Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ
статья по теме
В данной статье раскрывается вопрос об использовании ИКТ в учебном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.В. Лобанова
МБОУ Большетумановская ООШ, с. Большое Туманово
Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. Этот процесс обусловлен изменением запросов социума и внутренними потребностями системы образования.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Значимым направлением обновления является независимое от избранного варианта обучения проникновение информационных технологий в практику начального образования. Основной задачей внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе является формирование универсальных учебных действий, которые наиболее эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций педагога, ИКТ в том числе.
Практика работы на компьютере с 2004 года включена в содержание начального образования в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. В стандарте подчёркивается, что умения использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни формируются средствами всех учебных предметов. При этом обеспечение «всеобщей компьютерной грамотности» - не единственно возможный результат реализации данного направления.
Информатизация образовательного процесса в начальной школе, под которой в исследовании понимается (вслед за Роберт И.В.) создание дидактических условий для достижения целей и решения задач начального образования посредством использования информационных технологий.
В трудах ведущих отечественных специалистов (Дашниц Н. Л., Козлов О. А., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю., Лавина Т. А., Лапчик М. П., Мартиросян Л. П., Панюкова С. В., Роберт И. В., Софронова Н. В. и др.) выявлены психолого-педагогические аспекты информатизации образования, обеспечивающие создание учебно-методических разработок, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания и осуществлять разнообразные виды информационной деятельности.
В работах С.А. Бешенкова, Р. Вильяме, А.Г. Гейн, Ю.М. Горвица, А.В. Горячева, В.В. Давыдоав, А.А. Кузнецова, К. Маклина, Ю.А. Первина, С. Пейперт, Б. Сендова, Б. Хантер и др. отмечается, что в современной школе информационные технологии призваны сыграть ведущую роль. Дети, поступающие в первый класс, зачастую общаются с компьютером свободнее, чем многие учителя. Но до прихода в школу ребята воспринимают компьютер чаще всего как игрушку, средство развлечения, придя в школу, дети знакомятся с компьютеров в другом аспекте.
Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий начальной школе, можно выделить следующие:
Первый аспект – компьютер как объект изучения. Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный «учитель». Считаю его «терпеливым учителем». В таком качестве компьютер используется при изучении учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.). И, наконец, третий - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.
Мультимедийные компьютерные технологии позволяют дополнить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Между тем грамотное использование информационных технологий может значительно преобразить преподавание многих предметов в начальной школе. Работа с мультимедийными пособиями даёт возможность разнообразить формы работы на уроке за счёт одновременного использования иллюстративного статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Совершенно естественно использование этих средств в учебном процессе, что в первую очередь способствует лучшей реализации ведущего принципа дидактики – принципа наглядности. Этот принцип является одним из главных на уроках окружающего мира.
В работах Н.М. Белянковой, О.Н. Лазаревой, A.B. Миронова, H.H. Мулярчика, А.А. Плешакова рассматривается вопрос о применении информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.
По мнению многих педагогов, «ИКТ способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью многих уроков в начальной школе». [35, с.67]
Познавательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное развитие. Педагог может добиться серьезных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием возможностей мультимедиа на своих уроках и во внеклассной деятельности, что дает более высокие и качественные результаты. Е.С Полат считает [25, с. 57]: «Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче».
Применение ИКТ на уроках в начальной школе также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено в презентационном сопровождении. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с клавиатурой.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся. Детям с особенностями в развитии компьютер может оказаться помощником: выполняя индивидуальное задание, ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха повышает самооценку, что способствует дальнейшему успеху. Отдельные модули- тренажеры могут быть использованы не только на уроке, но и предложены на дополнительных занятиях или для работы дома. На сайте школы даются ссылки на полезные программы, для занятий дома. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать и принимать решение; развитие творческого мышления и др.
Возможности современного презентационного оборудования, а особенно интерактивных досок намного выше, чем у традиционного лекционного оборудования. Поэтому в последнее время школа приобрела современные средства обучения, а именно: проекторы, экраны, интерактивные доски, что позволяет педагогу опираться на всю триаду восприятия: вижу, слышу, пишу.
Использование средств ИКТ при изложении учебного материала позволяет поддерживать внимание учеников в течение длительного времени, способствует большей глубине осмысления изучаемого материала за счет демонстрации на экране наглядной информации. Наибольшая эффективность от использования презентаций отмечается при изучении тем требующих использования значительного и разнородного учебного материала. Таким образом, использование средств ИКТ при изложении учебного материалa особствует его лучшему усвоению, так как уроки становятся более увлекательными, улучшается их наглядность [9, с.126].
Образовательный Стандарт формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении заявленных в предметных результатах освоения основной образовательной программы «доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.; получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)».
Специфика предмета «Окружающий мир» позволяет успешно формировать ИКТ-компетентность учащихся. Содержание предмета успешно осваивается с использованием технологий фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио- и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе. Инструментами ИКТ в данном случае являются фото- и видеокамеры, микрофон, школьные переносные лаборатории, цифровые датчики, цифровой микроскоп. С помощью этих инструментов может осуществляться планирование и проведение несложных наблюдений, опытов, сбор числовых данных. Практически каждая тема курса «Окружающий мир» может изучаться в процессе создания соответствующих ей информационных объектов.
Урок-исследование по окружающему миру на тему: "Жизнь растений осенью".
1-й класс
Тип урока: Урок-исследование. Методы: наблюдения; исследования; метод самообучения (метод открытий);
эвристическая беседа; педагогической поддержки; создание ситуации успеха. Форма работы: парная. Цель урока: изучить природное явление – листопад. Учебно-воспитательные задачи урока: 1. Обеспечить восприятие и первичное закрепление знаний учащихся об изменениях в жизни растений осенью, о лиственных и хвойных растениях. 2.Содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи.
3.Содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного. 4.Формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
5.Способствовать расширению и углублению экологических знаний. Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- способствовать духовно-нравственному развитию детей посредствам формирования особого отношения к имеющимся ценностям;
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности за счёт результатов творческой работы (вырезать и собрать растение из частей и наклеить их в рабочую тетрадь);
- развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.
Регулятивные УУД:
- развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
- расширить кругозор учащихся,
- умение строить речевые высказывания;
- формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы. Оборудование: ветки лиственных растений (березы, клёна); ветки хвойных растений (сосны, ели); лупы (8 шт.); фрагмент видеофильма “Мир вокруг нас”; выставка детского творчества “Волшебница-осень”; искусственная елка, березка; компьютер, проектор, экран. Ход урока: 1. Организационный момент . 2. Актуализация полученных знаний – И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени. – Чем богата осень? – Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Ответы на эти вопросы вы знаете, но не на все. 3. Сообщение темы и задач урока. – Тема нашего урока: “Жизнь растений осенью”. (слайд) – Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои. Какой месяц осени идет? (слайд) 4. Практическая работа. У детей – листья. – Рассмотрите осенние листья. – Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях – это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это – лицевая сторона, т. е. внешняя. Прохожу между рядами и рассыпаю листья, одновременно проговариваю физминутку (звучит музыка, слайд. – Посмотрите, какой стороной упали листья в классе. 5. Исследовательская работа. 1 этап. Эксперимент. – Откройте учебник стр. 28.– Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника) – На какие две большие группы их можно разделить? – Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда производил расчистку леса. Положите слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему ? Зовем на помощь учебник-хрестоматию Вы провели сейчас небольшую исследовательскую работу. Что вы исследовали? А теперь какой сделаете вывод?? Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они к зиме готовятся. Физминутка 2 этап. Наблюдение. – Посмотрите и скажите, веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева? – Чем они похожи друг на друга? – Как можно отличить сосну от ели? Наблюдаем, как расположены иголочки у сосны? Они сидят парами. – Какие они по длине? Длинные, узкие. 3 этап. Постановка проблемы. – Семенами хвойных деревьев питаются зимой птицы. (слайды, с изображением птиц) – Полезно гулять в хвойных лесах! А почему – найдите ответ в книгах, спросите у родителей, у врача, когда будете на приеме. Также узнайте, почему полезно чистить зубы зубной пастой на основе хвойного сока и принимать ванны с хвойным экстрактом. – Итак, дорогие ученые, какое открытие для себя вы еще сделали? Хвойные растения не сбрасывают всю хвою, зимуют с семенами-шишками, потому что зимняя засуха им не страшна. . 6. Видеосюжет “Пожар в осеннем лесу” (Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу?) Попробуйте найти ответ в фильме. Какие выводы сделаем? (демонстрация экологического знака) Будем беречь родные леса!
7. Динамическая минутка – Положите веточки в корзину. Мы их используем для поделок на уроке труда. 8. Итог урока Итак, в течение урока вы были исследователями..– Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились проводить эксперимент, вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы. Таким образом, структура компьютерного урока «Окружающий мир» - дробная. Обязательные структурные элементы: игра, беседа, логические задачи. Слайд - это не просто красивая картинка, это, прежде всего, плакат, который несет сжатую информацию. При организации фронтальной работы с презентацией - демонстрацией необходимо создавать проблемные ситуации. При работе с презентацией - «интерактивный плакат» рекомендуем использовать листы - конспекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗМОЖНОСТИ IT-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться ...
тема: «Формы организации учебного процесса с использованием содержания курса основы православной культуры »
Мастер-классучастника краевого конкурса «Учитель года Кубани 2010» в номинации «Основы православной культуры»...
«Инновационные технологии в школе.Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ».
Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребёнка, сделать так, чтобы учение превращалось не...
Организация учебного процесса с использованием образовательных электронных изданий и ресурсов
Образовательные электронные издания и ресурсы.Формы и методы организации учебного процесса с использованием ОЭИР.Функции образовательных электронных изданий и ресурсов...
Организация учебного процесса с использованием электронных учебников.
Выступление на методическом объединении учителекй об использовании электронных учебников. Из опыта работы с электронными учебниками по программе "Планета Знаний" ( русский язык и мате...
Статья "Организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий в работе с младшими школьниками с ОВЗ"
Информация для педагогов о применении в работе компьютерных технологий с учащимися с ОВЗ...
Организация учебного процесса с использованием электронного ресурса
Организация учебного процесса с использованием электронного ресурса...