Особенности формирования основ личности гражданина и патриота страны у младших школьников.
материал на тему
Особенности формирования основ личности гражданина и патриота страны у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirov._osnov_lichnosti_grazhd._i_patriota.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
С. О. Удовенко,
Учитель начальных классов МБОУ: КСОШ №1
(с. Кулунда Алтайского края)
Особенности формирования основ личности гражданина
и патриота страны у младших школьников.
« Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему жилищу, к своей
школе. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её
истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству»
Д. С. Лихачёв.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Именно в начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества.
Воспитательную работу я планирую исходя из программы школы «Воспитание на традициях русского народа». Она помогла мне определить следующие направления: 1. Патриотическое воспитание.
2. Воспитание правовой культуры.
Патриотическое воспитание.
Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению символов Российской Федерации: герба, флага, гимна. С национально-государственной символикой знакомлю учащихся на ставших уже традиционными «Уроках России».
Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Курс «Окружающего мира», знакомит детей с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков.
Уроки русского языка и литературного чтения содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны, что тоже помогает мне в воспитании. Умелое сочетание учебных занятий, внеклассных мероприятий, экскурсий позволяет эффективно проводить работу по формированию у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся учёных, писателей, художников и др.
Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении воспитывает в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека, и в конечном итоге формирует осознанное патриотическое чувство.
Начиная с 1класса, планирую большую краеведческую работу по ознакомлению детей с родным краем. Туристско-краеведческая деятельность позволяет детям, совершая тематические прогулки, экскурсии, познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины», а это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Организую, экскурсии в Краеведческий музей района (и даже соседнего), школьный музей «Край, в котором я живу», встречи с интересными людьми, ведётся поисковая работа об истории района через общение с семьёй ребёнка. Ежегодно проводим трудовые десанты «Берегите природу» и «Чистый дендрарий» на пришкольном участке, который утопает в зелени и цветах и является гордостью школы. Результаты краеведческой работы оформляем в виде проектов, стенгазет, выставок.
Народные игры с пением дают возможность прикоснуться к истокам народного фольклора, обогащают речь, развивают коммуникативные навыки. Учитывая это, мной была разработана программа «Праздничная и обрядовая жизнь русского народа» и включена во внеклассную деятельность учащихся.
Воспитание правовой культуры.
Работу начинаю с элементарного знакомства детей с нормативно-правовыми документами, такими как «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка». Помогаю в доступной форме осознать необходимость соблюдения законов, правил общества, т.к. от этого будет зависеть будущая судьба и их здоровье.
Систематически веду работу по пропаганде правил поведения в общественных местах и на транспорте, профилактике дорожно-транспортного травматизма. Ежегодно проводим и участвуем с детьми в конкурсах и викторинах, выставках рисунков и поделок по тематике безопасности дорожного движения. Мои дети неоднократно становились победителями районных конкурсов, таких как «Дети и дорога», «Письмо водителю-нарушителю», «Дорога глазами детей», в районной газете опубликованы рисунки 4 класса «Водитель, будь осторожен!».
В правовом воспитании большое значение имеет формирование прочной нравственно-правовой эмоциональной основы, стимулирование борьбы с аморальными проявлениями и правонарушениями.
В ходе ежедневного общения и наблюдения за детьми в различных видах деятельности наблюдаю за психологическим состоянием и поведением каждого ребёнка. Обнаружив «сигналы неблагополучия» привлекаю к работе психолога, социального педагога. Как правило в таких семьях, обстановка не способствует личностному развитию ребёнка, его социализации, а родители, сами того не замечая, довольно часто нарушают права ребёнка. С такими родителями провожу работу по правовому, психолого-педагогическому, социально-психологическому просвещению. Работа по профилактике и коррекции детско-родительских отношений позволяет пресечь нарушение прав ребёнка на начальном этапе и повысить педагогическую культуру родителей.
И в заключении привожу отрывки из сочинений детей
«Чтобы вырасти настоящими людьми, и принести пользу Родине, надо хорошо учиться, быть дисциплинированным и выполнять законы честно и добросовестно…» Рома П.
«У каждого человека есть свой маленький уголок – село, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина…
Матерью мы зовём нашу страну потому, что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и бережёт нас от врагов…» Женя Т.
« Нам есть чем гордиться
И есть что беречь, -
Мир, что вокруг
И родимую речь.
Маму и папу,
Родную страну
Всё то, что в сердцах
Не отнять никому» Карина Ч.
Считаю, воспитание в духе патриотизма и гражданственности является неистощимым источником, черпая из которого мы сможем определить главные ориентиры в воспитании личности патриота, которые позволят молодому поколению россиян прочувствовать всю прелесть и полноту патриотического мироощущения.
Литература
1. Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. – М., 1986.
2. Никитин А. Ф. Педагогика прав человека. – М., 1993.
3. Харламов И. Ф. Педагогика: Крат. Курс: Учеб. Пособие / И. Ф. Харламов. – Мн.: Высш. шк., 2004. – 2004.
4. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников.
Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Программа внеурочной деятельности "Я-...
Статья "Особенности формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: "Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: из опыта работы"...
Особенности конструирования оценочных материалов для диагностики уровня индивидуальных достижений младших школьников
В методической разработке представлены задания на предмет достижения предметного результата изучения русского языка в начальном общем образовании...
Особенности конструирования оценочных материалов для диагностики уровня индивидуальных достижений младших школьников. Математика
В методической разработке представлены задания на предмет достижения предметного результата изучения математики в начальном общем образовании....
Особенности конструирования оценочных материалов для диагностики уровня индивидуальных достижений младших школьников. Окружающий мир.
В методической разработке представлены задания на предмет достижения предметного результата изучения окружающего мира в начальном общем образовании....
Особенности организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ
В стаье описываетсются особые образовательные потребности детей с нарушением слуха и интеллекта и рассказывается об особенностях организации психолого-коррекционной работы по развитию познавательных п...
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная статья посвящена вопросу об особенностях формирования основ безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста, а также почему большая часть работы по формированию безопасного по...