Доклад "Проблемы и риски реализации ФГОС начального общего образования в школе"
статья (2 класс) на тему
Данный доклад показывает основные особенности введения ФГОС в начальной школе. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандартов положен системно - деятельный подход. Существуют определённые проблемы и риски при введении ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1
142001, Московская обл., г. Домодедово, ул. Советская, д. 70т. (279) 3 - 50 -37, 3-50-38
Проблемы и риски реализации ФГОС начального общего образования в школе.
Учитель: Лёвина Ирина Валентиновна
МАОУ Домодедовская СОШ№1
Проблемы реализации ФГОС начального образования.
Проблемы и риски.
С 1. 09. 2011 года все школы России перешли на ФГОС НОО. Наша школа не стала исключением. Я со своим 1 классом перешла на ФГОС раньше, работая по апробации новых стандартов с 2009 по 2011 учебные годы.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:
– к структуре основных образовательных программ;
– к условиям реализации основных образовательных программ;
– к результатам освоения основных образовательных программ;
Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Эффективность введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) зависит, главным образом, от готовности администрации школы, педагогов и родителей к сотрудничеству в новых условиях.
Риски и проблемы при введении ФГОС
В период введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования целесообразно пересмотреть целевые установки деятельности администрации образовательного учреждения, педагогов и родительской общественности. Только осознание необходимости совместных действий по стратегическому планированию достижения качественно новых результатов образования и ориентация на инновационные перспективы развития современного ОУ будут способствовать как решению проблем на всех уровнях системы образования, так и интеграции России в мировое образовательное пространство.
Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней, и в частности школы, важно свести к минимуму возможные проблемы.
Среди факторов риска (отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок и т. п.) мы особо выделяем такой риск, как неготовность учителей и администрации ОУ к введению ФГОС.
Начало работы школы по ФГОС ответственный шаг. Особо сложно быть первыми, как всегда впереди начинаний оказались учителя начальных классов, которым приходиться преодолевать все тяжести и бороться с рисками начинаний.
Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для нашей школы работа по ФГОС НОО стала ответственным шагом. В школе была создана рабочая группа, члены которой работали над разработкой основной образовательной программы начального общего образования. Учителя нашей школы выбрали для реализации всех задач ФГОС УМК «Планета знаний». Была организована работа с учителями начальных классов по их подготовке к реализации требований Стандарта. Все учителя прошли курсы повышения квалификации. Кроме урочной деятельности много вопросов возникало с организацией внеурочной деятельности. Особое внимание педагоги уделяли подготовке к формированию универсальных учебных действий у младших школьников, освоению современных образовательных технологий. Совместная работа дала положительные результаты.
Управление введением ФГОС НОО в общеобразовательные учреждения осуществлялось через нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое сопровождение, кадровую политику, информационное обеспечение и материально-техническое сопровождение
Основные затруднения:
1. Реализация требований ФГОС НОО осуществляется через основную образовательную программу, которая разрабатывается на основании примерной программы, особенностей ОС и УМК, реализуемых в ОУ, а так же с учетом особенностей данного учебного заведения. Эта программа разрабатывалась и реализовывается впервые в воспитательно-образовательном процессе школы.
2. Была сложность с разработкой плана, в вариативной части которого должно быть до 10 часов внеурочной деятельности.
3. Реализация различных моделей организации внеурочной деятельности в соответствие с условиями ОУ (кадровыми, материально-техническими, финансовыми и др.)
4. Недостаточная материально-техническая база школы для реализации требований ФГОС.
5. Недостаточное методическое обеспечение учителя начальных классов.
6. Недостаточное взаимодействие с другими ОУ, имеющими опыт в реализации требований ФГОС НОО.
7.Недостаточное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Стандарт – целевой, а не содержательный! Его цель – адаптированный к современной жизни человек, не боящийся её. Как следствие, возникают актуальные проблемы, которые предстоит решать в процессе реализации стандартов: освоение учителем новых технологий системно-деятельностного подхода, диагностика и оценка новых образовательных результатов, организация образовательного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов, организация коллектива учителей единомышленников, а так же организация творческого взаимодействия учителей начальной школы, учителей предметников и педагогов дошкольного образования, а так же родителей.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Я, как современный человек, за ФГОС, который дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе. Разобраться и вникнуть в их суть помогли семинары ( несколько семинаров было проведено на базе нашей школы), курсы повышения квалификации, помощь коллег. С появлением первого опыта проясняется логика идеи. Участвуя в рабочей группе над созданием образовательной программы, вникая и осмысливая, понимаешь, что трудны первые шаги, но с этими шагами приходит уверенность в себе, в своем деле. Изучив подробно методические рекомендации по введению ФГОС, найдены ответы на вопросы, которые вызывали затруднения (планирование, УУД и др.).
Я считаю, что мне повезло быть одной из первых в работе по ФГОС. У моих коллег появятся такие же вопросы, в решении которых я готова им помочь, опираясь на полученный опыт. Давайте помнить, что человек, которому повезло,— это человек, который делал то, что другие только собирались сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....
Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе
Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе...
"Реализация ФГОС начального общего образования средствами УМК "Школа России"
Выступление на педсовете «РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМи УМК «ШКОЛА РОССИИ»...
Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе (выступление)
Проблемы реализации ФГОС в сельской малокомплектной школе ....
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
Выступление на педсовете "Результаты реализации ФГОС начального общего образования достижения, риски, пути преодоления"
На августовском педсовете подведены результаты реализации ФГОС начального общего образования прошедшего учебного года. Обозначены достижения, риски, пути преодоления возникающих проблем....
Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ...