методический семинар на тему: "Как мотивировать интерес учеников или поговорим о главном"
методическая разработка на тему

Александрова Анастасия Андреевна

Данный семинар раскрывает приемы, которые способствуют равитию интереса учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_-_noveyshee.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по методической теме «Как мотивировать интерес учеников к уроку, или поговорим о главном»

Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление я хочу начать с четверостишия:

                        Если б спросили меня: «Педагог,

                        Что Вам в работе труднее даётся?»

                         Я без запинки сказала б: «Урок.

                         Этому  жизнь всю учиться придётся».

Для нас, молодых педагогов, начинающих свой путь в профессию, дать урок – это самая трудная, но необходимая задача. Ведь на уроке школьники учатся познавать мир, учатся учиться. «Урок – это первая искорка, зажигающая яркий факел любознательности» - эти слова В.А.Сухомлинского очень точно говорят о ценности урока в развитии, образовании ребёнка-школьника.

Чтобы узнать, каким хотят видеть урок ученики, предлагаю назвать прилагательное на каждую букву слова «урок»…   А это ответы моих четвероклассников:

У – уникальный, удивительный, удачный, успешный

Р – развивающий, радостный, разнообразный

О – обучающий, отличный

К – классный

Согласитесь, в эти эпитеты ученики вложили огромный смысл: они ждут от урока удивления, радости, успеха от встречи с новыми знаниями, с новыми героями… И если каждый урок будет таким, каким хотят видеть его дети, ни у одного ученика не пропадёт интерес к происходящему в течение традиционных 45 минут.

Однако, на практике почти каждый молодой  специалист сталкивается с одной и той же проблемой: ученикам бывает неинтересно на уроке, а  интерес , по словам И…Гербера – это синоним учебной мотивации. Каждый из присутствующих здесь подтвердит, что если нет интереса, нет   и результативности урока.

Поэтому тема моего методического выступления «Как мотивировать интерес школьников к уроку, или поговорим о главном».

Чтобы    разобраться в проблеме, необходимо в первую очередь раскрыть ключевые понятия.

Что же такое мотивация?

Мотивация (от латинского – побуждение, от французского – причина, побудительная сила) – эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к действиям (деятельности).

А что может побуждать? Перед вами ещё одно определение понятия «мотивация»:

Мотивация – процессы, методы, средства, формы работы, побуждающие учащихся к продуктивной деятельности, к активному усвоению содержания образования.

Стало быть, чтобы мотивировать  познавательную деятельность обучающихся на уроке, необходимо использовать такие процессы, методы, средства, формы работы, которые бы вызывали у детей интерес. Другими словами – создавать условия для устойчивого интереса  школьников к уроку.

Поэтому цель моего выступления – раскрыть условия, влияющие на формирование интереса обучающихся к уроку.

 Задачи:

-уточнить понятия по теме выступления;

-раскрыть наиболее продуктивные  процессы, методы, средства, формы работы посредством анализа педагогического опыта и теоретических источников.

 

Уважаемые коллеги, помня о том, какого урока ждут от нас дети, скажите, что предшествует проведению урока? Действительно, это его подготовка.

Часто при планировании урока  учитель не задумывается о том,  какие приемы, формы работы, этапы урока, содержание заданий, иначе –  условия,   больше всего  мотивируют интерес детей.  

Посчитав, что собственного опыта недостаточно для  решения данной  проблемы, провела небольшой  опрос среди коллег и учеников для того, чтобы выяснить,   что привлекает детей в уроке, что их мотивирует в большей степени.    Результаты опроса сравнила  с  мнением учёных, занимающихся проблемой мотивации учащихся к познавательной деятельности. Это педагоги и психологи А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, М.М.Поташник  и другие.  

 Выводы исследования легли в основу данного выступления, а самые продуктивные приёмы, формы работы стали началом моей методической копилки.

Представляю вам в сравнении ответы опрошенных учеников и педагогов на   вопрос «Что мотивирует  интерес  на уроке?». Все ответы респондентов сгруппировала в зависимости от условий мотивации, которые  выделяют учёные.

 1.Итак, в первую группу вошли следующие ответы. Читаем: ученикам интересно, когда

По ответам учителей мы видим, что они делают такие же выводы. Это

когда интересные задания (загадки, ребусы…), узнаём дополнительно о животных, событиях, изобретениях, новых словах; смотрим фильмы или презентации по теме,  рассказываем о себе…

 -использование занимательного материала, дополнительных фактов по теме урока, материалов, связанных с собственным опытом;

-просмотр учебных фильмов, ;

-применение дидактических игр

Как видим,   детей привлекает дополнительный материал, использование которого способствует расширению кругозора, который может удивить и, стало быть,  стимулировать познавательную деятельность.

Учёные  определяют данное условие как отбор содержания учебного материала.

   Они рекомендуют   использовать   дидактические материалы в виде познавательных игр, проектов, содержащих дополнительную информацию по теме урока,  учебные фильмы, слайды, рисунки, тексты, которые не могут   оставить детей равнодушными.

               

2.Уважаемые коллеги, чтобы определить второе условие, предлагаю  следующую группу ответов. Дети  отмечают, что им интересно…  , а учителя, предугадав ответы своих учеников, делают выводы о том, что детей мотивирует…

когда      домашнее задание проверяем с помощью аукциона знаний, решаем проблемные ситуации, когда по одному слайду  можно рассказать биографию писателя,  когда  

по символам, схемам узнаём виды заданий, заполняем таблицы  

 -использование  образовательных технологий;

-применение проблемных вопросов,

-поисковая деятельность…

Все названное относится к организации образовательной деятельности.

По мнению учёных,   вызвать и поддержать интерес детей на уроке можно с помощью приёмов современных образовательных технологий, в основе которых лежат разные виды деятельности: игровая, исследовательская, творческая, т.е. та, в которой дети могут проявить свои способности и добиться успеха.    

Лишь несколько примеров:

-посмотрев на сюжетную картинку, ребята могут предугадать, с каким произведением их ждёт встреча: о героях, событиях, а потом проверить свои предсказания;

-собрав в «корзину идей» свои предположения по решению определённой проблемы, ученики с помощью поиска информации, исследования делают собственные открытия и доказывают свои первичные предположения;

-с помощью приёма «Я – автор» имеют возможность  высказать свою версию событий в произведении или ответить на вопросы других учеников, почему он это правило разместил в учебнике;

  -глядя на один слайд под названием «Фотофакты», могут составить целый рассказ по заданной теме;

-с помощью волшебного кубика Блума задать   тонкие и толстые   вопросы своим товарищам по изученной теме и проверить себя;

 Эти и другие приёмы известных технологий, по словам  Сухомлинского, «цепляют детский ум»,  т.е активизируют познавательную деятельность.  

включая учащихся в разные виды работы , с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов 

без мотивации нельзя начинать изучение новой темы  Уметь использовать в постановке цели и выборе средств ее достижения ученик играет активную роль; чтобы дети разнообразные формы организации деятельности,

3.Обратимся к третьей группе ответов и определим  ещё одно условие мотивации к познавательной деятельности на уроке.  Как видим, мнения   учеников и учителей одинаковы.  

Нравится работать в группе, в паре                    

-групповая форма работы

Учёные тоже отмечают, что деятельность детей на уроке мотивируют коллективные формы работы. Действительно, детям интересна групповая форма работы, особенно если они выполняют при этом какие-то роли: учёных, писателей. И здесь главное, чтобы они всецело соответствовали выбранной роли посредством выполнения определённых действий, своей речи, стиля общения друг с другом и с педагогом.  

4. Следующая группа ответов также совпадает с выводами учёных.

И дети, и педагоги выделяют оценку как одно из главных условий мотивации на уроке.

Интересно, когда оцениваем друг друга,   себя по лесенке успеха,  или в листе самооценки…                                                    

-рефлексия

Безусловно, оценка мотивирует интерес школьников. Учёные выделяют разные виды оценки. Это  оценка педагога, в том числе словесное поощрение, взаимооценка, самооценка. Всем нам известно, что современный урок невозможен без рефлексии учебной деятельности, знаний, эмоционального состояния.  

Как её проведение сказывается на мотивации интереса к уроку?

Мотивация эмоционального состояния в начале урока нацеливает ребёнка на успешную работу, а в конце помогает проверить по его настроению, доволен ли он своей деятельностью;

 Рефлексия  деятельности позволяет определить, какие действия помогают ученикам в их открытиях, чтобы  в дальнейшем на них опираться. Рефлексия знаний необходима, чтобы  устранить проблемы, появившиеся на уроке, и, как следствие, вернуть ребёнку уверенность в свои силы.        Авторы методических пособий рекомендуют использовать разнообразные приёмы, при этом   напоминая о том, чтобы   самоанализ их деятельности, усвоенных знаний, умений, эмоций проводился систематически, иначе этот вид деятельности теряет смысл. На слайде представлены некоторые приёмы для проведения рефлексивной деятельности, которые больше всего нравятся ученикам.     

5.И, наконец, к пятой группе условий, мотивирующих интерес школьников, относится стиль педагогической деятельности. Как видим, ученики и педагоги говорят об одном и том же, используя разные формулировки ответов.

Школьникам нравится, когда;             по мнению педагогов, поддержать  интерес можно с помощью ….

когда учитель хвалит,  иногда строго говорит, а иногда шутит;

не всё говорит словами, а показывает

 знаками, часто бывает как артистка  

                           

-речь;

-артистизм;

-создание психологического комфорта;

-сотрудничество

   

Мотивирует стиль педагогической деятельности.  

Обобщив  полученную информацию из разных источников, можно назвать несколько  правил, каким должен быть стиль педагога, чтобы детям было на уроке интересно.

-У российского журналиста Максима Звонарёва есть такое высказывание: «В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна, циркового коня…». – быть артистом, иметь во всём чувство меры.

-Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение вперёд и поддержать его успех  - сказал когда-то Ушинский, значит, необходимо создавать атмосферу успеха на уроке.

-Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить. Знакомая всем  фраза А Дистервега призывает к сотрудничеству, которое так ценят дети.

Закончить свод правил хочется словами Яна Ам.Каменского:

-У ребёнка надо пробудить интерес к учёбе, используя чувства, разум и веру.  Значит, учителю необходимо всегда  удивлять, развивать учеников и верить в возможности каждого из них

 

 

-Для меня, учителя с  крошечным профессиональным опытом, каждое из перечисленных условий – это узелок на память.  Сегодня в моей методической копилке есть приёмы, формы работы, которые помогают мне  мотивировать работу  учеников на уроках, добиваться их активности, старательности и хороших знаний.  Надеюсь,  моё методическое выступление будет полезно начинающим педагогам при планировании своих уроков и занятий, потому что оно будет напоминанием о том, по словам К.Д.Ушинского, «учение, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к овладению знаниями». Думаю, что это главный узелок на память, который мы сегодня сделали, поэтому вторая часть названия моего выступления так и называлась: поговорим о главном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...

презентация к методическому семинару по теме "«Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

Данная презентация отражает опыт работы по данной теме. Материал был представлен на "Учитель года 2015"....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"

Мметоды и приемы работы   на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....

Методический семинар по теме " Работа по формированию навыка чтения младших школьников".

Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно ивыразительно читать, осмысленно и эмоционально восприниматьпрочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу стекстом произв...

Методический семинар на тему " ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА "

На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диа...