Положительная мотивация как показатель качества обучения младших школьников
материал на тему
Выступление на педсовете на тему: Положительная мотивация как показатель качества обучения младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhitelnaya_motivatsiya_kak_pokazatel_kachestva_obucheniya.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Положительная мотивация как показатель качества обучения младших школьников
Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.
Слайд 1. Из чего же складывается качество образования?
- Из высокого уровня профессионализма педагогов.
- Из материально – технического обеспечения школы.
- Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.
Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения. Ими являются:
Слайд 3. Целевые направления:
- совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
- создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
- обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
- совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
- обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование материально-технической базы школы.
Как видите, я выделила для более подробного рассмотрения второй показатель.
Мотив – источник деятельности любого человека. «Энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Сл.4
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.
Сл.5
Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.
Сл. 6 Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса.
Мы используем для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Сл.7 Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Сл.8 Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Какие же приёмы формирования мотивации, из выше перечисленных - мы используем в своей работе?
Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра:
* помогает снять чувство усталости;
* раскрывает способности детей, их индивидуальность;
* усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования УУД, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры: "Хлопки”,"Твердый - мягкий”, "Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа "Домики”, "Собери елочку” и др.
Помимо этого мы используем - игры-драматизации.
Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации мы начинаем с инсценировки сказок. (В прошлом учебном году второклассники инсценировали сказки, стихи и показывали их первоклассникам).
Работа с тренажерами.
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Как вы знаете тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами мы проводим на различных этапах урока:
во время устного счета (на уроках математики);
* при закреплении нового материала;
* при поведении самостоятельной, проверочной работы;
* при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные карточки (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает карточки с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов .
Ребятам очень нравится работать с тренажерами и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Сл. 9-12. Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:
“Найди лишнее число в каждом ряду”,
“Зачеркни его”,
“Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”,
“Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”,
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Использование технологии проблемного обучения так же выполняет мотивационную функцию, позволяет повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания.
Например. При изучении темы: “Термометр”
Проблемные вопросы:
-Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
-Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
-В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?
Проблемная задача
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски (за счёт большой наглядности), создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски мы демонстрируем презентации, работаем с электронными тренажёрами, на ней рисуем, пишем, чем активно вовлекаем учащихся в процесс освоения материала, улучшаем темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс и мотивировать их деятельность.
Так же, по моему мнению, работа над проектами повышает мотивацию учащихся. На уроках окружающего мира учащиеся с удовольствием добывают материал по разным вопросам и оформляют его в виде рефератов и других творческих работ (например, при изучении темы «Красная книга Ставропольского края» каждый учащийся оформляет на альбомном листе материал об одном из животных, которое хотел бы занести в «Красную книгу», отстаивает «своё животное» перед классом, после этого все работы соединяются и получается «Красная книга … класса»).
Сл.13 «Прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё» Л.С.Выготский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Мониторинг как инструмент управления качеством обучения младших школьников
В докладе приводятся примеры мониторинга качества знаний по предметам в начальной школе. Разработанные технологические карты помогут учителям отслеживать уровень усвоения учебного материала младших шк...
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....
Презентация по теме самообразования " Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников."
Презентация по теме самообразования. В ней указаны факторы, влияющие на учебную мотивацию, причины спада,равитие мотивации учащихся начальной школы....
План самообразования учителя по теме «Повышение мотивации и качества знаний младших школьников на основе личностно ориентированного подхода в обучении"
Перспективный план самообразования учителя начальных классов сроком на 4 года...
Формирование учебной самостоятельности учащихся, как способ повышения качества обучения младших школьников/
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся является актуальной. Это можно объяснить тем, что учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирова...
Учебная мотивация как показатель качества обучения учащихся
Что же такое мотивация? От чего же она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой -с безразличием?...