Системно деятельностный подход в начальных классах
презентация урока для интерактивной доски (3 класс)
Системно деятельностный подход в начальных классах. Методическая мастерская, опыт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_masterskaya_gotovo.docx | 32.63 КБ |
sistemno_deyat_podhod.pptx | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая мастерская
На свете есть много разных профессий, в каждой есть прелесть своя, но нет благородней, нужней и чудесней, чем та где работаю я. Я учитель – учитель начальных классов. Работать учителем самая удивительная и почетная профессия. И вот я сею вечное, доброе, чистое. Стараюсь раскрыть в каждом ребенке его способности, помочь выбрать верную дорогу в жизни. Мое педагогическое кредо: «Учить своих детей так, чтоб захотел учиться каждый. Увидеть себя в учениках и помочь им добиться того к чему стремлюсь сама».
Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.
В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире. Как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, как формировать и развивать универсальные учебные действия?
Одним из ключевых методов реализации ФГОС является системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Именно в действии порождается знание.
Сейчас я хочу более подробно остановиться на приёмах и методах, которые я применяю на различных этапах урока при реализации системно-деятельностного подхода.
Всего можно выделить 7 этапов урока
Первый этап.
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). На этапе мотивирования к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.
Приёмы:
«Стихи - настрой»
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки хорошо открыты
Слушаем запоминаем
Ни минуты не теряем.
А также можно начать урок с элементами театрализации, например
Театральное начало с приглашением Незнайки или любого другого персонажа. Например: на открытом уроке узэглэл. Был приглашен персонаж изображающий букварь «Узэглэл».
Второй этап
II. Актуализация знаний.
На этом этапе я с детьми повторяю изученный материал, необходимого для “открытия нового знания” и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Приёмы:
"Вопросы, требующие установления сходства и различия"
Более подробно хочу остановиться на приёме «Да – нет»
Этот способ позволяет детям быстрее включиться в мыслительный процесс. Для организации работы я готовлю несколько высказываний по теме урока и предлагаю детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают. Этот приём мне очень нравится, и я его часто использую.
3 этап урока
Постановка учебной задачи.
На данном этапе идет обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”). На данном этапе организую выявление учащимися места и причины затруднения.
Приёмы:
"Цепочка "
"Кластер "
Кластер – прием, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие), помогает подготовить учащихся к восприятию новой информации.
Например: на уроке русского языка в 3 классе. Дан кластер в виде ромашки сердцевина середина записано имя существительное. На лепестках: часть речи, предмет, вопросы кто что? Число и т.д. а один лепесток закрыт (там записано род имен сущ.)
4 этап
Открытие нового знания
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д.
Приемы:
«Проблемная ситуация"
«Лови ошибку»
«Деловая игра»
«Разрешение парадоксов»
«Подводящий итог»
На уроках использую прием Проблемная ситуация «с затруднением».
Так в 1 классе на уроке математики на тему: Сложение и вычитание с переходом через десяток.
Детям даны примеры на сложение и вычитание в пределах десяти. Один пример с переходом через десяток. Учитель спрашивает:
– Почему вы не можете решить последний пример?
У детей возникает затруднение, мы не можем сложить, получается больше 10.
Таким образом они выявляют затруднение и обсуждают его причины.
И я спрашиваю у детей: Кто догадался какая сегодня тема нашего урока?
Какие цели и задачи поставим на урок?
5 этап
Первичное закрепление
- V. Первичное закрепление на данном этапе проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами.
Приёмы
"Реклама"
"Послушать – сговориться – обсудить"
Реклама Класс делится «На всемирные известные» рекламные кампании, названия придумывают сами учащиеся. Каждая кампания может при рекламировании использовать наглядный материал (рисунки, схемы, фотографии) и т. д Например: Создайте рекламу о «Легковых автомобилях» на уроке окружающего мира.
6 этап
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой по образцу (эталону) использую индивидуальную форму работы.
Приемы:
«Кто лишний?"
"Повторяем с контролем"
"Цифровой диктант "
"Повторяем с расширением"
"Буквенный диктант "
"Свои примеры"
"Тренировочная к/р "
"Приведи примеры"
"Починить цепочку"
Прием Кто лишний? основное назначение-способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Например: на уроке окружающего мира детям раздала картинки с животными. Это насекомые 1 группа, птицы 2 группа, млекопитающие 3 группа, рыбы 4 группа. Дети должны убрать лишнюю картинку.
7 этап
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этого этапа: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Фиксируем изученное новое знание и его значимость
«Лесенка успеха»
"Опрос – итог"
"Пантомима"
"Азбука"
"Анкета"
"Цветные поля"
"Увеличение – уменьшение"
"Толстый и тонкий вопрос"
"Телеграмма"
«Шкатулка»
«Облако тегов»
Лесенка успеха: предлагаю учащимся, расположить себя на той ступеньки в соответствии. Например: 1 ступенька – у меня ничего не получилось. 2 ступенька-не совсем усвоил, 3 ступенька- мне все удалось я все понял.
Таким образом считаю, что реализация системно деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Сегодня учитель может использовать деятельностный метод, достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Системно деятельностный подход обучения, формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением.
Китайская пословица Конфуция гласит: Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму!
А также на своих уроках я использую технологию обучению сотрудничеству. Мне нравится, что ученики учатся договариваться друг с другом, отстаивать свое мнение, развивать свои коммуникативные навыки. Дается каждому ученику проявить себя.
Использую индивидуальный – дифференцированный подход в обучении. Мои ученики оценивают свою деятельность, определяют свой уровень., рефлексируют свою деятельность.
Особое внимание в современной школе. Уделяется духовно-нравственно и патриотическому воспитанию. И мы с моими учениками с удовольствием участвуем в различных конкурсах и акциях.
А также большое внимание уделяю к знаниям своего родного языка, культуры, и традиции Бурятского народа.
Уча других, я учусь сама. Являюсь руководителем школьного методического объединения начальных классов.
Своими методическими разработками делюсь с коллегами в сети интернет.
А также я педагог дополнительного образования, являюсь руководителем кружка Мультипликация «Страна чудес».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивирование к учебной деятельности Начало урока с элементами театрализации.
Актуализация знаний Столкновение противоречий
Постановка учебной задачи
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка - 2 Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах
Статья о том, как реализуется системно-деятельностный подход на уроках математики по программе Л.Г.Петерсон в рамках ФГОС...
Системно-деятельностный подход в начальных классах (презентация)
презентация к выступлению на МО...
Технология реализации системно-деятельностного подхода в начальных классах в условиях перехода на новые ФГОС
ФГОС: изменение требований к образовательному результату:· Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению ново...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.
Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...
Системно-деятельностный подход в начальных классах
В статье вы найдете ответы на вопросы: что является основной идеей системно-деятельностного подхода, какие компоненты образовательного процесса, как меняется структура урока....