«Проектная деятельность в начальной школе».
методическая разработка на тему

Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx22.35 КБ
Файл proektnaya_deyatelnost.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

 «Проектная деятельность в начальной школе».

(слайд 1)Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом.

Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности.  Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования.

     (слайд 2)Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям:  в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы.  В нашей школе осуществляется работа по этим двух направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности.

(слайд3)Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос».  Исходя из этого можем сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее. 

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

1.     Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

2.     Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

3.     Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

4.     Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

Проектная деятельность ставит перед собой цели и задачи.

(4 слайд) Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств  творческой личности.

(5 слайд)В создании проекта ставятся следующие задачи:

  • включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
  • выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
  • развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Чтобы реализовать на практике эти цели и задачи, давайте зададим себе вопрос: можно ли каждого ребёнка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить? На этот вопрос можно ответить, если у учителя проявится желание проанализировать, какие он использует педагогические технологии на уроках.

Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.    

Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству мы исходим из следующих положений:(слайд 6)

  • Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее.
  • Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько-нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.
  • Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному».

Последовательность работы над проектом:(7 слайд)

1.     Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

2.     Выбор проблемы (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.)

3.     Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

4.     Определение цели и задач проекта.

5.     Составление плана работы над проектом.

6.     Сбор информации:

  • анализ предметной и дополнительной литературы;
  • опрос;
  • использование коммуникативных источников;
  • посещение музеев, выставок, библиотек.

7.     Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

8.     Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).

9.     Защита проекта.

Конечный этап работы над проектом – рефлексия. (8 слайд)

   Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

 (слайд 9)

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включаем: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:

  • «Моё имя»
  • «Моя семья»
  • «Моё любимое животное» и т.д

Предлагаю вашему вниманию несколько проектов, созданных моими учениками. Это проекты

  • Сказочные птицы
  • Буквы русского алфавита
  • Как помочь птицам зимой
  • Моё имя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

в начальной школе Проектная деятельность в начальной школе Выполнила Лихонина Е.В. Проектная деятельность

Слайд 2

На уроке Во внеурочной деятельности

Слайд 3

проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.

Слайд 4

Цель проектной деятельности: общее развитие и формирование качеств творческой личности.

Слайд 5

Задачи проекта включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ); выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику; развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Слайд 6

Последовательность работы над проектом 1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации. 2. Выбор проблемы. 3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме. 4. Определение цели и задач проекта. 5. Составление плана работы над проектом. 6. Сбор информации: анализ предметной и дополнительной литературы; опрос; использование коммуникативных источников; посещение музеев, выставок, библиотек. 7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение. 8. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов). 9. Защита проекта.

Слайд 7

Конечный этап работы над проектом – рефлексия.

Слайд 8

Варианты тем для 1 класса «Моё любимое Животное» «Моё имя» «Моя семья»

Слайд 9

Проекты учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....