Новые системы оценивания
статья на тему

Лаптева Раиса Владимировна

В связи с внедрением ФГОС   учащиеся занимают позицию активных участников учебного процесса. Поэтому приоритетное место отводится формированию личностных  УУД ребёнка  - это самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_tehnologii_sistemy_otsenivaniyav_ramkah_fgos.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Лаптева Раиса Владимировна, учитель

                                                                                       начальных  классов, высшая категория.

                                   

          В связи с внедрением ФГОС   учащиеся занимают позицию                       активных участников учебного процесса. Поэтому приоритетное место отводится формированию личностных  УУД ребёнка  - это самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Второе место  отводится метапредметным  УУД, таким, как регулятивные, коммуникативные и познавательные. И на третьем месте предметные планируемые результаты( отражается специфика предмета).  Целью этих трёх составляющих содержания образования является развитие учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Поэтому меняется подход и к оценке планируемых результатов. Главное место отводится самооценке, учащиеся вместе с учителем, а затем и самостоятельно разрабатывают  критерии к заданиям, каждый определяет свои границы  знания и незнания, планирует, корректирует свою дальнейшую учебную деятельность.    Вместо цифровой отметки  «2», «3», «4», «5»,  в связи с новыми стандартами, предлагается разнообразие форм и методов оценивания- это и рейтинги, и накопительная балльная, мониторинги,уровневая успешности и т.д. Предлагается разнообразие инструментариев –это и ценностное суждение, и тесты, и диагностические работы, программированный контроль, монолог, самостоятельные и контрольные работы, шкалы, графики. Фиксируются результаты в рабочем журнале учителя, листах наблюдений, портфолио, личных листах успешности. Форма разная, смотря, что оценивается – это и поощрения, и выставка работ, и вывешивание работ. Как индивидуальная, так и групповая.

Характер оценки: - накопительный ( портфолио), - уровневый     (база, повышенный), -  критериальный , главная роль самооценке,  -договорной, - право на ошибку, - право пересдать.  В своей работе, начиная с первого класса, обеспечиваю активное включение учащихся в данный процесс. Для формирования такого качества, как личностный рост и становление самооценки заводим листы индивидуальных достижений, вырабатываем критерии, например, правильность ответов, подготовка к уроку,                                                                                           активная работа на уроке, хорошее поведение на уроке,                                             оригинальный ответ.       И  при успешном соответствии всем критериям  уч-ся получает звёздочку, фиксирует её в индивидуальном листе достижений. В конце каждой четверти     подводим итоги и тому, у кого наибольшее количество звёзд, выдаётся большая более красочная звезда, фиксируется в листе индивидуальных достижений. В конце года за более высокие результаты поощряем детей грамотами , благодарственными письмами, дипломами. При этом формируется внутренняя  положительная мотивация учебной деятельности, принимается  социальная роль «Я - хороший ученик».  А в дальнейшем и «Я - хороший гражданин, семьянин, работник и т.д. При работе в тетрадях в первом классе определяем 1-2 критерия, например,                                                                                                                                                                                                                                   соответствие эталону (письмо букв, цифр и т.д.), аккуратность.  При успешном соответствии этим критерия уч-ся получают звёздочку. Фиксируется тут же в прописи.  Со 2-го класса для текущего оценивания ( пока идёт формирование) личностных и метапредметных результатов использую метод наблюдения, беседу. Результаты фиксирую в таблице наблюдений. Проверяю соответствие действий ученика заданным критериям. Оцениваю «+» или « - », словесным суждением.Например: Личностное универсальное  учебное действие, как самоопределение.  Критерии оценки этого результата: положительное отношение к школе,  адекватное содержательное представление о школе и т.д.                                                                       По такому же алгоритму оцениваю личностный результат, как смыслообразование и нравственно - этическая ориентация. А также метапредметные результаты, как регулятивные, коммуникативные, познавательные. Проверяю соответствие действий ученика заданным критериям. Оцениваю знаками «+» или «-», словесным суждением. Например, критерии оценки сформированности  регулятивных универсальных учебных действий: принятие задачи ( адекватность принятия задачи как цели, данной в определённых условиях, сохранение задачи и отношение к ней), план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определёнными условиями; контроль и коррекция, оценка, темп и ритм выполнения. Сформированность  или несформированность  личностных и метапредметных  универсальных  учебных действий проверяю и оцениваю при помощи  методик, находящихся в брошюре « От действия к мысли» под редакцией А.Г. Асмолова.   При оценивании предметных результатов использую метод накопительного балла и рейтинг.    Например, в 1- ой четверти 2 класса по предмету русский язык вошли все шесть разделов по различным темам. В таблицах требований я фиксирую умения, которыми должен овладеть уч-ся за определённый промежуток времени, например, четверть. И по каждому разделу разрабатываю критерии, их получается ровно столько, насколько приобретено умений и знаний по данному разделу. Оцениваю пошагово – успешное соответствие одному критерию оцениваю в 1 балл, несоответствие критерию оцениваю в 0 баллов. Например,  из раздела « Фонетика»  учащийся должен продемонстрировать умение « фонетический разбор слова», вырабатываем пошагово критерии в соответствии с планируемыми результатами  (они прописаны в программе планируемые результаты) критерии  оценки этого умения: верно разделено слово на слоги  - 1б, верно поставлено ударение - 1б, верно записана транскрипция -1б, верно указано количество букв и звуков - 1б,     верно дана характеристика каждому -звуку 1б . С добавлением умения для решения полностью  учебной задачи, добавляется и критерий. Критерии не являются абсолютными, т.к. их можно менять с учётом возраста. При  таком подходе учащимся легко  проанализировать планируемый результат, установить границы познания,  определить ошибки, спланировать  и скорректировать  свои дальнейшие учебные действия и сделать прогноз. Тем самым выполняется требование стандарта по формированию, в первую очередь, личностных универсальных учебных действий. Или, например, из раздела  «Синтаксис» надо продемонстрировать умение  «синтаксический разбор предложения», для 2-го класса на конец первого полугодия уч-ся готовы показать только 2                                      действия или шага – это определить цель высказывания, определить интонацию. Следовательно, из этого радела я могу выставить для оценки данного умения только 2 критерия: верно названа цель высказывания,   верно определена  интонация.  Пошаговое оценивание и выработка критериев делается, пока идёт формирование умений.  Но в контрольных работах, когда уже проверяется сформированность планируемых  результатов,  балл сворачивается, в контрольной работе оценивается только полностью решённая задача. За это умение в контрольной можно поставить 2 балла. Из учёта того, что баллы свернули: 0 баллов- неверно выполнил1балл    -   частично выполнил2балла  -полностью выполнил3балла-повышенный уровень. Если проверяется какой-то один планируемый результат, например, «перенос слова с одной строки на другую» и учтены разные варианты переноса и дано множество слов, то эта работа засчитывается выполненной, если ученик её выполнил на 65% от общего объёма всей работы. Этот алгоритм оценивания пошаговый, критериальный, с переводом в проценты, удобен для оценки планируемых результатов по каждому предмету, а также и по темам предмета, и по разделам предмета.  Далее суммирую проценты полученные по всем разделам и получаю истинный результат знаний предмета русского языка каждого учащегося, затем свожу в таблицу, суммирую проценты и получаю истинную картину знания предмета всего класса. Для высокой мотивации учебной деятельности  на каждом уроке вместе с уч-ся вырабатываем критерии для заданий и определяем максимальное количество баллов  и фиксируем набранное количество баллов и максимальное в форме дроби 5/8, где числитель показывает набранное количество баллов, а знаменатель максимальное от урока, от задания. Метод эффективен, дети выкладывают все свои старания, даже те, которые стеснялись рассказывать стихи перед классом, начали проявлять артистичность при рассказывании.

Уровневая шкала индивидуальных достижений:

 0-30% - недопустимый, 30-40%- низкий уровень, 40-69%-необходимый, 70-90% -достаточный, 90-100%- высокий.

Шкала перевода в цифровую отметку за четверть

0-39% -  «2», 40-69%- «3», 70-89%- «4», 90-100%-«5»   

Вывод: т. о. реализуются все принципы оценивания, система становится прозрачной для уч-ся, родителей, повышается её роль объективности. Растёт роль самооценки личностных достижений, прослеживается динамика и тенденция по каждому уч-ся.

        Библиографический список

Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова. Оценка достижения планируемых результатов // М. «Просвещение» 2011г.

7.  Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио»// Директор школы.-2004. - № 7

Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний    

учителя// Информация и образование. – 2001 - №4

4.  Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и апробирование новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО

Статья о создании и апробировании новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО...

Презентация на тему "Новая система оценивания с свете внедрения ФГОС НОО" для выступления педагогическом совете

В презентацию собран проаназированный материал по оцениванию деятельности детей согласно новым федеральным ФГОС НОО"Новая система оценивания в свете введения ФГОС НОО"...

статья по теме « Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»

эта статья позволяет расширить представление о безотметочном обучении в системе развивающего обучения...

Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.

       В  настоящее время использование современных образовательных технологий,   обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в  процессе, ...

Новые подходы к системе оценивания

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая создаёт особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня много говорится об индивидуализации учебного процес...