Системно деятельностный подход в начальных классах
презентация урока для интерактивной доски (3 класс)

Батомункуева Юлия Галсановна

Системно деятельностный подход в начальных классах. Методическая мастерская, опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_masterskaya_gotovo.docx32.63 КБ
Файл sistemno_deyat_podhod.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая мастерская

На свете есть много разных профессий, в каждой есть прелесть своя,  но нет благородней, нужней и чудесней, чем та где работаю я. Я учитель – учитель начальных классов. Работать учителем самая удивительная и почетная профессия. И вот я сею вечное, доброе, чистое. Стараюсь раскрыть в каждом ребенке его способности, помочь выбрать верную дорогу в жизни. Мое педагогическое кредо: «Учить своих детей так, чтоб захотел учиться каждый. Увидеть себя в учениках и помочь им добиться того к чему стремлюсь сама».

Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.  

В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире.    Как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, как формировать и развивать универсальные учебные действия?  

Одним из  ключевых методов реализации ФГОС является системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно в действии порождается знание.

Сейчас я хочу более подробно остановиться на приёмах и методах, которые я применяю на различных этапах урока при реализации системно-деятельностного подхода.

Всего можно выделить 7 этапов урока

Первый этап.

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). На этапе   мотивирования к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.

Приёмы:

«Стихи - настрой»

Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушке

Глазки хорошо открыты

Слушаем запоминаем

Ни минуты не теряем.

"Театрализация"

"Психологические минутки"

"Побуждение"

"Эпиграф к уроку"

"Удивляй"

"Привлекательная цель"

"Отсроченная отгадка"

"Рифмованное начало уроков"

А также можно начать урок с элементами театрализации, например

Театральное начало с приглашением Незнайки или любого другого персонажа. Например: на открытом уроке узэглэл. Был приглашен персонаж изображающий букварь «Узэглэл».

Второй этап

II. Актуализация знаний.

На этом этапе я с детьми повторяю изученный материал, необходимого для “открытия нового знания” и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Приёмы: 

"Столкновение противоречий"

"Вопросы, требующие установления сходства и различия"

"Вопрос к тексту"

"Лови ошибку"

"Мозговой штурм"

"Почини цепочку"

Более подробно хочу остановиться на приёме «Да – нет»

Этот способ позволяет детям быстрее включиться в мыслительный процесс. Для организации работы я готовлю несколько высказываний по теме урока и предлагаю детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают. Этот приём мне очень нравится, и я его часто использую.

3 этап урока

                   Постановка учебной задачи.

На данном этапе идет обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”).   На данном этапе организую выявление учащимися места и причины затруднения. 

Приёмы:

"Слепая таблица "

"Птичий базар "

"Цепочка "

"Кластер "

"Подводящий диалог"

«Починить цепочку»

Кластер – прием, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие), помогает подготовить учащихся к восприятию новой информации.

Например: на уроке русского языка в 3 классе. Дан кластер в виде ромашки сердцевина середина записано имя существительное. На лепестках: часть речи, предмет, вопросы кто что? Число и т.д. а один лепесток закрыт (там записано род имен сущ.)  

4 этап

Открытие нового знания

            На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д.

Приемы:

«Проблемная ситуация"

 «Лови ошибку»

«Деловая игра»

«Разрешение парадоксов»

«Подводящий итог»

На уроках использую прием Проблемная ситуация «с затруднением».        

Так в 1 классе на уроке математики на тему: Сложение и вычитание с переходом через десяток. 

Детям даны примеры на сложение и вычитание в пределах десяти. Один пример с переходом через десяток. Учитель спрашивает:

– Почему вы не можете решить последний пример?

У детей возникает затруднение, мы не можем сложить, получается больше 10.

 Таким образом они выявляют затруднение и обсуждают его причины.

И я спрашиваю у детей: Кто догадался какая сегодня тема нашего урока?

Какие цели и задачи поставим на урок?

5 этап

Первичное закрепление

  • V. Первичное закрепление на данном этапе проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами.

Приёмы

"Реклама"

 "Мини – рассказ"

 "Упрости!"

 "Создай коллекцию"

 "Проблемный поиск"

 "Послушать – сговориться – обсудить"

 "Облака мыслей"

Аукцион"

"Чего больше?"

"Учимся сообща"

Реклама Класс делится «На всемирные известные» рекламные кампании, названия придумывают сами учащиеся. Каждая кампания может при рекламировании использовать наглядный материал (рисунки, схемы, фотографии) и т. д Например: Создайте рекламу о «Легковых автомобилях» на уроке окружающего мира.

6 этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) 

          При проведении самостоятельной работы с самопроверкой по образцу (эталону) использую индивидуальную форму работы.

Приемы:

«Кто лишний?"

"Повторяем с контролем"

"Цифровой диктант "                    

       "Повторяем с расширением"

"Буквенный диктант "            

 "Свои примеры"

"Тренировочная к/р "                                  

   "Приведи примеры"

  "Починить цепочку"

Прием Кто лишний?  основное назначение-способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Например: на уроке окружающего мира детям раздала картинки с животными. Это насекомые 1 группа, птицы 2 группа, млекопитающие 3 группа, рыбы 4 группа. Дети должны убрать лишнюю картинку.

7 этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке

     Цель этого этапа: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Фиксируем изученное новое знание и его значимость

«Лесенка успеха»

"Опрос – итог"

"Пантомима"

"Азбука"

"Анкета"

"Цветные поля"

"Увеличение – уменьшение"

"Толстый и тонкий вопрос"

"Телеграмма"

«Шкатулка»

«Облако тегов»

Лесенка успеха: предлагаю учащимся, расположить себя на той ступеньки в соответствии. Например: 1 ступенька – у меня ничего не получилось. 2 ступенька-не совсем усвоил, 3 ступенька- мне все удалось я все понял.

Таким образом считаю, что реализация системно деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Сегодня учитель может использовать деятельностный метод, достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Системно деятельностный подход обучения, формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением.

Китайская пословица Конфуция гласит: Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму!  

А также на своих уроках я использую технологию обучению сотрудничеству. Мне нравится, что ученики учатся договариваться друг с другом, отстаивать свое мнение, развивать свои коммуникативные навыки. Дается каждому ученику проявить себя.

Использую индивидуальный – дифференцированный подход в обучении. Мои ученики оценивают свою деятельность, определяют свой уровень., рефлексируют свою деятельность.

        Особое внимание в современной школе. Уделяется духовно-нравственно и патриотическому воспитанию. И мы с моими учениками с удовольствием участвуем в различных конкурсах и акциях.

        А также большое внимание уделяю к знаниям своего родного языка, культуры, и традиции Бурятского народа.

        Уча других, я учусь сама. Являюсь руководителем школьного методического объединения начальных классов.

        Своими методическими разработками делюсь с коллегами в сети интернет.

А также я педагог дополнительного образования, являюсь руководителем кружка Мультипликация «Страна чудес».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура урока при системно-деятельностном подходе и их приёмы на уроках в начальных классах Учитель начальных классов: Батомункуева Юлия Галсановна

Слайд 2

Мотивирование к учебной деятельности Начало урока с элементами театрализации.

Слайд 3

Актуализация знаний Столкновение противоречий

Слайд 4

Постановка учебной задачи

Слайд 6

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Слайд 7

http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка - 2 Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах

Статья о том, как реализуется системно-деятельностный подход на уроках математики по программе Л.Г.Петерсон в рамках ФГОС...

Технология реализации системно-деятельностного подхода в начальных классах в условиях перехода на новые ФГОС

ФГОС: изменение требований к образовательному результату:·      Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению ново...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

Системно-деятельностный подход в начальных классах

В статье вы найдете ответы на вопросы: что является основной идеей системно-деятельностного подхода, какие компоненты образовательного процесса, как меняется структура урока....