План работы ШМО начальные классы 2016-2017
материал на тему
план работы мо содержит темы самообразования, тематику заседаний по четвертям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_mo_2016-17.docx | 116.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шабурская средняя общеобразоваетльная школа»
План работы МО учителей начальной школы
На 2016 – 2017 учебный год
Утверждён на заседании МО«1»сентября 2016г.
Председатель МО_________О.В.Стародубцева
Директор СОШ________________Т.А.Санькова
Методическая тема школы: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Тема работы МО: Особенности оценки образовательных результатов младших школьников в соответствии с ФГОС.
Цель:Обновление содержания образования, введение новых требований к качеству образования и мониторинга личных достижений каждого ученика в рамках внедрения ФГОС ООО. Качественное обеспечение непрерывного образования педагогических кадров через систему курсов, методических объединений, практических семинаров, показа открытых уроков с применением новых технологий, обмена опытом, взаимопроверок.
Основные задачи:
1.Совершенствовать педагогическое мастерство учителей, используя эффективные методы, приемы и технологии организации урочной и внеурочной деятельности.
2.Обеспечить учебно-методическую поддержку перехода на ФГОС второго поколения в 2015 - 2016 учебном году.
3.Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе вариативные подходы к деятельности обучающихся.
4.Совершенствование системы работы с одаренными детьми и организация научно-исследовательской деятельности.
5.Продолжить работу по диагностике, позволяющей отслеживать динамику развития школьников, фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.
6.Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
7.Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.
Основные направления работы МО
- Повышение педмастерства педагогов.
- Организация учебной деятельности, направленной на повышение уровня качества знаний учащихся
- Учебно-методическая обеспеченность. ( не хватает проекторов, аппаратуры позволяющей выполнять запись голоса детей при чтении)
- Воспитывающие мероприятия
- Изучение личности и коллектива ( диагностика, социометрия, тестирование)
Совершенствование работы учителя
- Постоянно накапливать и систематизировать дидактический материал.
- Практиковать обмен опытом с коллегами
- Принимать участие в мероприятиях различного уровня
- Изучить приёмы и методы психодиагностики.
Изучение обобщение и распространение педагогического опыта.
- Обмен опытом по вопросам преемственности обучения и воспитания в 1 классе МБОУ «Шабурская СОШ» и МБДОУ «Детсад Берёзка»
- Нестандартные уроки
- Этапы современного урока
- Проектно- исследовательская деятельность.
Подготовка материалов:
- К школьному туру олимпиад
- К итоговой аттестации
- К проведению диагностики по изучения личности и классного коллектива ( наблюдение, тесты, рисунки, социометрия и т.д.)
Контрольно – инспекционная деятельность
- Входная диагностика учеников первого класса
- Стартовые контрольные работы по русскому языку, математике, литературному чтению в 2-4 классах, анализ контрольных работ
- Текущие тематические контрольные работы.
- Диагностические контрольные работы ( стартовая, промежуточная, итоговая)
- Итоговая аттестация учащихся начальной школы , анализ.
Проведение открытых уроков мероприятий семинаров
- Проектно- исследовательская Деятельность Учащихся
- Особенности оценки образовательных результатов младших школьников.
- Преемственность между дошкольным образовательным учреждением, начальной школой и средним звеном.
Инновационная деятельность педагогов
- Изучение и применение психодиагностики в воспитательной работе с классным коллективом
- Участие в конкурсах для преподавателей
- Создание электронной среды начальной школы (Электронные дневник, сайты преподавателей)
Внеклассная работа с обучающимися
- Работа кружков в течении всего года
- Участие в конкурсах различного уровня
- Предметные недели
Участие в конкурсах и олимпиадах
- Проведение школьного тура олимпиад по предметам
- Участие в районном туре олимпиад 4 класс
- Проведение интерактивных олимпиад
- Участие в НПК и «Байкальчонок»
- Участие в НПК «Первые шаги»
Темы по самообразованию учителей Начальных Классов
№ | ФИО учителя | Тема самообразования |
1 | Сударкина Наталья Викторовна | Системно – деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты |
2 | Тютрина Ульяна Игоревна | Создание условий для формирования положительной мотивации к учебной деятельности у учащихся начальной школы. Организация учебного процесса с целью обеспечения психологического комфорта учащихся начальной школы. |
3 | Богданова Мария Александровна | Формирование положительной мотивации к урокам литературного чтения, как условие повышения успеваемости обучения в начальных классах. |
4 | Стародубцева Оксана Викторовна | Преемственность в обучении русскому языку, математике и литературному чтению между начальным и средним звеном. ???? |
Работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами
План работы с молодыми специалистами
№ | Виды деятельности | сроки |
1 | Оказание помощи в составление программ по предметам, КТП. | Август - сентябрь |
2 | Беседа «Я иду на урок». (с целью установления контакта с учащимися в своём классе) | сентябрь |
3 | Рекомендации в составлении поурочного планирования | сентябрь |
4 | Рекомендации в использовании методической литературы и методических комментариев по программе «Начальная школа 21 век» | сентябрь |
5 | Рекомендации по проведению диагностики и социометрии в классах. | октябрь |
6 | Рекомендации к оформлению рабочего места ученика. | октябрь |
7 | Обсуждение тем самообразования | сентябрь |
8 | Рекомендации для самоанализа урока | ноябрь |
9 | Посещение уроков | В течении года |
10 | Рекомендации в подготовке к НПК «Первые шаги» | В течении года |
11 | Оказание помощи в подготовке к итоговым контрольным работам во 2-ом и 4-ом классах. | В течении года |
12 | Оказание помощи в проведении открытых уроков | В течении года |
13 | Оказание помощи в организации внеурочной деятельности | В течении года |
14 | Оказание помощи в проведении внеклассных мероприятий и праздников | В течении года |
15 | Оказание помощи в организации и проведении проектной деятельности. | В течении года |
16 | Посещение уроков | В течении года |
В данное время все преподаватели начальной школы являются молодыми или вновь прибывшими специалистами: Тютрина У. И. работает 1-ый год; Сударкина Н.В. – 5-ий год; Богданова М.А. – работает 2-ой год; Стародубцева О.В. – 7-ой год. В вязи со сложившейся ситуацией необходимо пройти курсы по ФГОС Стародубцевой О. В.., для остальных преподавателей, включая и Марию Александровну, как можно чаще посещать уроки друг друга, обсуждать, выезжать на семинары учителей начальной школы по району, активно работать по теме МО начальная школа, выступать по темам самообразования и по теме МО на общих педсоветах , обсуждать работу МО на педсоветах школы, принимать активное участие в конкурсах, НПК, олимпиадах организованных на различных уровнях как для детей, так и для преподавателей. На данный момент МО начальная Школа МБОУ «Шабурская СОШ» остро нуждается в методической поддержке со стороны района.
План работы МО Начальных классов на 2016-2017 год
№ | Рассматриваемые вопросы |
1 четверть | |
1 | Итоги учебно-воспитательной работы начальной школы за 2015-2016 учебный год. |
2 | Утверждение плана работы МО на 2016 – 2017 учебный год. 3.Утверждение тем самообразования педагогов на учебный год. |
3 | Преемственность между ОУ с. Шабур . Организация подготовительной работы будущих первоклассников на базе МБДОУ «Берёзка».Сударкина Н.В., Стародубцева О.В. |
4 | Планирование и обсуждение тем открытых уроков и внеклассных мероприятий |
5 | Проведение учителями открытых уроков и внеклассных мероприятий |
6 | Организация кружковой и внеурочной деятельности, как основы проектов. |
7 | Проведение входной диагностики 1-ого класса; 2-4 |
8 | Воспитательные мероприятия и проектная деятельность «Золотая осень», «День учителя», «Мы теперь ученики» 1 класс «День села» «Концерт посвящённый юбилею МБОУ Шабурская СОШ» |
9 | Проведение контрольных работ с требованиями по ФГОС |
10 | Круглый стол «Особенности оценки образовательных результатов в младшей школе» |
2 четверть | |
1 | Итоги 1-ой четверти |
2 | Методы, формы и приёмы на уроках, повышающие качество образования. Круглый стол |
3 | Проведение школьных олимпиад, подведение итогов |
4 | Проведение открытых уроков и классных часов |
5 | Воспитывающие мероприятия «День матери», «Новый год» |
6 | «Как провести социометрию в начальной школе. Оценка личностных достижений» Лекция Стародубцева О.В. |
7 | Круглый стол « Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальной школе» |
8 | Промежуточная диагностика предметных и метапредметных результатов 1-4 класс |
3четверть | |
1 | Итоги 2-ой четверти и 1-ого полугодия |
2 | «Формирование мотивации к учению у учащихся на уроках в контексте ФГОС второго поколения» обсуждение. Повышение качества образования. |
3 | Проведение открытых уроков и классных часов |
4 | Проведение предметной недели по математике 1-4 класс |
5 | Воспитывающие мероприятия « Светлый праздник Рождества», «Белый Месяц Сагал - гаан», «8 марта», «23 февраля» |
6 | Работа по формированию электронной среды. Сайты учителей, публикации, обмен опытом. |
7 | Систематизация заданий по подготовке к итоговой аттестации |
4 четверть | |
1 | Итоги 3-ей четверти |
2 | Проведение итоговых контрольных работ, анализ. Итоговая диагностика |
3 | Проведение экзаменационных работ по предметам и проектно – исследовательской деятельности у учащихся 4- ого класса |
4 | Подведение итогов 4- ой четверти и за учебный год |
5 | Отчёт учителей МО о проделанной работе, творческие отчёты по самообразованию |
6 | Итоговая научно практическая конференция «Целостность и взаимосвязь основного и дополнительного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты» |
7 | Разработка проекта плана работы МО на 2017-2018 учебный год |
8 | Подведение итогов совместной работы учителей начальной школы , детского сада и средней школы по обеспечению преемственности. |
Тематика заседаний
дата | тема | форма | ответственный |
Заседание №1 | |||
Планирование работы ШМО с целью повышения качества образования. 1.Анализ работы за 2015 – 2016 учебный год 2.планирование работы Мо на текущий год. 3.Рассмотрение и утверждение рабочих программ. 4. Составление графика взаимопосещения уроков; проведения предметных недель, открытых уроков и классных часов, промежуточной аттестации. 5.Организация внеурочной деятельности. 6.Итоги 1-ой четверти 7.Организация системного оценивания результатов младших школьников для анализа полной картины успеваемости. 8. организация дальнейшего сотрудничества между НОО и детсадом, между средней и начальной школой. | Выступление и обсуждение Обсуждение предложений Обсуждение Обсуждение | Стародубцева О.В | |
Заседание №2 | |||
Методы, формы и приёмы на уроках, повышающие качество образования и соответствующие реализации ФГОС.
| Круглый стол-делимся опытом Лекции Обсуждение Выступление и обсуждение | ||
3-е заседание | |||
«Формирование мотивации к учению у учащихся на уроках в контексте ФГОС второго поколения» обсуждение 1.Итоги 1-ого Полугодия 2.приёмы формирования положительной мотивации к обучению. 3.подготовка к предметной неделе, проектной деятельности 4. Подготовка к воспитательным мероприятий, назначение Ответственных
| Выступление и обсуждение Круглый стол, выступления и обсуждения Обсуждение Выступление и обсуждение Доклад, обсуждение Обсуждение | Богданова М. А. Тютрина У.И. Сударкина Н. В.. Стародубцева О.В. | |
4 – е заседание | |||
Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Анализ проделанной работы в данном направлении.
|
Состав ШМО «Начальные классы»
Состав ШМО «Начальные классы»
№п/п | ФИО полностью | Дата рождения | должность | Образование,год окончания,специальность по диплому | класс | Наг- рузка | Кате гория | стаж | Год Послед Аттеста ции | Кур сы | Госуд Арствен Ные и отрасле Вые награды |
1 | Сударкина Наталья Викторовна | 14.05.1974 | Учитель начальных классов | Средне-специальное 2013г., «Каменский педагогический колледж» | 4 | 22 | б/к | 12 | 2014 | 2013 | -- |
2 | Тютрина Ульяна Игоревна | 14.06.1994 | Учитель начальных классов | Высшее, 2016, «Бурятский Государственный университет» | 1 | 22 | б/к | 0 | 2016 | -- | -- |
3 | Богданова Мария Александровна | 25.08.1994 | Учитель начальных классов | Высшее, 2015, «Бурятский Государственный университет» | 2 | 19 | б/к | 0 | 2015 | -- | -- |
4 | Стародубцева Оксана Викторовна | 12.03.1979 | Учитель начальных классов | Средне – специальное,2007, «Петровск-Забайкальский педагогический колледж» | 3 | 22 | б/к | 9 | 2015 | 2016 | -- |
ФИО | класс | Кол-во человек | категория | Курсы подготовки по ФГОС (название и год) | Образовательные технологии | УМК | Материально – техническое обеспечение |
Богданова Мария Александровна | 2 | 22 | б/к | Окончание БГУ 2015 год | диалоговая форма обучения; игровые формы;деятельностный подход. | «Начальная школа 21 век» | комплект учебников, методических пособий от издательства «Вентана-Граф» |
Сударкина Наталья Викторовна | 4 | 24 | б/к | «Возможности современного содержания образования в решении задач введения стандарта второго поколения» (образовательный проект издательства Академкнига/Учебник) 2013 год | индивидуализация образовательного процесса;обучение навыкам самообразо-вательной и поисковой деятель-ности; диалоговая форма обучения; игровые формы; проектное обучение. | «Начальная школа 21 век» | экран. Проектор Мультимедийные образовательные ресурсы, комплект учебников, методических пособий от издательства «Вентана-Граф» |
Стародубцева Оксана Викторовна | 2 | 18 | б/к | «ФГОС НОО: особенности оценки образовательных результатовмладших школьников» 2016 год | Деятельностный подход; личностно – ориентированная технология; дифференцированный подход; технология обучения в сотрудничестве; проектное обучение. | «Начальная школа 21 век» | экран.Проектор Компьютер.Мультимедийные образовательные ресурсы, комплект учебников, методических пособий от издательства «Вентана-Граф» |
Тютрина Ульяна Игоревна | 1 | 18 | б/к | Окончание БГУ 2016 год | Системно – деятельностный подход, игровые технологии | «Начальная школа 21 век» | комплект учебников, методических пособий от издательства «Вентана-Граф» |
Аттестация учителей начальных классов.
№ | ФИО | Факт | план |
1 | Сударкина Наталья Викторовна | 2014 | 2018-2019 |
2 | Тютрина Ульяна Игоревна | 2016 | 2020-2021 |
3 | Богданова Мария Александровна | 2015 – окончила БГУ | 2020 |
4 | Стародубцева Оксана Викторовна | 2013 | 2015-2018 |
Прохождение курсов Учителей начальных классов
№ | ФИО | Факт | план |
1 | Сударкина Наталья Викторовна | 2013 | 2017-2018 |
2 | Тютрина Ульяна Игоревна | 2016 | 2020-2021 |
3 | Богданова Мария Александровна | 2015 – окончила БГУ | 2020 |
4 | Стародубцева Оксана Викторовна | 2011 | 2016-2017 |
План мероприятий по повышению качества образования в 2014-2015 году.
Цель: предоставление качественного образования, формирующего выпускника согласно требованиям ФГОС второго поколения.
Задачи:
- Обновить организационные формы, технологии, механизмы обеспечения качественного образования учащихся начальной школы;
- Обогатить опыт подготовки обучающихся и преподавателей к итоговой аттестации в 4- ом классе;
- Организовать мониторинг индивидуального продвижения обучающихся;
- Организация психодиагностики с целью определения уровня мотивации к обучению в школе и с целью формирования положительной мотивации в случае её отсутствия;
- Повышение качества образования на основе формирования УУД в рамках ФГОС второго поколения.
Содержание мероприятий | сроки | ответственный |
Аналитическая деятельность | ||
Анализ выполнения МО за 2015-2016 учебный год с целью определения основных направлений деятельности | сентябрь | Руководитель МО |
Анализ аттестации выпускников 4 класса за 2015-2016, планирование к аттестации выпускников 4 класса на 2016-2017 год. | сентябрь | Руководитель МО, учителя начальных классов |
Разработка планов подготовки обучающихся к предметным олимпиадам | сентябрь | Руководитель МО, учителя начальных классов |
Итоговая научно практическая конференция | май | Руководитель МО |
Анализ итогов административных контрольных работ, единых контрольных работ, внутришкольного тестирования на заседаниях МО – Выработка методических рекомендаций | По четвертям | Руководитель МО, учителя начальных классов |
Анализ итогов учебных четвертей. Планирование работы с одаренными детьми, слабоуспевающими на текущую четверть. | В течение года | Руководитель МО, учителя начальных классов |
Методическое сопровождение, работа с преподавателями | ||
Участие педагогов в научно – практических конференциях, педагогических чтениях, в работе педагогических советов, МО, творческих группах по обобщению и распространению опыта работы. | В течение года | Руководитель Мо, учителя начальных классов |
Круглый стол по темам: 1)Организация проектно – исследовательской деятельности на уроках в соответствии с ФГОС в начальной школе. 2) Формирование мотивации к учению у учащихся на уроках в контексте ФГОС второго поколения» 3) Методы, формы и приёмы на уроках, повышающие реализацию ФГОС. | 1,2 и 3 четверть | Руководитель МО-1 чет учителя начальных классов-2 и 3 чет |
Лекция по теме «Методики и способы диагностирования личности учащегося и классного коллектива», «Инструментарий оценки личностных достижений учащихся» формирование портфолио ученика. | 2 четверть | Руководитель МО |
Преемственность между школой и ДОУ | Сентябрь2014, май 2015 | Стародубцева О.В-рук МО, Сударкина Н. В. |
Работа со слабоуспевающими детьми и детьми требующими коррекции речевых отклонений | В течение года | Учителя начальных классов, руководитель МО |
Мероприятия с обучающимися, их родителями по повышению качества знаний | ||
Организация индивидуальных и групповых занятий: -с одаренными детьми -со слабоуспевающими детьми | В течение года | Руководитель Мо, учителя начальных классов |
Организация индивидуального мониторинга продвижения учащихся, начиная с входной диагностики в 1-ом классе | В течение года | Руководитель Мо, учителя начальных классов |
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях | В течение года | Руководитель Мо, учителя начальных классов |
Индивидуальные беседы с родителями, рекомендации родителям от преподавателей о воспитании и развитии детей дома | В течение года | Руководитель Мо, учителя начальных классов |
Кроме этого с целью повышения качества образования разработана программа для преодоления отставания от программного материала у слабоуспевающих детей, включающая в себя план и график работы с отстающими учениками от каждого учителя начальных классов.
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися начальной школы МБОУ «Шабурская СОШ»
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена в связи с необходимостью повышения качества образования в МБОУ «Шабурская СОШ» на начальной ступени образования.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Количество таких учащихся в моём классе составляет примерно 25 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы личности каждого ребенка. Затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель программы
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
— пробуждение природной любознательности;
— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
— вовлечение уч-я в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
Получение знаний за курс начальной школы
Выбор форм получения знаний.
Родителей:
В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задании
- вовлечение в групповую работу
- вовлечение в проектную деятельность
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,
разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться
к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными
пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать
материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых
ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера
благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников
концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,
учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания
учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов,
раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при
затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются
упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах
или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для
стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и
указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз-
витием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников
подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится
подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных
затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются
задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой
темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить
перегрузки школьников.
Рекомендации по работе с замкнутыми детьми
Этих детей характеризует выраженный уход в себя, отстранённость от мира и его боязнь. Ребёнок испытывает определённые страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсуствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки. Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.
1.Не призывать к совести, не читать морали.
2.Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжён с любопытством – помочь преодолеть эту стену.
3.Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
4.Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
5.Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
6.Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т.д.
7.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
8.Отношение к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почуствовать принадлежность к классному коллективу.
Работа с родителями
1 Организация индивидуальной беседы родителей и учителя
2. Родительское собраниеПодкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературы
по отдельнымпредметам.
3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.
4.Создание коррекционных тетрадей
5.Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
6.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
7. Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Этапы работы со слабоуспевающими детьми:
- Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
- Составление плана работы с детьми.
- Реализация плана в течение учебного года.
- Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников 1 - 4 класса усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля.
Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий .
Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.
В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.
Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.
План работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися по повышению качества образования на 2015-2016 учебный год
для учителей начальных классов МБОУ «Шабурская СОШ»
Мероприятия | Срок |
1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся 1 класса по итогам предыдущего года обучения | Май 2015 |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса | Май - Сентябрь |
3. Провести собеседование с родителями 2 класса по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими учащимися. Предложить родителям посещать уроки представленный план работы. Впечатлениями об уроках делиться на родительских собраниях. При помощи родительского комитета обязать родителей детей из асоциальных семей посещать уроки. | Сентябрь – октябрь |
4. Собеседования с учителями по итогам триместра и результатам индивидуальной работы с ребенком. | По итогам четверти. |
5. Индивидуальные беседы с родителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. | Согласно графику контрольных работ. |
6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. | Выборочно, по ситуации. |
7. Работа с родителями слабоуспевающих учащихся | В течение всего учебного |
8.Организация одарённых учащихся в конкурсах и проектах, приобщение родителей к школьным делам. |
Методические рекомендации при организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. В нашей школе есть неуспевающие, а слабоуспевающих и того больше. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса: Кого учить? Чему учить? Как учить?
Кого учить?
Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся
Особенности неуспевающих учащихся
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
- отсутствие познавательного интереса
- не сформированы элементарные организационные навыки
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
- нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
- дети, в основном, из асоциальных семей
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
- Педагогическая запущенность.
- Частые заболевания.
- Пропуски занятий.
- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
- Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
- Учитывать все признаки предмета или явления.
- Видеть общее и. д.
2. Несформированность учебных навыков.Ребенок не умеет учиться:
- работать с текстом;
- выделять главное, существенное;
- не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
- отвлекаемостью;
- подвижностью;
- неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
- с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
- ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
- со сверстниками;
- учителями;
- отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.) Ребенок нуждается в поддержке, показе того, что он состоятелен в других видах деятельности.
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность: утомляемость, истощаемость, медленный темп работы
Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Как учить?
Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
§ Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
§ Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
§ Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:
§ Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
§ Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- “Разрезные” теоремы.
- Перфокарты.
- Карточки - тренажеры.
- Творческие задания.
- “карточки-информаторы”,
- “карточки-с образцами решения”,
- “карточки-конспекты”.
Учитель должен:
- Знать психическое развитие ребёнка: - восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
- Стремиться понять и принять каждого ребёнка
- Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
- Проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика
- Уметь встать на позиции ученика
- НЕТ насмешливому тону!
- Уметь вести непринуждённый диалог
- Стремиться к внешней занимательности
- Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
- Учить работать со словарями и другим справочным материалом
- В обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы.взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
- При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно– развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
- Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
- Применять частую смену видов деятельности на уроке
- Многократно проговаривать и закреплять материал урока
- Стремиться к алгоритмизации деятельности
Это были алгоритмические выдержки. Пути действия намечены. А теперь чуть подробнее и конкретнее.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
- При закреплении.
- При проверке домашнего задания.
- При самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
· специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
· карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
· карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
· карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
· карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. .
Необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая формаработы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.
Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.
Создаются благоприятные условия для:
– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.
Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:
· урок-игра
· урок-спектакль
· урок-путешествие
· урок-детектив
· урок-сказка
· урок-силовое многоборье
· урок-концерт
· урок-картина
В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
Ещё одна современная технология - технология “полного усвоения”.
На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?
Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.
Отметим, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения.
Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.
Ключевые моменты в организации учебного процесса
со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1 группа посредством содержания | 2 группа посредством организации деятельности | 3 группа посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания |
а) эмоционально-образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный.
а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
а) общественной б) личностной 5. Межпредметные связи |
|
|
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала |
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения | Этапы работы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но непривлекательный материал | |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса | Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий | Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий | |
Отношение к учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
План повышения качества успеваемости на 2015 – 2016 учебный год
учителя Стародубцевой О.В.
Цели:
1. Выполнение Закона об образовании
2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи:
Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников
Реализация разноуровнего обучения
Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Основные разделы планирования:
I. Организация работы со слабоуспевающими учащимися учителя.
II. Планирование работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися
III/ планирование работы с одарёнными детьми.
Основополагающие направления:
1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
5. Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися
6. Программа деятельности учителя со одарёнными учащимися
Виды деятельности:
1. Провести диагностику в начале и конце 2015 года с целью выявления уровня обученности учащегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, вести мониторинг и диаграмму успеваемости, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
8. Как учителю начальных классов оформить следующую документацию:
- График индивидуальной работы со слабоуспевающими; График индивидуальной работы с одарёнными
- Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год; Участие в конкурсах одарённых детей.
- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- Результаты тематического контроля знаний учащихся
- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися
- Отчет учителя-предметника по работе с одарёнными учащимися.
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015 -2016 уч. год
учителя начальных классов Стародубцевой О. В.
Мероприятия | Срок |
1. Составить список слабоуспевающих учащихся по результатам выходной диагностики и контрольным срезам в 1- ом классе | Май 2015 |
2. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по изучаемым разделам учебного материала 2 класса. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | В течение 2015- 2016 учебного года. |
3. Провести собеседование с родителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: психологом, | март |
4. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися | В течение учебного года. |
5. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, ШМО) | В течение учебного года. |
6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | В течение учебного года. |
7.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. | В течение учебного года. |
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса. ( мониторинг и диагностика) | В течение учебного года. |
9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
Список слабоуспевающих обучающихся в 2014-2015 учебном году 1 класс Учитель Стародубцева О.В.
№ п/п | ФИ ученика | Примечание (пед.запущенноть, болезнь и пр. | Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам) | Итог учебного года | |||
1 чт | 2 чт | 3 чт | 4 чт | ||||
1 | Хаустова Галя | Отсутствие навы-ковсамостоятель-ности в работе, недостаточная домашняя подготовка, девиантное поведение-склонность к воровству | Группа риска | Группа риска | Группа риска | низкая техника чтения Низкая техника письма, | |
2 | Шарлутас Данила | Отсутствие навы-ковсамостоятель-ности в работе, недостаточная домашняя подготовка, девиантное поведение | Базовый уровень | Базовый уровень | низкая техника чтения Низкая техника письма, | ||
3 | Фадеев Кирилл | Отсутствие навы-ковсамостоятель-ности в работе, недостаточная домашняя подготовка, девиантное поведение | Базовый уровень | Базовый уровень | низкая техника чтения Низкая техника письма, | ||
4 | Красиков Виталя | Отсутствие навы-ковсамостоятель-ности в работе, недостаточная домашняя подготовка, девиантное поведение | Группа риска | Группа риска | Группа риска | низкая техника чтения Низкая техника письма, | |
5 | Угвария Стас | Низкие способ-ности, | пропуски | пропуски Группа риска | пропуски Группа риска | пропуски | пропуски по болезни несформирован навык чтения и слитного письма |
6 | Кравченко Филипп | Низкие способ-ности,недостаточная домашняя подготовка. Нарушение орфографической зоркости.ММД. | Слабоуспевающий, | Слабоуспевающий Группа риска | Слабоуспевающий Группа риска | Группа риска | несформирован навык чтения и слитного письма, нет навыка счёта, не знает цифр, цвет и т.п. |
7 | Беломестнов Кирилл | Низкая мотивация | Базовый уровень | Базовый уровень | Базовый уровень | Очень низкий темп работы |
График индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми на 2015 – 2016 учебный год 2 класс Стародубцева О.В.
.
№ п/п | Месяц занятий | Тема и предмет проводимых дополнительных занятий | Кол-во часов |
1-12 | сентябрь | Русский язык. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие. Математика .Сложение и вычитание чисел в пределах 20 . Работа по выработке навыка чтения Русский язык .Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов . Математика .Решение задач . Работа по выработке навыка чтения | 2 2 2 2 2 2 |
13-24 | октябрь | Русский язык. Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку . Математика. Сложение и вычитание столбиком . Работа по выработке навыка чтения Русский язык. Безударная гласная в корне слова. Математика. Сложение и вычитание двузначных чисел. Работа по выработке навыка чтения | 2 2 2 2 2 2 |
25-36 | ноябрь | Русский язык. Учимся писать безударную гласную в корне слова. Математика. Решение задач . Работа по выработке навыка чтения Русский язык .Учимся писать безударную гласную в корне слова. Письмо под диктовку . Математика. Умножение и деление на 2,3 . Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
37-48 | декабрь | Русский язык. Учимся писать буквы согласных в корне слова. Математика .Решение задач . Работа по выработке навыка чтения Русский язык. Непроизносимые согласные в корне слова Математика .Умножение и деление на 3 и 4. Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
49-60 | январь | Русский язык .Разделительный твердый и мягкий знаки. Математика .Сложение и вычитание двухзначных чисел. Работа по выработке навыка чтения Русский язык .Учимся писать суффиксы - ёнок; - онок; - ик; - ек; - ость. Математика. Умножение и деление на 5 . Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
61-72 | февраль | Русский язык. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне . Математика .Умножение и деление на 6 . Учимся работать с текстом Русский язык. Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова Математика. Площадь фигуры. Единицы площади. Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
73-84 | март | Русский язык. Учимся писать корни и суффиксы. Математика. Умножение и деление на 7 . Учимся работать с текстом Русский язык .Различаем приставки с буквами о, а. Математика. Умножение и деление на 8 . Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
85-94 | апрель | Русский язык. Учимся различать предлоги и приставки. Математика. Умножение и деление на 9 . Учимся работать с текстом Русский язык .Повторяем состав слова . Математика. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз . | 2 2 2 2 2 |
95-104 | май | Учимся работать с текстом Русский язык. Правописание частей слова . Математика .Площадь прямоугольника . Учимся работать с текстом Чему я научился за этот год. Урок тест . Длительность занятия может составлять от 20 до 35 минут | 2 2 2 2 2 |
Список слабоуспевающих обучающихся в 2014-2015 учебном году 2 класс Учитель Сударкина Н. В.
№ п/п | ФИ ученика | Примечание (пед.запущенноть, болезнь и пр. | Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам) | Итог учебного года | |||
1 чт | 2 чт | 3 чт | 4 чт | ||||
1 | Кравченко Дарья | Отсутствие навы-ковсамостоятель-ности в работе, недостаточная домашняя подготовка, девиантное поведение-склонность к воровству | Группа риска | Группа риска | Группа риска | низкая техника чтения Низкая техника письма, | |
2 | Работюгов Виталий | Отсутствие навы-ковсамостоятель-ности в работе, недостаточная домашняя подготовка, девиантное поведение | Базовый уровень | Базовый уровень | низкая техника чтения Низкая техника письма, | ||
3 | Савватеев Денис | Отсутствие навы-ковсамостоятель-ности в работе, недостаточная домашняя подготовка, девиантное поведение | Базовый уровень | Базовый уровень | низкая техника чтения Низкая техника письма, | ||
4 | Гранина Яна | Отсутствие навы-ковсамостоятель-ности в работе, недостаточная домашняя подготовка, девиантное поведение | Группа риска | Группа риска | Группа риска | низкая техника чтения Низкая техника письма, | |
5 | Вакарин Герман | Низкие способ-ности, | пропуски | пропуски Группа риска | пропуски Группа риска | пропуски | пропуски по болезни несформирован навык чтения и слитного письма |
6 | Коновалов Боря | Низкие способ-ности,недостаточная домашняя подготовка. Нарушение орфографической зоркости.ММД. | Слабоуспевающий, | Слабоуспевающий Группа риска | Слабоуспевающий Группа риска | Группа риска | несформирован навык чтения и слитного письма, нет навыка счёта, не знает цифр, цвет и т.п. |
График индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми на 2015 – 2016 учебный год 3 класс Сударкина Н.В.
.
№ п/п | Месяц занятий | Тема и предмет проводимых дополнительных занятий | Кол-во часов |
1-12 | сентябрь | Русский язык. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие. Математика .Сложение и вычитание чисел в пределах 100 . Работа по выработке навыка чтения Русский язык . Правила переноса слов .безударная гласная в корне Математика .Решение задач . Работа по выработке навыка чтения | 2 2 2 2 2 2 |
13-24 | октябрь | Русский язык. Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку . Математика. Сложение и вычитание столбиком . Работа по выработке навыка чтения Русский язык. Безударная гласная в корне слова, состав слов. Математика. Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Работа по выработке навыка чтения | 2 2 2 2 2 2 |
25-36 | ноябрь | Русский язык.Учимся писать буква о, ё после шипящих в корне словасостав слов Математика. Решение задач . Работа по выработке навыка чтения Русский язык .Учимся писать безударную гласную в корне слова, состав слов. Письмо под диктовку . Математика. Умножение и деление на 2,3 . Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
37-48 | декабрь | Русский язык.Учимся обозначать звуки /ы / после звука /ц. Синтаксис. Математика .Решение задач .Сочетательное свойство сложения. Работа по выработке навыка чтения Русский язык. Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Математика .Умножение и деление на 3 и 4. Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
49-60 | январь | Русский язык . Число и род имён сущ-ых. Математика .Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Работа по выработке навыка чтения Русский язык .Отработка правописания мягкого знака после шипящих у имён сущ –ых Математика.Сочетательное свойство умножения. Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
61-72 | февраль | Русский язык. .Падежи имён существительных. Математика .Выражение без скобок. Учимся работать с текстом Русский язык. Падежи имён существительных.Учимся писать суффиксы –ец-, -иц- и сочетания – ичк-, -ечк- Математика. Площадь фигуры. Единицы площади. Выражение со скобками Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
73-84 | март | Русский язык.Склонение имён существительных. Математика. Решение уравнений . Учимся работать с текстом Русский язык .Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Математика. решение уравнений . Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
85-94 | апрель | Русский язык.Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.. Математика. Умножение и деление на однозначное число . Учимся работать с текстом Русский язык .Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.Повторяем состав слова . Математика.Умножение и деление на однозначное число. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз . | 2 2 2 2 2 |
95-104 | май | Учимся работать с текстом Русский язык. Имя прилагательное. Математика .Площадь прямоугольника .Умножение и деление на двузначное число. Учимся работать с текстом Чему я научился за этот год. Урок тест . Длительность занятия может составлять от 20 до 35 минут | 2 2 2 2 2 |
Список слабоуспевающих обучающихся в 2014-2015 учебном году. 3 класс
№ п/п | ФИ ученика | Примечание (пед.запущенноть, болезнь и пр. | Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам) | Итог учебного года | |||
1 чт | 2 чт | 3 чт | 4 чт | ||||
1 | Иваненко Игорь | Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная домашняя подготовка. | Базовый уровень | Группа риска | Группа риска | Группа риска | Низкая техника письма, Низкие математические знания, низкая осознанность чтения |
2 | Кравченко Роман | Отсутствие навыков самостоятельности в работе, низкая мотивация к обучению, девиантное поведение, | Базовый уровень | Группа риска | Группа риска | Группа риска | низкая техника чтения Низкая техника письма, |
3 | Кулаков Слава | Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная домашняя подготовка, девиантное поведение, низкая мотивация | Базовый уровень | Базовый уровень | Базовый уровень | Группа риска | Низкая техника письма, низкая самооценка, низкая осознанность чтения, низкие математические знания |
4 | Кручинин Максим | Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная домашняя подготовка, девиантное поведение, гиперактивность | Группа риска | Группа риска | Низкая техника письма, Низкий темп работы, низкая осознанность чтения, низкие математические знания | ||
5 | Малярова Инна | Низкие способности, недостаточная домашняя подготовка, | Базовый уровень | Базовый уровень | Базовый уровень | Базовый уровень | Низкая самооценка, низкая осознанность чтения, низкие математические знания |
6 | Слепнев Ярик | Низкие способности,. Нарушение орфографической зоркости. Низкая мотивация, девиантное поведение | Базовый уровень | Базовый уровень | Базовый уровень | Группа риска | низкая техника чтения Низкая техника письма, низкие математические знания, низкая осознанность чтения, |
7 | Заболотская Наталья | Низкая мотивация | Базовый уровень | Базовый уровень | Базовый уровень | Базовый уровень | Очень низкий темп работы, низкие математические знания |
График индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми на 2015 – 2016 учебный год
. № п/п | Месяц занятий | Тема и предмет проводимых дополнительных занятий | Кол-во часов |
1-12 | сентябрь | Русский язык. Фонетика и графика, словообразование. Математика .Сложение и вычитание чисел в пределах 100 и 1000, Чтение и запись чисел. Работа по выработке навыка чтения Русский язык . Лексика и морфология. Математика .Решение задач. Работа по выработке навыка чтения | 2 2 2 2 2 2 |
13-24 | октябрь | Русский язык. Письмо под диктовку. Орфография и пунктуация. Математика. Сложение и вычитание столбиком чисел в пределах 1000 Работа по выработке навыка чтения Русский язык. Синтаксис. Математика. Умножение и деление чисел в пределах 1000. Работа по выработке навыка чтения | 2 2 2 2 2 2 |
25-36 | ноябрь | Русский язык. Имя существительное. Математика. Решение задач. Геометрический материал Работа по выработке навыка чтения Русский язык . Письмо под диктовку. Имя прилагательное Математика. Таблица умножения. Единицы величин. Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
37-48 | декабрь | Русский язык. Фонетический разбор, Морфологический разбор. Математика .Решение задач с величинами. Работа по выработке навыка чтения Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных Математика . Сложение и вычитание многозначных чисел. Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
49-60 | январь | Русский язык .Пишем сочинение, изложение. Математика . Свойства арифметических действий Работа по выработке навыка чтения Русский язык .Синтаксический разбор предложения. Математика. Решение задач на движение . Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
61-72 | февраль | Русский язык. Глагол как часть речи, его свойства . Математика .умножение многозначного числа на однозначное, двузначное . Учимся работать с текстом Русский язык. Повторяем орфограммы Математика. Тонна, центнер и другие величины веса. Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
73-84 | март | Русский язык. Спряжение глаголов. Математика. Деление многозначного числа на однозначное, двузначное. Учимся работать с текстом Русский язык .правописание глаголов. Время глагола. Математика. Умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное. Учимся работать с текстом | 2 2 2 2 2 2 |
85-94 | апрель | Русский язык. Разбор слова по составу. Математика. Задачи на движение . Учимся работать с текстом Русский язык .Наречие. Математика. Масштаб, план, карта . | 2 2 2 2 2 |
95-104 | май | Учимся работать с текстом Русский язык. Числительные . Математика .Логико-математические понятия . Учимся работать с текстом Чему я научился за этот год. Урок тест. Длительность занятия может составлять от 30 до 45 минут. | 2 2 2 2 2 |
.
Список первоклассников
№ | Ф И ученика | Дата рождения | адрес |
1 | Анфилофьев Данил Сергеевич | 11.06.09 | С Шабур ул Московская 18/2 |
2 | Воробьева Ирина Олеговна | 29.04.09 | С Шабур ул Московская 8/1 |
3 | Пименов Владислав Валентинович | 11.05.09 | С Шабур ул Ново – Школьная 16/1 |
4 | Кушнарева Ангелина Максимовна | 08.09.09 | С. Шабур Лесная 13-2 |
5 | Мордишева Карина Александровна | 30.09.09 | С Шабур ул Николая Петрова |
6 | Михайлов Марк Сергеевич | 19.11.09 | С. Шабур, ул. Лесная 20/1 |
7 | Нургалеев Сергей Романович | 06.02.10 | С. Шабур, улГагарина 11/2 |
8 | Шилов Александр Эдуардович | 28.09.09 | С. Шабур, ул Гагарина |
9 | Дорофеев Павел Алексеевич | 19.02.10 | С. Шабур, улГагарина 22/1 |
10 | Венгер Влада Евгеньевна | 17.07.2009 | С Шабур ул Московская 21-1 |
11 | Павлова Ксения Олеговна | 12.03.09 | С Шабур ул Ново – Школьная 13/1 |
12 | Соловьев Павел Евгеньевич | 02.05.09 | С. Шабур, ул Гагарина 3/2 |
13 | Савватеева Дарья Дмитриевна | 06.10.09 | С. Шабур, ул Гагарина 10/2 |
14 | Трухина Таисия Александровна | 16.03.09 | Ч. Шабур Лесная |
15 | Шарлутас Марк Моринович | 03.03.09 | С Шабур ул Николая Петрова 21/2 |
16 | Зуенко Ярослав Алексеевич | 09.02.10 | С Шабур ул Гагарина |
17 | Ковалев Роман Иванович | 27.02.09 | С Шабур ул Обгонная дом 3 |
18 | Солохина Виктория Николаевна | 04.03.10 | С. Шабур, ул. Лесная |
Список используемых ресурсов:
http://pashnina146.blogspot.ru/p/blog-page_21.html
http://www.vacschoolserp.edusite.ru/p67aa1.html
http://www.menobr.ru/materials/370/5382/
http://festival.1september.ru/articles/620355/
http://festival.1september.ru/articles/613025/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы «Родительского клуба» на 2016 – 2017 учебный год.
План работы «Родительского клуба» на 2016 – 2017 учебный год. Основным направлением в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями детей с ОВЗ. Такой...
план работы с родителями на 2016-2017 учебный год
план-сетка работы с родителями в 4 классе на 2016-2017 уч. г.г....
План работы ШМО начальные классы 2016-2017
план работы мо содержит темы самообразования, тематику заседаний по четвертям...
план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год
Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...
План-сетка воспитательной работы в 4 классе (2016-2017 учебный год)
Планирование мероприятий в 4 классе на 2016-2017 учебный год...
План работы с одаренными детьми 2016-2017
Я знаю, что каждый ребенок талантлив, мне остается только помочь им раскрыть свои сильные стороны....
Анализ работы МО начальных классов 2016 - 2017 учебный год.
Подробный анализ работы методического объединения учителей начальных классов...