Системно-деятельностный подход в начальных классах
статья (1 класс) на тему
В статье вы найдете ответы на вопросы: что является основной идеей системно-деятельностного подхода, какие компоненты образовательного процесса, как меняется структура урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системно-деятельностный подход в начальных классах | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №29 г. Тамбова
Системно-деятельностный подход
в начальных классах
г. Тамбов
В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня — не дать объем знаний— а научить учиться. Чему же должен научиться ребенок? У ученика надо сформировать умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые сегодня формируют фундаментальное ядро образования. Понятие «универсальные учебные действия» нам хорошо известно
Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.
Учителя сегодня волнуют вопросы:
- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
-Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- Какие методы и средства обучения выбрать?
- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
Системно - деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Основной целью этого подхода является то, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ведущих мест и предполагает ориентацию на результат образования как компонент стандарта системы, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Одной из главных задач учителя – формирование у учащихся потребности и способностей в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, тексты, проекты и пр.).
Компоненты образовательного процесса при системно – деятельностном подходе.
1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем. Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым.
2.Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.
Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания.
3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. Системно-деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности.
4. Рефлексивно-оценочный компонент. Системно-деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыслительной деятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
При организации системно-деятельностного подхода меняется структура урока.
- Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1-2 минуты.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового» знания, возникновение проблемной ситуации.
- Постановка учебной цели – 4-5 минут.
Чего мы не знаем? Почему возникли затруднения?
- «Открытие» нового знания – 7-8 минут.
Выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства – алгоритм, модели и т.д.
- Первичное закрепление – 4-5 минут.
Проговаривание нового знания.
- Самостоятельная работа по образцу – 4-5 минут.
- Включение нового знания в систему знаний и повторений – 7-8 минут.
Сначала выполняются задания, которые содержат новый алгоритм. Затем выполняются задания, где новые знания используются вместе с ранее изученными.
- Рефлексия – 2-3 минуты.
Какую задачу ставили? Удалось ли решить? Что нужно сделать еще? Что хорошо на уроке получилось?
В своей педагогической практике, используя системно – деятельностный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На уроках математики проводим игры «Брейн-ринг» (Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет Ире будет через 3 года?), игра «Хлопки» (Если 1 хлопок – однозначные числа, 2 хлопка – двузначные числа). На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества.
Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.
Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их способностей и интересов.
Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне.
В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Тогда урок можно будет начать так: «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы…Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
1. Использование дифференцированных заданий.
Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития.
Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:
проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;
подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.
Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
3. Использование метода проектов.
В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Главными целями введения этого метода являются:
развитие интереса к предмету;
приобретение исследовательского опыта;
развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
получение дополнительных знаний по теме;
развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Ребёнок с самых первых уроков погружается в ситуацию, требующую от него интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Вместе с тем, высокий уровень подачи материала сочетается с созданием в классе атмосферы доверия, доброжелательности, увлечённости, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику. Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей, тем более что им придаётся, как правило, игровая форма (кодирование и расшифровка, отгадывание загадок и т. д.).
Таким образом, каждый ребёнок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки математики привлекательными для всех детей - и сильных, и слабых.
Во 2 классе работаем с моделями задач. На доску выносятся модели (те, которые учитель увидел в тетрадях у обучающихся) и идет обсуждение, какая модель нужна для решения конкретной задачи. Но ребенок может выбрать – модель составлять или краткую запись. Да и в учебнике 2 класса И. И. Аргинской даются и модели задач и краткая запись к задачам. В деятельностном подходе пересматривается и подход к организации учебного занятия, которое представляет собой систему форм активного взаимодействия участников учебного процесса. Например работа в паре – «ученик-ученик». (Большое количество заданий на классификацию предметов, на работу с задачами, на составление выражений по заданию). Учебником математики предусмотрена и работа в группах (Например: предложи одноклассникам свое задание, которое удобно выполнить, начиная с построения самого длинного отрезка). На уроках даю небольшие самостоятельные работы с взаимопроверкой в паре.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах
Статья о том, как реализуется системно-деятельностный подход на уроках математики по программе Л.Г.Петерсон в рамках ФГОС...
Системно-деятельностный подход в начальных классах (презентация)
презентация к выступлению на МО...
Технология реализации системно-деятельностного подхода в начальных классах в условиях перехода на новые ФГОС
ФГОС: изменение требований к образовательному результату:· Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению ново...
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...