ДОУ и родители, воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие в развитии познавательной активности.
учебно-методический материал на тему
Современная жизнь требует и от взрослого и от ребенка - проявлений поисковой активности, на базе которой и строится исследовательское поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie-prezentatsiya_poznavatelnaya_deyatelnost.docx | 22.21 КБ |
poznavatelnaya_deyatelnost.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
«ДОУ и родители, воспитатель и ребенок:
эффективное взаимодействие
в развитии познавательной активности»
Из опыта работы.
РМО узких специалистов.
Подготовил педагог-психолог
структурное подразделение
МДОУ д/с№16
Морозова Н.В.
Маркс
2016
Вовлечение всех участников образовательных отношений в эффективное взаимодействие в развитии познавательной активности дошкольников.
Прежде чем давать знания, надо научить
думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Слайд 3.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: изучает как реагируют на его плач, выбрасывает игрушку из коляски или кроватки и наблюдает как она падает, рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Слайд 5.
Введению термина «экспериментирование» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
Слайд 6.
Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П.Павлова осуществился один незапланированный эксперимент.
Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу
Идея создания инновационного проекта возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования Российской Федерации. Выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий.
Слайд 8.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
Специалисты считают одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются:
- метод детского экспериментирования,
- метод проектов
- метод моделирования проблемных ситуаций
Слайд 8.
Использование инновационных педагогических технологий открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
Слайд 9.
В третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Слайд 10.
Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Слайд 11.
Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий»,
Слайд 12.
При правильной организации работы когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Слайд 13.
Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно–образное мышление начинает заменяться словесно–логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух), нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Слайд 14.
В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы
Принципы:
• Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
• Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых
• Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
• Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому важно привлекать родителей к активной помощи.
Внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей познавательной, поисково-исследовательской активности. Это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову , состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
Физиологические аспекты детского экпериментирования. Из наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.
Использование инновационных педагогических технологий открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Наиболее эффективные на взгляд специалистов - проектно-исследовательский метод, - метод проблемного обучения - метод детского экспериментирования. Данные методы поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Актуальность Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления.
В третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок учится решать такие сложные задачи как: - уметь видеть проблему и ставить вопросы; - уметь доказывать; - делать выводы; - высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Главное достоинство дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Проблема мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
При правильной организации работы когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс.
Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам необходимо речевое сопровождение: т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно–образное мышление начинает заменяться словесно–логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались необходимые навыки.
В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы: • Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания. • Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых • Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности. • Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса
"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А
«Соленые возможности» из моего опыта работы «Удивительные кристаллы соли» «Исследование свойств соли и сахара» «Это удивительная соль» «Волшебница соль» «Чудо — соль» «Путешествие в страну волшебницы Феи Соли» «Волшебные свойства соли» «Хрустальный замок для Снежной Королевы» «Это всё-соль!» «Волшебная соль» Соленое тесто, рисование белой солью и цветной солью, соленые фигурки
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! ЖЕЛАЕМ ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ И УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как эффективное средство в развитии познавательной активности.
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования г...
"Развитие познавательной активности в начальной школе Активными методами обучения в условиях реализации ФГОС"
В 2016 году я прошла курс обучения на образовательном портале "Мой университет". Тема: "Технологии АМО в начальной школе в условиях реализации ФГОС". Чтобы поделиться со своими коллегами опытом работы...
Материал для родительского собрания на тему "Коррекция и развитие познавательной активности ребенка через игру"
Данный материал предназначен для проведения родительского собрания в 3-4 классах....
Практикум для воспитателей "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования. "
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования.Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности...
Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с живой и неживой природой.
Выступление на педсовете по теме "Развитие познавательной активности ребёнка в процессе ознакомления с живой и неживой природой....
Наглядная геометрия как эффективный способ развития познавательной активности младшего школьника
Статья об использовании в наглядной геометрии эффективных форм и методов обучения...
"Групповая работа как одно из эффективных средств развития познавательной активности младших школьников"
Использование групповых методов обучения обеспечивает решение проблем, связанных с формированием компетенций обучающихся, обеспечивает развитие их способностей для жизни в современном обществе и творч...