Доклад на школьном методическом объединении «Исследовательская деятельность школьника»
учебно-методический материал на тему
Исследовательская деятельность младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад «Исследовательская деятельность школьника» | 311.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на школьном методическом объединении
«Исследовательская деятельность школьника»
Подготовила учитель начальных классов: Ковба Татьяна Геннадьевна
2017 г
Исследовательская деятельность школьника
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.
Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его? В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая» (ФГОС 2 поколения), которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах.
Деятельность учащихся рекомендуется (ФГОС 2 поколения) ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Но в данном случае не достаточно исследования, если это просто факт поиска в условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского поведения. Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:
• видеть проблему
• уметь выдвигать гипотезу
• уметь наблюдать
• уметь проводить эксперимент
• уметь объяснять увиденное, делать выводы.
Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.» (Л.Толстой). Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога.
Исследовательская деятельность имеет следующие направления работы:
I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений); б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;
II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад. Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни. В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться". Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.
Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:
-Критического мышления;
- Информационной культуры;
- Творческих и коммуникативных способностей;
- Умения ставить цели и пути их реализации.
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:
*Видеть проблему;
*Самостоятельно ставить задачи;
*Планировать и оценивать свою работу;
*Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Условия формирования исследовательских умений
Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования. Творческая атмосфера. Педагогу необходимо поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей младшего школьника. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:- организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы); умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации); умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение); умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика.
УМК «Планета знаний» - прекрасная база для реализации исследовательской деятельности. Приведу примеры . Проблемы нравственности особенно остро поставлены и решаются в ходе исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Так по теме «Охрана окружающей среды» можно построить работу, в ходе которой будут искаться пути защиты окружающей среды от мусора. • Бываете ли вы с родителями на природе? Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром? • Зачем нужны пункты по приёму стеклотары, алюминиевых банок? • Можно ли найти применение старым газетам, одежде, которую мы просто выбрасываем? • Предложи свои пути решения этих проблем. В качестве помощи ребятам предлагаю список методов исследования: • Подумай самостоятельно, что ты уже знаешь об этом • Почитай литературу на эту тему • Спроси у взрослых • Обратись к компьютеру • Понаблюдай • Проведи эксперимент
Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».
Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей : «О культуре общения»
Воспитание культуры общения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поз...
Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»
Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности кажд...
Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов "Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в рамках реализации ФГОС"
Обощение опыта работы на тему "Развитие познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС"...
Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников....
Доклад на школьном методическом объединение начальных классов
laquo;Адаптация первоклассников к обучению в школе»...