Системно-деятельностный подход в начальных классах (презентация)
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму.» Китайская пословица .
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗМЕНЯЕТ СЕБЯ, ПОЗНАЕТ НОВОЕ? 1 где 1 − действие, в котором возникло затруднение; 2 − фиксирование затруднения; 3 − анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование − И); 4 − определение причины затруднения (критика − К); 5 − постановка цели и проектирование (П); 6 − реализация проекта. 2 6 3 И 4 К 5 П Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация »
СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = системно – деятельностный подход (СДП) ИННОВАЦИЯ – нововведение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление в системы. Среди зарубежных ученых – Э.Колли, А.Комбс, А.Маслоу и др. Среди отечественных известные еще с 20-х годов русские ученые: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.
Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС н.п. парадигма ЗУН ТО 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3. На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учеб. процессе Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы)
Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС парадигма ЗУН 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки Контроль и оценку осуществляет сам учитель 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно
Сравнительная таблица «Критерии анализа уроков РО и ТО» ФГОС парадигма ЗУН 10. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие Личностное воздействие не реализуется
Дидактическая деятельность строится, опираясь на следующие положения: Ученики – добытчики знаний Процесс учения становится поисковым Важным звеном обучения становится альтернатива, а не образец учителя.
Приемы познавательской деятельности Использование схем и пиктограмм для самостоятельных выводов, а также использование их в последующем как опоры
Приёмы познавательной деятельности Прием словесной наглядности – для тех случаев русского языка, которые нужно запомнить М о рковь с п о мидором, а к а ртофель с к а пустой. КОСТ я пришёл в КОСТ юме, а Па вел в Па льто. www.themegallery.com
Приемы познавательской деятельности Задания с «ловушками», способ выполнения которых очевиден или давно ребенку знаком, но в новых условиях оказывается нелепым, или требует создания нового. хр_брец – храбрый п_ сатель – пишет т_ щить (сумки) - тощий
Продуктивные задания – главное средство Решению продуктивных задач надо учить: Осмысли задание (что надо сделать?) Найди нужную информацию (текст, рис…) Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя За что Петра I называли «великим»? Перескажи текст о Петре I = Почему корабли сделанные из железа не тонут? Перечисли основные свойства воды. = Личностные результаты Познавательные УУД
Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: - «С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем ( ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми Е.Л.Мельникова Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
Итоговая рефлексия Рефлексия содержания учебного материала Какая цель была поставлена и что делали для её достижения? Прием незаконченного предложения Мне понравилась Рукодельница … Мне не понравилась Ленивица … Рефлексия эмоционального состояния
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах
Статья о том, как реализуется системно-деятельностный подход на уроках математики по программе Л.Г.Петерсон в рамках ФГОС...
Технология реализации системно-деятельностного подхода в начальных классах в условиях перехода на новые ФГОС
ФГОС: изменение требований к образовательному результату:· Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению ново...
Работа с новым дневником для учащихся начальных классов ( презентация)
В презентации рассказано об особенностях ведения нового дневника для учеников 2 - 4 классов. Дневник – школьный документ учащегося, важный помощник в совместной деятельности...
Работа в парах как средство формирования общеучебных навыков учеников начальных классов. Презентация.
Это интересно!...
Системно-деятельностный подход в начальных классах
В статье вы найдете ответы на вопросы: что является основной идеей системно-деятельностного подхода, какие компоненты образовательного процесса, как меняется структура урока....
Мастер- класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах" (презентация)
Мастер -класс "Игровая технология на уроках физической культуры в начальных классах", представлен в виде презентации. Раскрыто понятие игровой технологии, представлены виды игр....
Системно деятельностный подход в начальных классах
Системно деятельностный подход в начальных классах. Методическая мастерская, опыт...