Выступление на педсовете "Результаты реализации ФГОС начального общего образования достижения, риски, пути преодоления"
статья на тему
На августовском педсовете подведены результаты реализации ФГОС начального общего образования прошедшего учебного года. Обозначены достижения, риски, пути преодоления возникающих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация ФГОС начального общего образования | 65.5 КБ |
Презентация "Реализация ФГОС начального общего образования" | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Яковлева Н. И.
Результаты реализации ФГОС начального общего образования:
достижения, риски, пути преодоления
Фундаментальная идея ФГОС: человек нового качества: духовный, воспитанный, социализированный, с развитыми индивидуальными талантами, с возможностью самореализации.
Миссия школы: школа должна подготовить учащегося для будущего, научить моделировать, проектировать завтрашний день.
Приступая к реализации плана по введению ФГОС в 2011-2012 учебном году, были поставлены следующие задачи, которые необходимо было решить педагогическому коллективу МБОУ СОШ № 6:
1.Привести нормативную базу, локальные акты школы в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение, должностные инструкции и т.п.).
2.Разработать Основную образовательную программу начального общего образования.
3.Определить модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности обучающихся.
4.Обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования).
5.Обеспечить кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации Основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Приступая к новому 2014-2015 учебному году можно подвести предварительные итоги работы школы по ФГОС:
- Администрация школы привела нормативную базу, локальные акты школы в соответствие с требованиями ФГОС.
- Школа обеспечена материально-техническими условиями в соответствии с поступающим финансированием, укомплектована кадрами.
В классах есть соответствующее оборудование: компьютеры, нетбуки, ноутбуки, мультимедийное оборудование, микроскопы, учебные лаборатории, учебные наглядные пособия, раздаточный материал для индивидуальной работы.
- Педагогический коллектив работает по ООП НОО. Основная программа корректируется перед новым учебным годом, учитывая опыт работы в прошедшем году.
Педагоги работают по рабочим программам, разработанным в соответствии со школьным положением о рабочей программе. Отдельной графой внесены коррекционные упражнения и задания для занятий с обучающимися с ОВЗ.
- Поэтапно проведено повышение квалификации всех учителей начальных классов.
- Определена модель организации образовательного процесса.
Вся начальная школа, начиная с 2014-2015 учебного года, работает по единому УМК «Перспектива». Обучающиеся обучающихся обеспечены учебниками за счет школы. Рабочие тетради закупаются родителями и в полной мере используются педагогами в работе. УМК обеспечен электронными пособиями к таким предметам как обучение грамоте, русский язык, окружающий мир, технология. Педагоги в полной мере используют в работе весь потенциал заложенный в учебных пособиях.
- Осуществляется организация внеурочной деятельности обучающихся.
Количественный состав преподавателей, организующих внеурочную деятельность, составляет 16 человек. Из них: педагоги начальных классов - 2 чел. (13%); педагоги средней школы- 4 чел. (25%); педагоги дополнительного образования школы – 1 чел. (6%); педагоги дополнительного образования других организаций (социальных партнеров) – 9 чел. (56%).
В течение учебного года учащиеся 1-3 классов приняли участие в таких мероприятиях:
Проекты, акции, фестивали, конкурсы, мастер-классы: 15
Библиотечные уроки (библиотека им. Белинского): 12
Праздники, спортивные состязания: 15
Поездки, экскурсии, посещение театров: 12
Учащиеся начальных классов приняли участие в 47 творческих окружных, областных, всероссийских, международных конкурсах и интеллектуальных дистанционных всероссийских конкурсах различного направления и уровня.
Сравнительная таблица динамики участия учащихся 1-4 классов в конкурсах
№ | Уровень конкурса | 2010-2011 уч. год | 2011-2012 уч. год | 2012-2013 уч. год | 2013-2014 уч. год |
Творческие | |||||
1. | Районный | 4 | 8 | 4 | 9 |
2. | Региональный | 5 | 1 | 1 | 2 |
3. | Всероссийский | 11 | 12 | 3 | 4 |
4. | Международный | 8 | 3 | 0 | 0 |
Спортивные | |||||
1. | Школьный | 2 | 3 | 3 | 3 |
2. | Муниципальный | 2 | 2 | 4 | 7 |
Интеллектуальные | |||||
1. | Региональный | 0 | 0 | 0 | 2 |
2. | Всероссийский | 2 | 5 | 11 | 17 |
3. | Международный | 8 | 5 | 4 | 3 |
Итого: | 42 | 39 | 30 | 47 |
Следует отметить, что повысилась активность участия педагогов и учащихся в интеллектуальных дистанционных конкурсах. По-сравнению с прошлым годом увеличилось количество конкурсов, в которых учащиеся приняли участие (с 15 до 22). Повысилась динамика участия в окружных, областных творческих конкурсах. Результативность конкурсов увеличилась, так из 47 конкурсов в 32 (68%) заняты призовые места.
Масштаб работы по внедрению ФГОС значительный и требует от всех исполнителей глубокого понимания вопроса, организованности и ответственности.
При реализации стандартов нового поколения учителю важно понять, что интеграция учебных предметов является одним из педагогических условий формирования универсальных учебных действий. Для создания коммуникационного пространства дополнительно к урокам необходимо проведение творческих мастерских, занятий элективных курсов с использованием индивидуальной и групповой работы, экскурсий, встреч. При этом эффективным становится применение информационно-коммуникационных технологий: например, Интернет позволяет расширить информационное поле учащихся и вынести учебные проекты за стены отдельной школы, сделать их телекоммуникационными; мультимедиа-проектор делает средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений учащихся; школьный сайт становится местом размещения публикаций, подготовленных учениками.
При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения.
Риски и проблемы при введении ФГОС
Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней, и в частности школы, важно свести к минимуму возможные проблемы.
Риски на уровне педагога:
1. Технологическая неготовность учителя к работе в рамках ФГОС: реализовывать новые виды деятельности (деятельностный подход), формировать УУД (для достижения новых – метапредметных и личностных результатов), вводить новую систему оценки знаний.
Способы минимизации риска:
- новая система оплаты труда;
- новая система повышения квалификации и аккредитации;
- мониторинг возможностей;
2. Ориентация на традиционную результативность (ориентация на ЗУНы при игнорировании метапредметных и личностных результатов);
Способы минимизации риска:
- новая система оплаты труда;
- новая система повышения квалификации и аккредитации;
- ориентация на новые образовательные достижения (в том числе – новые способы проверки готовности к подростковой школе);
3. Игнорирование внеучебных видов деятельности;
Способы минимизации риска:
- введение иных видов деятельности в норматив (см. требования РФ);
- новая система оплаты труда;
- формирование новых процедур оценки результативности деятельности педагога;
Риски на уровне общества (родителя):
1. Субъективный, личностный опыт (игнорирующий новые вызовы, социальные условия и т.д.);
Способы минимизации риска:
- включение представителей общественности в диалог по поводу результативности и содержания образования;
- просвещение (на уровне личностных контактов);
- инициирование объективного освещения процессов модернизации образования в СМИ.
2. Необходимость поддерживать новые виды деятельности;
Способы минимизации риска:
- иные (новые) требования к результатам и способам оценки образования;
- формирование мотивации (ответственности) родителей за будущее школьника;
Риски на уровне администрации образовательного учреждения:
1. Управленческая некомпетентность при введении ФГОС;
Способы минимизации риска:
- система повышения квалификации (с учетом новых требований);
- ориентация на новую результативность образования;
- обсуждение с Управляющим советом ОП и критериев оценки эффективности реализации;
2. Недостаточность условий для введения ФГОС;
Способы минимизации риска:
- грамотное распределение субсидий с федерального уровня;
- грамотное заполнение показателей мониторинга;
- региональная политика (определение приоритетов);
Риски на региональном уровне:
1. Увеличение документооборота;
Способы минимизации риска:
- определение необходимого (минимального) перечня документов;
- мониторинг реализации ФГОС НОО;
2. Недостаточность финансирования введения ФГОС;
Способы минимизации риска:
- включение в норматив новых видов деятельности, обеспечивающих реализацию ФГОС;
- лоббирование включения в норматив средств на реализацию ФГОС;
- определение показателей качества образования (модельная методика распределения стимулирующей части в зависимости от результата);
3. Отсутствие механизмов оценки реализации ФГОС НОО;
Способы минимизации риска:
- включение в региональную методику НСОТ показателей для распределения стимулирующей части ФОТ на основании ФГОС;
- заказ на разработку КИМов для оценки метапредметных результатов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фундаментальная идея ФГОС: человек нового качества Миссия школы: школа должна подготовить учащегося для будущего, научить моделировать, проектировать завтрашний день
Задачи 1.Привести нормативную базу, локальные акты школы в соответствие с требованиями ФГОС 2.Разработать ООП НОО 3.Определить модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности обучающихся. 4.Обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов 5.Обеспечить кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС
Предварительные итоги работы школы по ФГОС Администрация школы привела нормативную базу, локальные акты школы в соответствие с требованиями ФГОС. Школа обеспечена материально-техническими условиями в соответствии с поступающим финансированием, укомплектована кадрами. 3. Педагогический коллектив работает по ООП НОО. Основная программа корректируется перед новым учебным годом, учитывая опыт работы в прошедшем году.
Предварительные итоги работы школы по ФГОС 4. Поэтапно проведено повышение квалификации всех учителей начальных классов. 5. Определена модель организации образовательного процесса. 6 . Осуществляется организация внеурочной деятельности обучающихся .
Количественный состав преподавателей, организующих внеурочную деятельность, составляет 16 человек. Из них: педагоги начальных классов - 2 чел.; педагоги средней школы- 4 чел.; педагоги дополнительного образования школы – 1 чел.; педагоги дополнительного образования других организаций (социальных партнеров) – 9 чел..
В течение учебного года учащиеся 1-3 классов приняли участие в следующих мероприятиях: № Мероприятия Количество 1 Проекты, акции, фестивали, конкурсы, мастер-классы 15 2 Библиотечные уроки (библиотека им. Белинского) 12 3 Праздники, спортивные состязания 15 4 Поездки, экскурсии, посещение театров 12
№ Уровень конкурса 2010-2011 уч. год 2011-2012 уч. год 2012-2013 уч. год 2013-2014 уч. год Творческие 1. Районный 4 8 4 9 2. Региональный 5 1 1 2 3. Всероссийский 11 12 3 4 4. Международный 8 3 0 0 Спортивные 1. Школьный 2 3 3 3 2. Муниципальный 2 2 4 7 Интеллектуальные 1. Региональный 0 0 0 2 2. Всероссийский 2 5 11 17 3. Международный 8 5 4 3 Итого: 42 39 30 47 Сравнительная таблица динамики участия учащихся 1-4 классов в конкурсах
Риски и проблемы при введении ФГОС Риски на уровне педагога: 1. Технологическая неготовность учителя к работе в рамках ФГОС: реализовывать новые виды деятельности (деятельностный подход), формировать УУД (для достижения новых – метапредметных и личностных результатов), вводить новую систему оценки знаний. 2. Ориентация на традиционную результативность (ориентация на ЗУНы при игнорировании метапредметных и личностных результатов); 3. Игнорирование внеучебных видов деятельности.
Риски и проблемы при введении ФГОС Риски на уровне общества (родителя): 1. Субъективный, личностный опыт (игнорирующий новые вызовы, социальные условия и т.д.); 2. Необходимость поддерживать новые виды деятельности. Риски на уровне администрации ОУ: Управленческая некомпетентность при введении ФГОС; 2. Недостаточность условий для введения ФГОС. Риски на региональном уровне: 1. Увеличение документооборота; 2. Недостаточность финансирования введения ФГОС; 3. Отсутствие механизмов оценки реализации ФГОС НОО.
Желаем творческих успехов в новом учебном году!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проблемы и риски реализации ФГОС начального общего образования в школе"
Данный доклад показывает основные особенности введения ФГОС в начальной школе. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандартов ...
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ПОЗИЦИЙ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Так, учителя нашей гимназии применяют следующие инновационные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектно- исследовательские технологии, информационно-коммуникативные технологии, т...
«Проблемы и пути их решения при освоении ФГОС начального общего образования»
При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы столкнулись с проблемами.Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные. ...
«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»
«Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования»...
Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования
Итоги освоения достижения планируемых результатов основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС...
Выступление "Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО"
материал для выступления...
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...