«Развитие профессионально значимых качеств личности учителя начальной школы в свете требований ФГОС НОО, ФГОС для детей с ОВЗ»
методическая разработка на тему
Данный материал представлен в форме доклада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическая конференция работников образования Благодарненского района
Доклад на тему:
«Развитие профессионально значимых качеств личности учителя начальной школы
в свете требований ФГОС НОО,
ФГОС для детей с ОВЗ»
Подготовила
Кузькина Л.Н.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 2»
с. Александрия
2016 год.
«Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования».
В. В. Путин
Заседание Госсовета по вопросам
совершенствования
системы общего образования
23.12.2015
- Развитие профессионально значимых качеств личности учителя начальной школы в свете требований ФГОС НОО.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Профессионально - личностное становление и развитие педагога способствует формированию творческой личности у ребенка. Чем больше среди учителей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. Основные признаки, через которые проявляется индивидуальный стиль деятельности педагога:
1) темперамент, время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость;
2) характер реакций на те или иные педагогические ситуации;
3) выбор методов обучения;
4) подбор средств воспитания;
5) стиль педагогического общения;
6) реагирование на действия и поступки детей;
7) манера поведения и т.д.
Главным условием и средством самовоспитания педагога является реальная, теоретическая, практическая педагогическая деятельность.
Примечательной особенностью нового стандарта начального общего образования является формулировка требований к кадровому обеспечению учреждений начального общего образования, которые являются основой социального заказа в системе педагогического образования.
Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС НОО, следует определить, возможно, ли, не меняя требования к учителю, реализовать стандарт?
Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования к условиям образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно - деятельностный, тем более - компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно - урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным. А это значит, что решение современных задач потребовало не только осуществления ряда мероприятий, таких как:
- разработку и утверждение основной образовательной программы начального общего образования;
- приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения;
- определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
- обеспечение финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, но и, однозначно, серьезную подготовку учителя.
В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли:
- инструктора (человека, который систематически ведут со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы);
- наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);
- консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам);
- занимает позицию куратора (участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и жизненных ценностей);
- управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);
- помощника.
Прежде всего стандарт предъявляет новые требования к Личности учителя, и эти требования являются необходимым условием реализации нового Стандарта обучения не менее, чем материально-технические условия.
Именно Личность учителя, в большей степени, чем программы обучения, учебники, интерактивные доски и многое другое формирует Личность ребенка, в большей степени влияет на достижение планируемых результатов обучения. Влияет педагог на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной компетентности, авторитетности и многих других параметров. Для младших школьников учитель является наиболее значимым, референтным лицом. Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения учителя. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, а авторитарный либо приводит к закреплению исполнительской позиции, либо вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей. Рассмотрим базовые личностные компетенции (профессионально важные качества личности педагога) в системе современных требований к педагогу.
- Вера в силы и возможности обучающихся. Данная компетенция является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика и определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. Педагог, обладающий этим качеством, умеет создавать ситуацию успеха для обучающихся; осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность; находит положительные стороны у каждого обучающегося, строит образовательный процесс с опорой на эти стороны, умеет разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.
- Интерес к внутреннему миру обучающихся. Эта личностная компетенция предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Она проявляется в умении выяснить индивидуальные предпочтения, возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается: построить индивидуализированную образовательную программу, показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.
- Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога.) Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. При убежденности, что истина может быть не одна, учитель интересуется мнениями и позициями других, учитывает другие точки зрения в процессе оценивания учеников.
- Общая культура. Определяет характер и стиль педагогической деятельности, успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, в знании материальных и духовных интересов современного ребенка. Педагог предоставляет каждому обучающемуся возможность продемонстрировать свои достижения, способен организовывать внеурочную деятельность, руководить кружками и секциями.
- Эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся, влияет на эффективность владения классом. Благодаря высокой степени эмоциональной устойчивости в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие, его эмоции не влияют на объективность оценки, учитель не стремится в ущерб воспитательному процессу избежать эмоционально-напряженных ситуаций.
- Позитивная направленность на педагогическую деятельность. В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Осознание целей и ценностей педагогической деятельности, позитивное настроение, желание работать. Уверенность в себе. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.
- Высокая профессиональная самооценка. Постановка целей и задач педагогической деятельности. Данная компетентность предполагает умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
- Мотивация учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности обучающихся зависит от способности учителя обеспечить успех в деятельности младшего школьника, позволяющий ребенку поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих. Знания возможностей конкретного ученика, его интересов, постановка учебных задач, в соответствии с его возможностями, демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам; умение превращать учебную задачу в личностно-значимую являются главными способами обеспечения позитивной учебной мотивации.
- Компетентность в педагогическом оценивании. Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов младшему школьнику невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании. Отметка без оценки тормозит интеллектуальную активность и познавательный интерес обучающихся, формирует мотивацию избегания неудач, приводит к таким негативным явлениям, как списывание. Педагогу необходимо знание многообразия педагогических оценок, умение пользоваться различными методами оценивания в урочной и внеурочной деятельности в соответствие с требованиями Стандарта.
Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный характер обучения. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать ( задавать сам себе вопрос: "Чему мне нужно научиться?") и проектировать ( "Как мне этому научиться?"). Чтобы быть готовым к этому, нам следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.
Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе.
Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив. Список личностных свойств учителя весьма значителен. Среди них такие как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. Все эти способности и качества в совокупности и составляют собой уникальную, своеобразную личность учителя.
Итак, индивидуальность и профессионализм – две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности.
Все указанные личностные и профессиональные качества составляют модель “идеального” или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами по себе привлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще и профессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков.
- Развитие профессионально значимых качеств личности учителя начальной школы в свете требований ФГОС для детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование является одной из составляющих поликультурного образования. Развитие этого направления современной науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.
С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Таким особым детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексной психолого-педагогической поддержки.
Данные социальные изменения не могли не повлиять на изменение требований к профессиональной деятельности учителя, к его личности, от которой, по сути, зависит будущее. Поэтому очень важно, на сколько педагог умеет и готов работать в условиях инклюзивного образования.
Стандарт предъявляет требования к личностным качествам и профессиональным компетенциям педагога: готовность принять разных детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. У учителя должна быть сформирована профессиональная установка на оказание помощи любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Важной компетентностью учителя, необходимой для реализации процесса включения ребёнка с особыми образовательными потребностями, названо умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику развития.
При этом отмечается, что в реализации адаптированной основной общеобразовательной программы педагогу важно владеть умениями:
- осуществлять отбор учебного материала с точки зрения формирования базовых учебных действий;
- ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой формах) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития обучающихся;
- синхронизировать свои действия с другими участниками образовательного процесса при реализации требований ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
- планировать и организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
- применять современные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
В условиях развития инклюзивного образование деятельность учителя существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается психологической готовности учителя к изменениям. Психологической готовностью учителя к реализации инклюзивного обучения является сложное личностное образование, представляющее совокупность социальных, нравственных и профессиональных качеств и способностей, позволяющих на высоком мотивационном уровне обеспечивать возможность результативной деятельности по включению ребёнка в учебное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса, т.е.:
- эмоцианальное принятие детей с различными типами нарушений в развитии;
- мотивационные установки, нравственные принципы, ценностно-смысловые установки восприятия «другого», определяющие отношение к идее инклюзии;
- личностная готовность, воплощённая в личностных установках на ученика с ОВЗ.
Основная психологическая работа учителя массовой школы в процессе включения детей с ОВЗ направлена на преодоление психологического «барьера» – страха перед неизвестным, страха вреда инклюзии для остальных участников процесса.
Большинство педагогов еще затрудняются ответить на вопрос, готовы ли они работать с ребёнком с ограниченными возможностями развития в условиях инклюзивного образования. Многие педагоги испытывают неуверенность, недостаток знаний по организации учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования. Решение данной проблемы, может быть в полном объёме реализовано лишь тогда, когда педагог пройдет полноценное обучение и будет иметь соответствующую профессиональную подготовку. Очень важны и личные качества педагога, работающего в условиях инклюзивного образования. Важнейшими профессионально - значимыми качествами личности педагога должны быть милосердие, желание быть полезным ребёнку, терпение и терпимость, толерантность, устойчивость к стрессовым ситуациям, уважение к личности проблемного ребёнка. Надо всегда помнить древнюю заповедь: «Помни, что говорить, кому говорить, и как тебя поймут».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей начальной школы: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ"
Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока. В основе своей работы используем принцип «пожелай добра ближнему»....
Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....
Развитие профессионального и творческого потенциала учителя начальных классов в условиях ФГОС
Выступление на педагогическом совете : "Развитие профессионального и творческого потенциала учителя начальных классов в условиях ФГОС"...
Развитие профессиональных компетенций и мастерства учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС.
Развитие профессиональных компетенций и мастерства учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС....
Выступление на ШМО учителей начальной школы "Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной работе рассказывается об организации работы с детьми с ОВЗ, об использовании ИКТ в работе с такими детьми....
Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.
Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тема: Работа с...
Повышение эффективности и качества образования в начальной школе ориентированное на обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей в условиях реализации ФГОС.
Проработав 40 лет в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии взаимопроникновение и вз...