Разработка рабочих программ учебных предметов / коррекционных курсов в соответствии с требованиями ФГОС
презентация к уроку на тему
Разработка рабочих программ учебных предметов / коррекционных курсов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация по ФГОС | 313.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно – правовое обеспечение 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» С. 2 п. 9 С. 47, 48 2. Приказ №1599 п. 2.8: программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области – компонент содержательного раздела АООП п. 2.9.5.
Разработка рабочих программ и планирование учебной деятельности - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями .
Рабочая программа по предмету это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету.
Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине. Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
Функции: н ормативная; информационно-методическая; организационно-планирующая .
Требования к рабочей программе 1. Наличие признаков нормативного документа. 2. Учет основных положений адаптированной образовательной программы. 3. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения. 4. Системность и целостность содержания образования. 5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы. 6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана. 7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования .
Специфические требования ориентированность на формирование социально-значимых умений и навыков, жизненных компетенций, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях; интегративное изучение отдельных дисциплин; невозможность полной стандартизации, наличие разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения; поддержка и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования .
П. 2.9.5: Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов : 1) пояснительная записка, в которой: конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; описание места учебного предмета в учебном плане; личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 2 ) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 3 ) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 4) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебный план включает: обязательные предметные области; коррекционно-развивающую область.
Предметные области, предметы и отдельные программы Предметные области : Предметы 1. Язык и речевая практика 1.1 Речь и альтернативная коммуникация 2. Математика 2.1 Математические представления 3. Окружающий мир 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек 3.3 Домоводство 3.4. Окружающий социальный мир 4. Искусство 4.1 Музыка и движение 4.2 Изобразительная деятельность 5. Физическая культура 5.1 Адаптивная физкультура 6. Технологии 6.1 Профильный труд
Коррекционно-развивающие области: Коррекционные курсы : сенсорное развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие, альтернативная коммуникация Коррекционно-развивающие занятия
Приказ № 1599 В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.
Предметы и коррекционные курсы учебного плана 1 вариант Русский язык Чтение Речевая практика 2 вариант Речь и альтернативная коммуникация Альтернативная коммуникация
Титульный лист (визитная карточка ) • наименование образовательной организации; • название предмета, для изучения которого написана программа; • указание класса, в котором изучается предмет (для индивидуальной рабочей программы – Ф.И.О . и класс ученика); • Ф. И. О. и должность автора (авторов); • гриф утверждения программы. Ежегодно рабочая программа принимается педагогическим советом либо методическим объединением (данное решение отражается в протоколе педагогического совета либо заседания методического объединения, а на последней странице рабочей программы ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол педагогического совета / заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00) и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения (гриф утверждения ставится на титульном листе: УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись). Расшифровка подписи. Дата); • год разработки программы.
Муниципальное образовательное учреждение ------------- «-----------------» Принята решением Утверждаю: педагогического совета Директор от ХХХХ.20ХХг . ___________/ ХХХХХХ протокол № Х РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Математические представления » 3 класс Автор – составитель: ХХХХХ . 2015
П. 2.9.5: Программы отдельных учебных предметов , коррекционных курсов : 1) пояснительная записка, в которой: конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; описание места учебного предмета в учебном плане; личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 2 ) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 3) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 4) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Формулировка цели общие цели образования специфика учебного предмета / коррекционного курса формирование элементарных математических представлений, способствующих социально-бытовой адаптации обучающихся с умеренной умственной отсталостью . формирование средств альтернативной коммуникации и, способствующих социально-бытовой адаптации и личностному развитию обучающихся с тяжелой умственной отсталостью формирование основных сенсорных эталонов, способствующих оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.
Требования к формулировке задач : Конкретны Достижимы Измеряемы
П. 2.9.5: Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 5) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 6 ) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 7 ) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Сенсорное развитие В учебном плане данный курс является элементом "Коррекционно-развивающей области" и проводится во внеурочное время. Частота занятий - 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа (5 – 7 обучающихся) комплектуется из обучающихся параллели 1–х классов. Преподавание коррекционного курса «Сенсорное развитие» связано с преподаванием других предметов и курсов учебного плана: Речь и альтернативная коммуникация . Сформированные на занятиях курса сенсорные эталоны, служат основой для накопления, уточнения, активизации вербальных и невербальных средств коммуникации на предмете речь и альтернативная коммуникация. Математические представления . Сформированные на занятиях курса сенсорные эталоны служат основой для накопления и закрепления знаний об элементарных математических представлениях. Окружающий мир . Сенсорные эталоны служат основой формирования целостных образов и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Музыка и движение . Развитие слуховых и двигательных восприятий, эмоциональное и практическое обогащение опыта. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация). Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование предпосылок к освоению доступных средств изобразительной деятельности.
П. 2.9.5: Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов : 1) пояснительная записка, в которой: конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; описание места учебного предмета в учебном плане; личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 2) содержание учебного предмета, коррекционного курса ; 3) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ; 4) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Требования к формулировкам результатов Личностные и предметные Опора на ФГОС ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ!!! «Мягкие формулировки»: предмет ориентирован на …; обучающиеся получат возможность научиться …; курс ориентирован на формирование … Соответствие задачам
Ожидаемые личностные результаты освоения курса «Сенсорное развитие» формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности; развитие представления о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к занятиям: быть готовым к занятиям); развитие самостоятельности в выполнении элементарной предметно – практической деятельности; формирование предпосылок к эстетическому восприятию окружающего мира ; социально-эмоциональное участие в процессе общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми ; формирование установки на безопасный (умение обращаться с ножницами, клеем и т.п.), здоровый образ жизни (физкультминутки, гимнастика для глаз), наличие мотивации к труду (прибраться на парте после выполненного задания и т.д.).
ПРИМЕРНЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ И КОРРЕКЦИОННЫМ КУРСАМ
Задачи Ожидаемые результаты формирование и развитие представлений о цвете, форме и величине; формирование пространственно - временных представлений; формирование количественных представлений и счета в пределах 8; знакомство с цифрами и числами 6 – 8, формирование умения писать цифры в тетради; выполнение операций сложения и вычитания, сравнения групп в пределах 8 на наглядно – действенной основе. Распознавать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; Различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности Определять количество дней в неделе, их последовательность; Ориентироваться в схеме тела, в пространстве; Соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой Считать на предметной основе в доступных пределах ребенку; Узнавать, соотносить и писать цифры 1-8; выкладывать их последовательно в ряд; Выполнять операции сравнения, сложения и вычитания; р ешать простые задачи на нахождение суммы и остатка с опорой на наглядность в доступных ребенку предеоах .
Описание системы оценки достижения ожидаемых результатов Организация оценивания Методы оценивания С пособы обозначения выявленных результатов
Оценка результативности . При выявлении результативности обучения должен быть учтен ряд факторов : особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося; в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь); формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей; способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;
При выявлении результативности обучения должен быть учтен ряд факторов : выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития ; выявление представлений, умений и навыков в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы; в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию , после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым) .
Формы и способы оценки результативности освоения СИПР П ри оценке необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка, например: « выполняет действие самостоятельно», « выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), « выполняет действие по образцу», « выполняет действие с частичной физической помощью», « выполняет действие со значительной физической помощью », «действие не выполняет»; « узнает объект», « не всегда узнает объект», « не узнает объект»;
Методы оценивания Традиционные методы (выполнение контрольных / самостоятельных работ, практические работы, тестирование) Метод э кспертной группы Наблюдение Индивидуальный психолого-педагогический эксперимент Изучение продуктов деятельности
Требования к оцениванию учебных достижений обучающихся со значительными когнитивными нарушениями Объективность; Комплексность, т.е. возможность охватить все аспекты и этапы формирования учебного навыка; Чувствительность к минимальным продвижениям обучающихся; Минимизация временных затрат; Простота в использовании на практике; Возможность оценить прочность сформированных навыков в течение длительного времени и возможность их применения; Нацеленность на улучшение качества обучения с возможностью быстрой корректировки программ .
Способы обозначения выявленных результатов Количественные показатели Оценка Бально -уровневая система Количество правильно выполненных заданий за промежуток времени Количество невербальных знаков, используемых за единицу времени в заданной модели общения … Качественные критерии по итогам практических действий ! – не выполняет; ПП – выполняет со значительной помощью; П – выполняет с частичной помощью; И – по последовательной инструкции; О – по образцу; ОШ – самостоятельно, но с ошибками; С – самостоятельно и без ошибок.
П. 2.9.5: Программы отдельных учебных предметов , коррекционных курсов : 1) пояснительная записка, в которой: конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; описание места учебного предмета в учебном плане; личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 2) содержание учебного предмета, коррекционного курса ; 3) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ; 4) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса Структурировано: По направлениям (блокам, разделам) По этапам Направления / этапы должны быть соотносимы с задачами и ожидаемыми результатами
Примерный алгоритм составления рабочей программы Август: 1. Предварительное составление рабочей программы Сентябрь (сроки могут варьироваться): 1. Реализация исходно-диагностического блока рабочей программы по предмету. 2. Корректировка рабочей программы на основе результатов диагностики. 3. Согласование и утверждение рабочей программы. В течение учебного года: Реализация рабочей программы, допустимы корректировки .
Библиографический список 1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15. 2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27. 3. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/ Kolyada.pdf ] 4. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/] 5. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/] 6. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно- деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1- 0-2468] 7. Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/] 8. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/] 9. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/] 10.Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования / А. Хуторской //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114 11.Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39. 12.Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 13.Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 14. Леонтьев,А.А . Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана урока по методике коммуникативной технологии по требованиям ФГОС
Федераль Дәүләт белем бирү шартларында коммуникатив технология методикасы белән эшләнгән дәрес эшкәртмәсе...
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Ритмика». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Ритмика». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Ритмика» 2 класс ФГОС ОВЗ.
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Ритмика» 2 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» 2 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» 2 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая учебная программа коррекционного курса по предмету «двигательное развитие» для обучающихся 1б, 3в классов (вариант 2) на 2022 – 2023 учебный год
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая учебная программа коррекционного курса по предмету«двигательное развитие»для обучающихся 1б, 3в классов (вариант 2)на 2022 – 20...
Рабочая учебная программа коррекционного курса по предмету «двигательное развитие» для обучающихся 5б класса (вариант 2) на 2022 – 2023 учебный год
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая учебная программа коррекционного курса по предмету«двигательное развитие»для обучающихся 5б класса (вариант 2)на 2022 – 2...