Формирование ИКТ – компетентности младших школьников через внеурочную деятельность
статья на тему

Выступление на ярмарке педагогических идей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_kompetentnost_cherez_vneurochnuyu_deyatelnost.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №41»

Сообщение по теме:

«Формирование ИКТ – компетентности младших школьников через внеурочную деятельность»

Подготовила:                                                  учитель начальных классов Татарникова А.С.

Братск - 2016

            Проблема формирования ИКТ - компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ - технологиями составляют основу грамотности современного человека. Поэтому использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития общества.

        Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования.                                                Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД.

        Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» плотно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Следовательно, одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИКТ-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века.

Опыт сегодняшнего младшего школьника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на начальной  стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более привлекательной.        

        Ориентировка учащихся в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями.

          Решение задачи формирования ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана и в процессе организации внеурочной деятельности.

Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования ИКТ -компетентности является период первого года обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всего года, а, скорее всего, и до конца начальной школы.

Следует отметить, что ИКТ - компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.

Самый главный вопрос в любом деле:  «С чего начать?». Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно осуществлять на занятиях внеурочной деятельностью.

          Внеурочная деятельность составляет отдельную часть учебного плана, для ее организации могут  использоваться различные формы: экскурсии, кружки, секции и т.д.

          Я хочу рассказать о работе кружка внеурочной деятельности, который реализуется в моем классе 2-ой год. «Умные Малыши Конструируют Аргументируют(УМКА)»

Программа составлена на основе авторской программы Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах», М: «БАЛАСС», 2009г. и адаптированной программы кружка «Умные Малыши Конструируют Аргументируют (УМКА)»

         Программа предназначена для обучающихся 1-2 классов.

Программа предметного кружка «Умка», которая объединила в себе такие предметы как информатика, математика, геометрическое конструирование и предметы гуманитарного цикла.

Цели программы:                                                                                                                        1.Знакомство с геометрическими фигурами и понятиями, их различие и распознавание.                                                                                                                                                                     2. Первоначальные основы работы с программой Paint. Создание в программе простейших картинок - открыток из геометрических фигур.

 Форма организации занятий кружка очень разноборазны : групповые и индивидуальные творческие задания, работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания  за компьютером, работа с обучающими программами.

Данный курс разработан не только с целью изучения стандартных приемов работы в графическом редакторе, но и для глубокого овладения скрытыми возможностями этой программы, для развития у обучающихся художественного вкуса и алгоритмического мышления, приобщения их к волшебному миру творчества.

Учебно-тематический план кружка включает в себя следующие темы:

  • Графический редактор Paint
  • Составление рисунков на заданные темы.
  • Меню программы.
  • Знакомство с программой Paint.
  • Работа в программе Paint.
  • Вставка объектов и текста.
  • Самостоятельная творческая работа в программе Paint.
  • Группировка объектов.
  • Создание картинки - открытки.
  • Сохранение открытки.

Ожидаемые результаты

К концу 2-го года обучения ученик сможет научиться:

изображать основные геометрические понятия, создавать из них простейшие тематические картинки-открытки в программе Paint, решать задачи занимательного характера, работать со справочной литературой.

Ребята с удовольствием посещают занятия этого кружка, они помогают поддерживать  у них положительную мотивацию, направленную на познание и обучение.

         Во-первых, сама возможность поработать с компьютером привлекает ребят к внеурочной деятельности и создает положительную мотивацию на выполнение запланированной работы.

Во-вторых, участие в творческих конкурсах, проходящих в среде Интернет,  подталкивает школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации.

В-третьих, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу.

За время работы кружка ребята многому научились и мы решили попробовать свои силы в  Интернет - марафоне по ИКТ "Созерцай. Твори. Фантазируй" в номинации графика. На конкурс было отправлено 4 работы выполненные в программе Paint. Две из которых стали призерами заняв 2-е и 3-е места.

      На собственном опыте мы убедились, что использование ИКТ во внеурочной работе предоставляет широкие возможности. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.

         Однако, при всей заманчивости использования ИКТ технологий во внеурочной деятельности учащихся, при всем его широком спектре возможностей и громадном информационном ресурсе следует помнить, что это не панацея, не решение всех проблем (в том числе и образования), а лишь средство, инструмент для повышения эффективности образовательного процесса и, что наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на образовательную и творческую деятельность.  

При этом мы должны понимать, что использование ИКТ – это,  реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.  и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
  2. Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е.Н.. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
    М.: Просвещение, 2011.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.
  4. Гузеев В.В.     Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 2005г.- 16с.
  5. Ильин Г.Л. – Проектное образование как способ осмысления развития ребенка. // Школьные технологии. – 2007.
  6. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.
  7. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
  8. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: «Учитель», 2006.
  9. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. – Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Графф, 2002г. -112с.
  10. Профессиональные педагогические проекты: сборник  педагогических проектов педагогов высшей квалификационной категории Центрального района. Выпуск II. Новосибирск. 2010.
  11. Профессиональные педагогические проекты: сборник  педагогических проектов педагогов высшей квалификационной категории Центрального района. Выпуск III. Новосибирск. 2011.
  12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.Народное образование, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность

Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...

Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.

В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для ...

Формирование поликультурной личности младшего школьника через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС

Результатом системы внеурочной деятельности является формирование поликультурного мышления у детей, освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения....

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

обобщение опыта работы по экологии через внеурочную деятельность...

Статья "Формирование информационной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности"

В условиях информатизации российского образования проблема формирования ИКТ-грамотности на ступени начального образования представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов...