Система оценки образовательных достижений младших школьников
статья на тему
Теоретический материал о современном понимании системы оценки достижения планируемых результатов осовоения ООП НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennoe_ponimanie_otsenki_dostizheniy.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное понимание системы оценки образовательных достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Подготовила: Терентьева М. П.
В соответствии с ФГОС НОО (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») в рамках основной образовательной программы начального общего образования ОУ система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО должна:
1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Работа в режиме внедрения ФГОС НОО требует наличия определенных условий, важнейшее из которых – добровольное принятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогического коллектива. Важно, чтобы эта «оценочная политика» была не просто принята на уровне школы, но и тщательно разработана, по крайней мере, должен быть заранее продуман ряд «узловых» вопросов, обеспечивающих функционирование единого оценочного «организма» школы.
Система оценивания в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:
устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов обучающихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат), совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат).
При составлении данного раздела программы разработчики в образовательном учреждении должны в соответствии с государственными требованиями, отраженными в методических пособиях серии «Стандарты второго поколения», определить систему своей оценочной деятельности, предложить для обсуждения и утверждения педагогическому совету школы проект локального акта «Положение об оценивании обучающихся на ступени начального общего образования».
В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам
- внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
- Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
- Оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.
- Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
- Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся. Разрабатывать инструментарий и представлять данные контроля следует, используя уровневый подход.
^ Оценка результатов – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов требованиям программы. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития универсальных учебных действий, компетенций, характеризующих учебные достижения младших школьников в учебной деятельности.
^ Система оценки — многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования; оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования.
^ Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администрации). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах самооценки младших школьников; в результатах наблюдений, проводимых учителями и школьными психологами; в промежуточной и итоговой аттестации учащихся; в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
^ Накопительная оценка («портфолио») – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях и является основой для определения образовательного результата выпускника начальной школы.
Комплексная работа – это итоговая проверочная работа, включающая задания различного уровня сложности из разных предметных областей, в том числе из раздела «Чтение и работа с информацией». Она проводится в конце каждого года обучения и позволяет оценить сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных на межпредметной основе.
3. Содержание оценки
10) Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками (далее учащимися) основной образовательной программы начального общего образования:
- личностные результаты
- метапредметные результаты
- предметные результаты.
11) Оценка личностных результатов.
Объект оценки: сформированность личностных универсальных учебных действий.
Предмет оценки: эффективность деятельности системы образования, образовательного учреждения.
Процедуры внутренней оценки: мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств, определённых в основной образовательной программе как личностные результаты.
Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:
• характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
• определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
• систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
12) Оценка метапредметных результатов.
Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Предмет оценки: уровень сформированности данного вида учебных действий.
Процедуры оценки: решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование; итоговые проверочные работы; комплексные работы на межпредметной основе; мониторинг сформированности основных учебных умений; накопительная оценка, фиксируемая в «портфолио» в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога; а также оценка родителей школьников, фиксируемая на страницах дневников.
13) Оценка предметных результатов.
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Процедуры оценки: а) внутренняя накопленная оценка, б) итоговая оценка (внутренняя и внешняя).
^ 4. Порядок проведения процедур внутренней оценки результатов
14) В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание и накопительная оценка.
15) Стартовая диагностика – оценочная процедура, с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков, а также уровень развития обучающихся при переходе с одной ступени образования на другую.
16) На первый год обучения устанавливается безотметочный режим обучения, предусматривающий выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета первоклассником, включение учащегося в процесс самоконтроля и самооценки.
17) Порядок текущего оценивания.
Текущее оценивание – комплексная оценка результатов образования, включает диагностику личностных, метапредметных и предметных результатов.
^ Диагностика результатов личностного развития.
Проводится с помощью различных методов (диагностическая работа, анкетирование, педагогические наблюдения и т.д.). Диагностика предполагает проявление учеником личностных качеств: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, проводится в виде не персонифицированных работ (не должны подписываться). Обобщение результатов проводится по классу в целом.
Диагностика метапредметных результатов.
Диагностический материал состоит из компетентностных заданий, требующих от учащегося выполнения познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
^ Диагностика предметных результатов.
Осуществляется с помощью различных методов. Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учащимся в ходе решения своего продукта: вывода, оценки, обобщения и т.п.
Оценка достижения предметных результатов, ведется, как правило, в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В ряде случаев их достижение может проверяться в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (в форме «портфолио») и учитываться при определении итоговой оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижен...
«Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
В 2014 году я приняла участие в сетевых курсах повышения квалификации «Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»....
Оценка образовательных достижений младших школьников.
Статья на тему "Оценка образовательных достижений младших школьников"...
Система оценки образовательных достижений в начальной школе.
Презентация к выспуплению на республиканском семинаре учителей начальных классов....
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий и система оценки образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС
Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной школе....
Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС.
Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Новая система оценивания потребует от нас дополнительных усилий,...
Система оценивания образовательных достижений младшего школьника
Структура системы оценки:-оценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов;- оценивание формирования УУД – метапредметных результатов;- оценивание освоения р...