка и закрепление знаний
Применение МУП «Здоровье и безопасность» позволяет использовать как традиционные виды контроля знаний, так и активные, и развивающие формы деятельности учащихся на уроке, а также возможность выполнять их в качестве домашнего задания. Можно проводить устные фронтальные или индивидуальные опросы, используя персональные компьютеры. Такая работа может быть проведена и письменно (по вариантам или индивидуально).
3. Организация самостоятельной работы учащихся (на уроке, дома, во внеурочной деятельности).
При организации самостоятельной работы учащихся с данным мультимедийным пособием новые педагогические возможности появляются благодаря тому, что ученик может изучать необходимые ему материалы в индивидуальном темпе, самостоятельно определять порядок освоения содержания по предмету. Например, он может самостоятельно определять последовательность обращения к различным разделам, самостоятельно или по заданию учителя использовать дополнительный материал, выбирать уровень сложности проверочных вопросов. Учащийся может проверять результаты своей работы на основе их объективной автоматизированной оценки.
Использование материалов пособия помогает организовать активные формы деятельности учащихся на уроке, что, несомненно, повысит их эффективность и привлекательность для учеников. Но не следует забывать, что санитарные нормы ограничивают длительность работы детей с компьютером.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УСТЬ-ИЛИМСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕ
ТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(УСТЬ-ИЛИМСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «ВСГАО»)
РЕЦЕНЗИЯ
НА МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КУРС «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ»
Мультимедийный курс «Здоровье и безопасность» ориентирован на применение в образовательной области «Естествознание». Он построен в соответствии с программой Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс и содержит достаточное количество информации по разделу «Здоровье и безопасность» для обучения в школе 1-й ступени.
Использование данного курса в обучении позволяет рассматривать компьютер в качестве универсального дидактического средства, позволяющего организовать обучение учащихся в собственном темпе, на основе использования личностно-ориентированных технологий:
Мультимедийное пособие ориентировано на деятельностный компонент образования, что позволяет в большой степени реализовать индивидуальные способности, возможности, потребности и интересы ребенка. В ходе использования данного дистанционного курса происходит расширение спектра мотивов учения за пределы собственно познавательных мотивов, появление мотивов достижения, целеполагания, контактного взаимодействия, сотрудничества. К таким результатам приводят заложенные в методику использования данного пособия методы познавательной игры, создания ситуаций успеха в учебе, предъявления учебных требований.
В содержание курса включен богатый теоретический материал по разделу «Здоровье и безопасность», имеется большой выбор практических упражнений и игр разной сложности, соответствующих возрастным особенностям обучающихся. Тесты и тестовые задания, выполнение тренировочных упражнений позволяют осуществлять контроль и самоконтроль знаний, отработку навыков. Наличие аннотации и рекомендаций по организации работы с мультимедийным курсом «Здоровье и безопасность» облегчают его использование, делают работу с ним легкой и доступной.
Пособие включает в себя 8 разделов, соответствующих темам уроков в тематическом планировании. Каждый раздел имеет единую структуру, что делает курс удобным в использовании как для обучающихся, так и для педагогов. Причем работа с материалами курса может проводиться не только под руководством учителя, но и ребенком самостоятельно.
Учителю и ученику предоставляется возможность творческого подхода к применению как всего курса в целом, так и отдельных его частей. Они могут по своему усмотрению использовать материал каждого раздела: отбирать наиболее важную информацию, опускать некоторые сведения, вопросы, при необходимости возвращаться к ним вновь. Мультимедийные компоненты представлены в доступных форматах и могут быть использованы отдельно.
Ученик может изучать необходимые ему материалы в индивидуальном темпе, самостоятельно определять порядок освоения содержания по предмету. Например, он может самостоятельно определять последовательность обращения к различным разделам, самостоятельно или по заданию учителя использовать дополнительный материал, выбирать уровень сложности проверочных вопросов. Учащийся может проверять результаты своей работы на основе их объективной автоматизированной оценки.
В пособии использован комплекс разнообразных средств: наглядных визуальных и аудиовизуальных, видеороликов; учебных, научно-популярных и художественных текстов. Статические изображения включают в себя цветные рисунки, таблицы, плакаты, фотографии. Они дают возможность реализовать принцип наглядности, активизируют и разнообразят учебный процесс. Большое количество презентаций содержат мультимедийные эффекты. Необходимо отметить использованные в данном пособии аудиоматериалы и видеоматериалы. Также в пособии подобран большой комплекс практических упражнений, включающих разнообразные игры, кроссворды, загадки, ребусы, обучающие тесты и т.п. Каждая тема содержит подборку контрольных и проверочных работ. Имеется дополнительный материал, способствующий развитию познавательных способностей, обогащению кругозора.
Содержание мультимедийного дистанционного курса развивает позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, содействует формированию коммуникативной культуры личности, помогает усвоить основы научных знаний об организме человека, подстерегающих его опасностях, а также сформировать опыт творческой деятельности по изучению и оценке окружающего мира.
В процессе использования данного курса повышается интерес к предмету, появляется возможность для самостоятельной и творческой работы, увеличивается активность, мотивация к самосовершенствованию, интерес к учению, происходит формирование современных компетенций, освоение самостоятельной деятельности.
Выводы и рекомендации: мультимедийный дистанционный курс заслуживает высокой оценки и имеет право применяться в процессе обучения. Авторам пособия рекомендуем продолжить работу по созданию мультимедийных материалов, включив в дистанционный курс и другие разделы программы по окружающему миру.
Рецензенты:
кандидат педагогических наук,
доцент Усть-Илимского филиала
ФГБОУ ВПО «ВСГАО» Давыдова Е.Б.
кандидат филологических наук,
доцент Усть-Илимского филиала
ФГБОУ ВПО «ВСГАО» Тюкинеева О.В.
Подписи заверяю ведущий специалист по кадрам Суханова Е.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное пособие по развитию звукового анализа "Мультяшки"
Пояснительная записка Учитель-логопед: Тылик Татьяна Ивановна. Образовательное учреждение:МОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа Тазовского района ЯНАО...
Электронное пособие в помощь учителю музыки при изучении темы"Развитие музыки"
Данное пособие расчитано на 3 класс, III четверть по теме "Развитие музыки", в которое вошли следующие разделы:Знакомство с понятием и видами музыкального развитияТворчество С. С. ПрокофьеваСимфоничес...
Электронное пособие "Единицы речи"
Цель – активизация новых форм образовательного процесса при помощи использования ИКТ для обеспечения технической поддержки уроков русского языка.Задачи:Способствовать совершенствованию детьми знаний о...
Электронное пособие по русскому языку "Пажи-Падежи"
Пособие предназначено учителям как электронное пособие для организации учебного процесса и детям и их родителям ...
Электронно-методическое пособие по окружающему миру для 2-4 классов начальной школы «Явления природы»
Данное пособие может быть использовано на уроках по окружающему миру во 2-4 классах, как урок закрепления или повторения теоретического материала по предмету, а также внеклассных мероприятиях в группе...
Методические рекомендации "Использование электронных пособий на уроках окружающего мира"
Представлены электронные пособия, изготовленные мною для работы на уроках окружающего мира при изучении исторического раздела....
Аналитическая записка к дидактическому пособию "Путешествие в лето" (в помощь организатору летней оздоровительной площадки)
В дидактическом пособии «Путешествие в лето (в помощь организатору летней оздоровительной площадки)» имеется план-сетка мероприятий на 15 дней и 11 разработок коллективно-творческих ...