Формирование ИКТ – компетентности младших школьников через внеурочную деятельность
статья на тему
Выступление на ярмарке педагогических идей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_kompetentnost_cherez_vneurochnuyu_deyatelnost.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №41»
Сообщение по теме:
«Формирование ИКТ – компетентности младших школьников через внеурочную деятельность»
Подготовила: учитель начальных классов Татарникова А.С.
Братск - 2016
Проблема формирования ИКТ - компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ - технологиями составляют основу грамотности современного человека. Поэтому использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития общества.
Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» плотно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Следовательно, одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИКТ-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века.
Опыт сегодняшнего младшего школьника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на начальной стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.
Ориентировка учащихся в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями.
Решение задачи формирования ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана и в процессе организации внеурочной деятельности.
Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования ИКТ -компетентности является период первого года обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всего года, а, скорее всего, и до конца начальной школы.
Следует отметить, что ИКТ - компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Самый главный вопрос в любом деле: «С чего начать?». Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на занятиях внеурочной деятельностью.
Внеурочная деятельность составляет отдельную часть учебного плана, для ее организации могут использоваться различные формы: экскурсии, кружки, секции и т.д.
Я хочу рассказать о работе кружка внеурочной деятельности, который реализуется в моем классе 2-ой год. «Умные Малыши Конструируют Аргументируют(УМКА)»
Программа составлена на основе авторской программы Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах», М: «БАЛАСС», 2009г. и адаптированной программы кружка «Умные Малыши Конструируют Аргументируют (УМКА)»
Программа предназначена для обучающихся 1-2 классов.
Программа предметного кружка «Умка», которая объединила в себе такие предметы как информатика, математика, геометрическое конструирование и предметы гуманитарного цикла.
Цели программы: 1.Знакомство с геометрическими фигурами и понятиями, их различие и распознавание. 2. Первоначальные основы работы с программой Paint. Создание в программе простейших картинок - открыток из геометрических фигур.
Форма организации занятий кружка очень разноборазны : групповые и индивидуальные творческие задания, работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания за компьютером, работа с обучающими программами.
Данный курс разработан не только с целью изучения стандартных приемов работы в графическом редакторе, но и для глубокого овладения скрытыми возможностями этой программы, для развития у обучающихся художественного вкуса и алгоритмического мышления, приобщения их к волшебному миру творчества.
Учебно-тематический план кружка включает в себя следующие темы:
- Графический редактор Paint
- Составление рисунков на заданные темы.
- Меню программы.
- Знакомство с программой Paint.
- Работа в программе Paint.
- Вставка объектов и текста.
- Самостоятельная творческая работа в программе Paint.
- Группировка объектов.
- Создание картинки - открытки.
- Сохранение открытки.
Ожидаемые результаты
К концу 2-го года обучения ученик сможет научиться:
изображать основные геометрические понятия, создавать из них простейшие тематические картинки-открытки в программе Paint, решать задачи занимательного характера, работать со справочной литературой.
Ребята с удовольствием посещают занятия этого кружка, они помогают поддерживать у них положительную мотивацию, направленную на познание и обучение.
Во-первых, сама возможность поработать с компьютером привлекает ребят к внеурочной деятельности и создает положительную мотивацию на выполнение запланированной работы.
Во-вторых, участие в творческих конкурсах, проходящих в среде Интернет, подталкивает школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации.
В-третьих, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу.
За время работы кружка ребята многому научились и мы решили попробовать свои силы в Интернет - марафоне по ИКТ "Созерцай. Твори. Фантазируй" в номинации графика. На конкурс было отправлено 4 работы выполненные в программе Paint. Две из которых стали призерами заняв 2-е и 3-е места.
На собственном опыте мы убедились, что использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.
Однако, при всей заманчивости использования ИКТ технологий во внеурочной деятельности учащихся, при всем его широком спектре возможностей и громадном информационном ресурсе следует помнить, что это не панацея, не решение всех проблем (в том числе и образования), а лишь средство, инструмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на образовательную и творческую деятельность.
При этом мы должны понимать, что использование ИКТ – это, реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.
Список литературы
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
- Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е.Н.. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
М.: Просвещение, 2011. - Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 2005г.- 16с.
- Ильин Г.Л. – Проектное образование как способ осмысления развития ребенка. // Школьные технологии. – 2007.
- Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.
- Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель», 2006.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. – Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Графф, 2002г. -112с.
- Профессиональные педагогические проекты: сборник педагогических проектов педагогов высшей квалификационной категории Центрального района. Выпуск II. Новосибирск. 2010.
- Профессиональные педагогические проекты: сборник педагогических проектов педагогов высшей квалификационной категории Центрального района. Выпуск III. Новосибирск. 2011.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.Народное образование, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...
Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность
Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...
Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.
В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для ...
Формирование поликультурной личности младшего школьника через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС
Результатом системы внеурочной деятельности является формирование поликультурного мышления у детей, освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения....
Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность
обобщение опыта работы по экологии через внеурочную деятельность...
Статья "Формирование информационной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности"
В условиях информатизации российского образования проблема формирования ИКТ-грамотности на ступени начального образования представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов...