Опыт "Оценивание образовательных достижений младших школьников на уроке"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Как можно оценить учащихся младших классов. Технология оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_gotov.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги!
Я, Родаева Альбина Вадимовна, учитель начальных классов МБОУ «Называевская Гимназия» хочу представить опыт своей работы.
«Оценивание образовательных достижений младших школьников на уроке.»
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.
Н.Рерих
Отработав 4 года учителем немецкого языка на уровне основного и среднего общего образования в условиях реализации государственных образовательных стандартов, я не задумывалась о новой системе оценивании. По окончанию урока оценивание всегда носило субъективный характер. Долгое время оценивание достижений учащихся не менялось. Оценка обучающихся производилась учителем с комментариями или без них. Существовали общие подходы к оцениванию на «3», «4», «5», ну а двойка, это, конечно не оценка. Данная система позволяла проникать произволу в оценивание учебных достижений учащихся и фактически и она не соответствует современным требованиям.
В то же время от коллег, работающих в начальных классах по ФГОС могла наблюдать новую систему оценки учителя, когда дети умеют себя оценить, принимают участие во взаимооценивании.
Закончив Омский педагогический университет и получив профессию учителя начальных классов, я теоретически понимала, что такое ФГОС, что значит современный урок в этих условиях, оценивание на современных уроках. Оставалось применить свои знания на практике.
В 2014 году моя деятельность в гимназии круто изменилась. Я стала учителем начальных классов. В связи с этим у меня появилось много вопросов: как работать в условиях введения ФГОС начального общего образования, с чего начать?
Я сделала индивидуальный план профессионального развития педагога на 2015-2017 г.
Цель работы: адаптировать технологию оценивания образовательных достижений младших школьников к условиям своей практической деятельности.
Задачи работы:
- Изучение нормативных документов, регламентирующих исполнение ФЗ-273, требований ФГОС.
- Изучение «Профессионального стандарта педагога». (Приказ от 18 октября 2013г №544н МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
- Изучить литературу, связанную с проблемой оценивания образовательных достижений младших школьников на уроке.
- Обобщить теоретический материал и представить его на ШМО учителей начальных классов.
- Обобщить свой практический опыт по оцениванию младших школьников на уроке.
- Принять активное участие в работе ШМО, в работе курсов ИРООО, профессиональных тренингах, профессиональных конкурсах, видеоконференциях, олимпиадах для педагогов, дистанционных курсах.
На первом этапе (2014-2015гг. ) я решила проанализировать научно – популярную, учебную литературу по оцениванию образовательных достижений обучающихся. предполагал изучение и анализ
На втором этапе (первое полугодие 2015-2016гг.) решила отработать существующие приёмы оценивания, посетить уроки у своих коллег, поучаствовать в гимназических семинарах по современному уроку.
На третьем этапе (второе полугодие 2016-2017гг.) я предполагала обобщить свой практический опыт по оцениванию младших школьников на уроке.
Изучив методическую и педагогическую литературу, посетив уроки учителей начальных классов, прослушав видеоконференции, приняв участие в гимназических семинарах, в работе школьного методического объединения, прочитав статьи, методическую литературу, выяснила, что не все педагоги понимают, как правильно оценить ученика.
Проводя на уроках оценивание образовательных достижений учащихся, учителя используют только критерии или только шкалу оценивания. Им кажется, что это одно и тоже.
Разделить понятие «шкала» и понятие «критерии» мне помогла статья Татьяны Станиславовны Горбуновой («Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся» г. Омск, 2008 г.)
«Критериальность» - содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими. Каждый критерий состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы. Наличие только показателя без оценочной шкалы не задает критерия. Но один и тот же показатель может иметь разные оценочные шкалы, то есть разные критерии.
«Шкала» - средство фиксации результатов.
«Оценочная шкала» - количественная и порядковая.
В 1 классе у учащихся безотметочное обучение, но как учителю и ученикам необходим контроль образовательных достижений на уроках. Нам в помощь приходит следующее оценивание:
- «Волшебные линеечки»
- «Оценочная лесенка»
- «Цветовой сигнал»
- «Дерево успеха».
- «Светофор»
- «Лист спеха», «Маршрутный лист»
- «Закончи предложение»
- «Эмоциональная оценка»
- «Оценочный лист»
- «Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)»
- «Оценка пересказа».
- «Индивидуальная самооценка» 1-2 класс
- «Индивидуальная самооценка» 3-4 класс
- «Сосед по парте»
- «Дорожка успеха»
- «Проверка по эталону»
Я поняла, что оценивание образовательных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты не только для меня, но и других учителей.
Поэтому, я хочу поделиться своим опытом оценивания образовательных достижений учащихся на своих уроках. Из многообразия приёмов, представлю вашему вниманию несколько методов оценивания образовательных достижений младших школьников на уроке.
1. «Волшебные линеечки»
На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Детям предложено написать строчную букву я в соответствии с образцом.
1. Первым шагом алгоритма является определение цели работы.
Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?
На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.
2. Второй шаг – разработка критериев.
Задаем вопрос: Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?
Дети предлагают возможные варианты.
Фиксируем варианты ответов на доске:
- наклон
- высота буквы
- ширина буквы
- аккуратность
Ответы детей и представляют собой не что иное, как критерии оценивания. А критерий – это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям.
Критерии должны быть четкими, однозначными.
3. Следующий шаг – оценочная деятельность по инструментарию (показатели и шкала оценивания). Как оценим работу?
Это могут быть Знаковая символика, Оценочная лесенка, Светофор. В нашем случае – это волшебная линеечка. Чертятся четыре шкалы на доске и в ученических тетрадях. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, А - аккуратность, Н - наклон) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил): на доске.
Кроме того, показателями данных критериев может быть самые простые:
- наклон соблюдён при письме – 2 балла
- наклон частично соблюдён при письме – 1 балл
- наклон не соблюдён при письме – 0 баллов и т.д..
4. Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.
Удалось ли выполнить задание?
Учитель предлагает посмотреть, на какой части школы расположился крестик каждого ученика. Дети делают выводы по своей оценочной шкале. Идет определение границ своего «знания и незнания».
Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось и ваша деятельность была оценена выше?
В Ш А Н
2. «Светофор»
Детям необходимо рассказать стихотворение наизусть.
1. Первым шагом алгоритма является определение цели работы.
2. Второй шаг – разработка критериев.
Задаем вопрос: Что нужно сделать чтобы прочитать стихотворение наизусть?
Дети предлагают возможные варианты.
Фиксируем варианты ответов на доске:
- Автор стихотворения
- Название стихотворения
- Знание содержания стихотворения
- Выразительность
- Темп рассказа
- Громкость
В результате коллективного оценивания из предложенных критериев выделяем самые важные, необходимые для выполнения учебной задачи.
Ответы детей и есть критерии оценивания.
3. Следующий шаг – шкала. Если выполнил критерий 1 балл, не выполнил – 0 баллов. Как оценим работу?
6-5 баллов – зеленый, 4 - 3 балла – желтый, 2 - 0 – красный.
4. Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности. Учащиеся прослушав и оценив своего одноклассника поднимают цвет светофора.
Со 2 класса начинается отметочное обучение. Чаще всего я использую листы успеха, маршрутные листы, в которых прописываю понятные для детей критерии и шкалу, затем выводится отметка по набранным баллам. Здесь ребенок видит, где он успешен, а где ему необходимо еще позаниматься, чтобы улучшить свой результат.
Каждое задание должно иметь критерии, шкалу и рефлексию, для того чтобы учитель и ученик видели слабые стороны над которыми необходимо поработать.
Лист успеха вы можете увидеть в приложении или на слайде.
Выпускники 4 класса научились оценивать себя, своего товарища, работать по маршрутному листу, работать в паре, в группе, разрабатывать критерии оценивания по заданию. По итогам педагогического совета, в характеристиках выпускника начальной школы отмечено, что у учащихся сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Опыт работы подсказал мне, что каждого ученика нужно поставить в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что если он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т.е. видеть перспективы своего роста.
При оценивании образовательных достижений ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя. Он становится партнёром, консультантом, советчиком. Таким образом, оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья и учеников, и учителей.
Данный материал могут использовать учителя начальных классов для оценивания образовательных достижений учащихся в начальной школе.
Литература
- Горбунова Т.С. «Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся» г. Омск, 2008 г.
- Введение ФГОС: стратегии, риски перспективы: Материалы III Межрегиональной научно - практической конференции Омск, 18 мая 2013 г.
- Д.Д. Данилов «Технология оценивания образовательных достижений. «БАЛАСС», 2011. – 66 с.
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Называевская Гимназия» Омской области. Называевск ,2012.
– 162 с.
- Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. – 113 с.
- http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2013/08/08/statya-tekhnologiya-otsenki-uchebnykh
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/21/model_sistemy_otsenki_kachestva_znaniy_mladshikh_shkolnikov.docx
ПРИЛОЖЕНИЯ
Лист успеха
ученика(цы) 2 класса __________________________________________(Ф.И.)
по теме: «Как построить дом»
- «Волшебные линеечки»
На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
Детям предложено написать строчную букву я в соответствии с образцом.
1. Первым шагом алгоритма является определение цели работы.
Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?
На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.
2. Второй шаг – разработка критериев.
Задаем вопрос: Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?
Дети предлагают возможные варианты.
Фиксируем варианты ответов на доске:
- наклон
- высота буквы
- ширина буквы
- аккуратность
Ответы детей и представляют собой не что иное, как критерии оценивания. А критерий – это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям.
Критерии должны быть четкими, однозначными.
3. Следующий шаг – оценочная деятельность по инструментарию (показатели и шкала оценивания). Как оценим работу?
Это могут быть Знаковая символика, Оценочная лесенка, Светофор. В нашем случае – это волшебная линеечка. Чертятся четыре шкалы на доске и в ученических тетрадях. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, А - аккуратность, Н - наклон) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил): на доске.
Кроме того, показателями данных критериев может быть самые простые:
- наклон соблюдён при письме – 2 балла
- наклон частично соблюдён при письме – 1 балл
- наклон не соблюдён при письме – 0 баллов и т.д..
4. Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.
Удалось ли выполнить задание?
Учитель предлагает посмотреть, на какой части школы расположился крестик каждого ученика. Дети делают выводы по своей оценочной шкале. Идет определение границ своего «знания и незнания».
Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось и ваша деятельность была оценена выше?
В Ш А Н
- «Оценочная лесенка»
Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
- Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зеленый – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.
- Одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов можно использовать «Дерево успеха». У детей лежат листочки (желтый, красный, зеленый) в конце урока дети прикрепляют их на дерево: зеленый листок – дело прошло полезно, плодотворно; желтый цветок – получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; красный листок – не все получилось, но я старался.
- «Светофор»
Детям необходимо рассказать стихотворение наизусть.
1. Первым шагом алгоритма является определение цели работы.
2. Второй шаг – разработка критериев.
Задаем вопрос: Что нужно сделать чтобы прочитать стихотворение наизусть?
Дети предлагают возможные варианты.
Фиксируем варианты ответов на доске:
- Автор стихотворения
- Название стихотворения
- Знание содержания стихотворения
- Выразительность
- Темп рассказа
- Громкость
В результате коллективного оценивания из предложенных критериев выделяем самые важные, необходимые для выполнения учебной задачи.
Ответы детей и есть критерии оценивания.
3. Следующий шаг – шкала. Если выполнил критерий 1 балл, не выполнил – 0 баллов. Как оценим работу?
6-5 баллов – зеленый, 4 - 3 балла – желтый, 2 - 0 – красный.
4. Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности. Учащиеся прослушав и оценив своего одноклассника поднимают цвет светофора.
Со 2 класса начинается отметочное обучение. Чаще всего я использую листы успеха, маршрутные листы, в которых прописываю понятные для детей критерии и шкалу, затем выводится отметка по набранным баллам. Здесь ребенок видит, где он успешен, а где ему необходимо еще позаниматься, чтобы улучшить свой результат.
Каждое задание должно иметь критерии, шкалу и рефлексию, для того чтобы учитель и ученик видели слабые стороны над которыми необходимо поработать (примеры листов успеха в приложении). Если в 1, 2 классах критерии, показатели и шкалу оценивания предлагаю детям сама, то в 3, 4 классе ребята учатся без наводящих вопросов формулировать критерии, показатели и шкалу оценивания разных заданий самостоятельно.
Какие приемы оценивания еще использую в этих классах?
- «Закончи предложение»
В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующий вопрос:
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
- Я узнал…
- Я теперь знаю…
- Мне было интересно…
- Я хочу еще узнать…
Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.
- «Эмоциональная оценка» - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.
При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
- «Оценочный лист» - самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
Также обязательно прописываются четкие и понятные критерии, шкала по которым происходит оценка.
Оценочный лист ФИ ученика (цы) ____________________________________________ | ||||
Критерии | Шкала | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя |
Активность на уроке | + да - нет | + | + | + |
Вклад в работу группы | + да - нет | + | + | + |
Выступление перед классом | + да - нет | + | - | + |
Итоговый балл | +++ | ++ | +++ | |
+++ - зеленый ++ - желтый + красный |
- «Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)»
Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки: «+ - да, - нет»
Самооценка | +/- | Взаимооценка | +/- |
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары). |
| Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).
|
|
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу |
| Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. |
|
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. |
| Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы |
|
Я подавал группе правильные ответы. |
| Он давал группе правильные ответы. |
|
Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. |
| Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. |
|
Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим. |
| Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим. |
|
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
| Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
|
- «Оценка пересказа» Учащиеся слушают своего товарища, смотрят на критерии пересказа (беглость, последовательность, точность, если пересказ творческий, то добавляется критерий творчество), и говорят, справился или не справился.
- «Индивидуальная самооценка» 1-2 класс
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
- «Индивидуальная самооценка» 3-4 класс
– Что тебе нужно было сделать?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою
работу.
- Какие умения формировал работая над этим заданием…
- Какой уровень (необходимый, базовый, повышенный)…
- «Сосед по парте»
1 вариант. Сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочёты.
2 вариант. Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом.
3 вариант. Прежде, чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха», затем сосед по парте проверяет работу.
- «Дорожка успеха» после выполнения какого-либо вида работы учащимся предлагается отметить, на каком этапе они находятся, прием способствует формированию адекватной самооценки.
- Проверка по эталону. Учащиеся выполняют задание, после чего вывешивается эталон, и они себя оценивают. Может быть и взаимооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижен...
«Накопительное оценивание метапредметных результатов на основе портфолио образовательных достижений младших школьников»
Значение детского портфолио....
«Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
В 2014 году я приняла участие в сетевых курсах повышения квалификации «Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»....
Оценка образовательных достижений младших школьников.
Статья на тему "Оценка образовательных достижений младших школьников"...
Система оценки образовательных достижений младших школьников
Теоретический материал о современном понимании системы оценки достижения планируемых результатов осовоения ООП НОО...
Современные технологии оценивания образовательных достижений младших школьников на уроках литературного чтения
В современное время в педагогике наиболее актуальной задачей может считаться создание обобщенной теории инновационных процессов в образовании. Отсутствие серьезных работ в данной области в условиях мн...
Оценивание образовательных достижений младших школьников на уроке
Одним из основных особенностей Федерального государственного образовательного стандарта является новый подход к системе оценивания школьников. [1]По окончанию урока оценивание всегда носил...