Статья «Технологическая карта урока как современная форма планирования»
статья на тему
Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену знаниевой парадигме пришел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий (далее УУД). Это привело к глубинным изменениям целей и задач школьного образования, а главное – сориентировало педагога на получение нового образовательного результата, соответствующего требованиям современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Технологическая карта урока как современная форма планирования»
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МАОУ СОШ № 8 г. Когалым
Сапогина С.Ю.
Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену знаниевой парадигме пришел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий (далее УУД). Это привело к глубинным изменениям целей и задач школьного образования, а главное – сориентировало педагога на получение нового образовательного результата, соответствующего требованиям современной жизни.
Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении (далее – ОУ); расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения призвана обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию на ступени основного общего образования; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности, математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего образования.
В этой связи возрастают требования к профессионализму современного учителя начальной общеобразовательной школы, основными компетенциями которого должны стать:
- Планирование образовательной деятельности во взаимосвязи с планируемыми результатами и их оценки.
- Использование инновационных технологий в образовательном процессе.
- Осуществление обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного, личностно-ориентированного и развивающего подходов.
- Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
- Формирование и развитие у обучающихся УУД.
- Формирование у обучающихся навыков аргументации собственной точки зрения.
На современном этапе учитель начальной общеобразовательной школы должен быть готов к организации образовательного процесса, соответствующего новым требованиям, а для этого должен сам:
- научиться выстраивать взаимодействие с обучающимися и обучающихся между собой как совместную учебную деятельность; управлять этой сложной коллективно распределённой формой организации учебной работы;
- уметь оптимизировать учебную деятельность так, чтобы в её процессе были сформированы УУД на максимально возможном для каждого ученика уровне.
- владеть широкой палитрой методических приёмов, социальных форм (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная и др.) и современных информационно-коммуникационных средств обучения.
- уметь организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности, что предполагает широкое учебное сотрудничество обучающихся и сложный процесс управления коллективно-распределённой формой организации деятельности со стороны учителя.
Таким образом, учителям начальных классов необходимо освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО и отказаться от сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока, от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.
Решением поставленных задач может стать проектирование технологической карты урока.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. П.
Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании
технологической карты урока:
- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
- должны быть указаны операции, их составные части.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм
взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить
в технологической карте урока специфику педагогической деятельности,
необходимо обратиться к понятию деятельности.
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть
возможность:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
- максимально полного отражения последовательности;
- всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному
результату;
- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями ФГОС.
Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя общеобразовательного учреждения.
Технологическая карта урока может быть составлена в форме таблицы, в которой фиксируются узловые блоки (предлагаемые Н.Я Мороз, соответствующие идее технологизации учебного процесс - блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
- инструментальный блок (какими средствами это может быть достигнуто);
- блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
1) Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.
- Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.
- Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи –воспитательной, развивающей, образовательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
- Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).
2)Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
- Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке, которые необходимо решить. Формулирует задачи учитель. Однако обратим внимание на то, что, актуализируя познавательную деятельность самих обучающихся, учитель с помощью побуждающего или подводящего диалога, системы проблемных вопросов активизирует младших школьников к самостоятельному формулированию задач урока, решение которых приведёт к цели. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке.
- Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
- Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации (программа дисциплины, литература для учителя и для обучающихся, учебники, сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п., интернет-сайты, аудиовидеозаписи, научная и периодическая печать), оборудование (приборы; электронные и технические средства обучения, телевидение, компьютеры, локальная сеть, интерактивная доска, демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.), дидактическое сопровождение (проблемные вопросы, когнитивные и деятельностные установки, понятийный аппарат, логические схемы и таблицы, интерактивные программные материалы, индикаторы обратной связи и т.п.), материалы для познавательной деятельности обучающихся (уровневые задания, задания для самостоятельной и контрольной работы, задания для выполнения на уроке и т.п.).
3)Основными компонентами организационно - деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.
- Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися. С целью итоговой рефлексии основные понятия рекомендуется фиксировать на доске. Это поможет обучающимся самостоятельно подвести итог урока и сделать обобщающий вывод, оценить собственную работу на уроке.
- Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию УУД младших школьников. Различные формы проведения урока (фронтальная, коллективная, парная, групповая, индивидуальная и т.п.) не только помогут учителю начальных классов разнообразить познавательный процесс, но и актуализируют познавательный интерес учащихся, стимулируют развитие творческого потенциала младших школьников.
- Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
- Действия обучающихся как раздел технологической карты отражает деятельность обучающихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы (например, самостоятельная работа по заданию, лабораторный опыт, проектная работа). Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.
- Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.
- Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.
4) Этапы планирования урока:
– определение типа урока, разработка его структуры;
– отбор оптимального содержания учебного материала урока;
– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
– выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока;
– выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;
– определение формы и объема домашнего задания;
– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
– оформление технологической карты урока.
5)Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
– подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий;
– дифференциация учебных заданий.
Структурные компоненты современного урока в рамках ФГОС
(по С.С. Татарченковой)
Вызов | 1 | Организационно - мотивационный |
|
2 | Опрос – актуализация (может быть в завуалирован в виде игр «Карусель», «Суета» и др.) |
| |
3 | Целеполагание (выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми). |
| |
Осмысление | 4 | Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия учителя и учащихся. |
|
5 | Первичное закрепление нового материала через разные виды деятельности. |
| |
6 | Промежуточный контроль и оценка деятельности учащихся | Может и не быть | |
7 | Коррекция | Может и не быть | |
Рефлексия | 8 | Обобщение и систематизация |
|
9 | Инструктаж выполнения домашнего задания | Обязательно! | |
10 | Подведение итогов урока, рефлексия |
|
В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты.
Список использованной литературы
- Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Москва. Просвещение.2011
- Журнал: Управление начальной школой № 12/2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...
Технологическая карта урока как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Практико-значимая работа на курсах повышения квалификации....
Технологическая карта урока, как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока английского языка для 3 класса по УМК Enjoy English...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Презентация к педсовету....
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....
"Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....
Презентация к выступлению "Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....