Новые системы оценивания
статья на тему
В связи с внедрением ФГОС учащиеся занимают позицию активных участников учебного процесса. Поэтому приоритетное место отводится формированию личностных УУД ребёнка - это самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvoenie_tehnologii_sistemy_otsenivaniyav_ramkah_fgos.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Лаптева Раиса Владимировна, учитель
начальных классов, высшая категория.
В связи с внедрением ФГОС учащиеся занимают позицию активных участников учебного процесса. Поэтому приоритетное место отводится формированию личностных УУД ребёнка - это самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Второе место отводится метапредметным УУД, таким, как регулятивные, коммуникативные и познавательные. И на третьем месте предметные планируемые результаты( отражается специфика предмета). Целью этих трёх составляющих содержания образования является развитие учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Поэтому меняется подход и к оценке планируемых результатов. Главное место отводится самооценке, учащиеся вместе с учителем, а затем и самостоятельно разрабатывают критерии к заданиям, каждый определяет свои границы знания и незнания, планирует, корректирует свою дальнейшую учебную деятельность. Вместо цифровой отметки «2», «3», «4», «5», в связи с новыми стандартами, предлагается разнообразие форм и методов оценивания- это и рейтинги, и накопительная балльная, мониторинги,уровневая успешности и т.д. Предлагается разнообразие инструментариев –это и ценностное суждение, и тесты, и диагностические работы, программированный контроль, монолог, самостоятельные и контрольные работы, шкалы, графики. Фиксируются результаты в рабочем журнале учителя, листах наблюдений, портфолио, личных листах успешности. Форма разная, смотря, что оценивается – это и поощрения, и выставка работ, и вывешивание работ. Как индивидуальная, так и групповая.
Характер оценки: - накопительный ( портфолио), - уровневый (база, повышенный), - критериальный , главная роль самооценке, -договорной, - право на ошибку, - право пересдать. В своей работе, начиная с первого класса, обеспечиваю активное включение учащихся в данный процесс. Для формирования такого качества, как личностный рост и становление самооценки заводим листы индивидуальных достижений, вырабатываем критерии, например, правильность ответов, подготовка к уроку, активная работа на уроке, хорошее поведение на уроке, оригинальный ответ. И при успешном соответствии всем критериям уч-ся получает звёздочку, фиксирует её в индивидуальном листе достижений. В конце каждой четверти подводим итоги и тому, у кого наибольшее количество звёзд, выдаётся большая более красочная звезда, фиксируется в листе индивидуальных достижений. В конце года за более высокие результаты поощряем детей грамотами , благодарственными письмами, дипломами. При этом формируется внутренняя положительная мотивация учебной деятельности, принимается социальная роль «Я - хороший ученик». А в дальнейшем и «Я - хороший гражданин, семьянин, работник и т.д. При работе в тетрадях в первом классе определяем 1-2 критерия, например, соответствие эталону (письмо букв, цифр и т.д.), аккуратность. При успешном соответствии этим критерия уч-ся получают звёздочку. Фиксируется тут же в прописи. Со 2-го класса для текущего оценивания ( пока идёт формирование) личностных и метапредметных результатов использую метод наблюдения, беседу. Результаты фиксирую в таблице наблюдений. Проверяю соответствие действий ученика заданным критериям. Оцениваю «+» или « - », словесным суждением.Например: Личностное универсальное учебное действие, как самоопределение. Критерии оценки этого результата: положительное отношение к школе, адекватное содержательное представление о школе и т.д. По такому же алгоритму оцениваю личностный результат, как смыслообразование и нравственно - этическая ориентация. А также метапредметные результаты, как регулятивные, коммуникативные, познавательные. Проверяю соответствие действий ученика заданным критериям. Оцениваю знаками «+» или «-», словесным суждением. Например, критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий: принятие задачи ( адекватность принятия задачи как цели, данной в определённых условиях, сохранение задачи и отношение к ней), план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определёнными условиями; контроль и коррекция, оценка, темп и ритм выполнения. Сформированность или несформированность личностных и метапредметных универсальных учебных действий проверяю и оцениваю при помощи методик, находящихся в брошюре « От действия к мысли» под редакцией А.Г. Асмолова. При оценивании предметных результатов использую метод накопительного балла и рейтинг. Например, в 1- ой четверти 2 класса по предмету русский язык вошли все шесть разделов по различным темам. В таблицах требований я фиксирую умения, которыми должен овладеть уч-ся за определённый промежуток времени, например, четверть. И по каждому разделу разрабатываю критерии, их получается ровно столько, насколько приобретено умений и знаний по данному разделу. Оцениваю пошагово – успешное соответствие одному критерию оцениваю в 1 балл, несоответствие критерию оцениваю в 0 баллов. Например, из раздела « Фонетика» учащийся должен продемонстрировать умение « фонетический разбор слова», вырабатываем пошагово критерии в соответствии с планируемыми результатами (они прописаны в программе планируемые результаты) критерии оценки этого умения: верно разделено слово на слоги - 1б, верно поставлено ударение - 1б, верно записана транскрипция -1б, верно указано количество букв и звуков - 1б, верно дана характеристика каждому -звуку 1б . С добавлением умения для решения полностью учебной задачи, добавляется и критерий. Критерии не являются абсолютными, т.к. их можно менять с учётом возраста. При таком подходе учащимся легко проанализировать планируемый результат, установить границы познания, определить ошибки, спланировать и скорректировать свои дальнейшие учебные действия и сделать прогноз. Тем самым выполняется требование стандарта по формированию, в первую очередь, личностных универсальных учебных действий. Или, например, из раздела «Синтаксис» надо продемонстрировать умение «синтаксический разбор предложения», для 2-го класса на конец первого полугодия уч-ся готовы показать только 2 действия или шага – это определить цель высказывания, определить интонацию. Следовательно, из этого радела я могу выставить для оценки данного умения только 2 критерия: верно названа цель высказывания, верно определена интонация. Пошаговое оценивание и выработка критериев делается, пока идёт формирование умений. Но в контрольных работах, когда уже проверяется сформированность планируемых результатов, балл сворачивается, в контрольной работе оценивается только полностью решённая задача. За это умение в контрольной можно поставить 2 балла. Из учёта того, что баллы свернули: 0 баллов- неверно выполнил1балл - частично выполнил2балла -полностью выполнил3балла-повышенный уровень. Если проверяется какой-то один планируемый результат, например, «перенос слова с одной строки на другую» и учтены разные варианты переноса и дано множество слов, то эта работа засчитывается выполненной, если ученик её выполнил на 65% от общего объёма всей работы. Этот алгоритм оценивания пошаговый, критериальный, с переводом в проценты, удобен для оценки планируемых результатов по каждому предмету, а также и по темам предмета, и по разделам предмета. Далее суммирую проценты полученные по всем разделам и получаю истинный результат знаний предмета русского языка каждого учащегося, затем свожу в таблицу, суммирую проценты и получаю истинную картину знания предмета всего класса. Для высокой мотивации учебной деятельности на каждом уроке вместе с уч-ся вырабатываем критерии для заданий и определяем максимальное количество баллов и фиксируем набранное количество баллов и максимальное в форме дроби 5/8, где числитель показывает набранное количество баллов, а знаменатель максимальное от урока, от задания. Метод эффективен, дети выкладывают все свои старания, даже те, которые стеснялись рассказывать стихи перед классом, начали проявлять артистичность при рассказывании.
Уровневая шкала индивидуальных достижений:
0-30% - недопустимый, 30-40%- низкий уровень, 40-69%-необходимый, 70-90% -достаточный, 90-100%- высокий.
Шкала перевода в цифровую отметку за четверть
0-39% - «2», 40-69%- «3», 70-89%- «4», 90-100%-«5»
Вывод: т. о. реализуются все принципы оценивания, система становится прозрачной для уч-ся, родителей, повышается её роль объективности. Растёт роль самооценки личностных достижений, прослеживается динамика и тенденция по каждому уч-ся.
Библиографический список
Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова. Оценка достижения планируемых результатов // М. «Просвещение» 2011г.
7. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио»// Директор школы.-2004. - № 7
Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний
учителя// Информация и образование. – 2001 - №4
4. Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и апробирование новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО
Статья о создании и апробировании новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО...
Презентация на тему "Новая система оценивания с свете внедрения ФГОС НОО" для выступления педагогическом совете
В презентацию собран проаназированный материал по оцениванию деятельности детей согласно новым федеральным ФГОС НОО"Новая система оценивания в свете введения ФГОС НОО"...
статья по теме « Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»
эта статья позволяет расширить представление о безотметочном обучении в системе развивающего обучения...
Новые подходы к системе оценивания образовательных достижений обучающихся на начальной ступени обучения в рамках перехода на ФГОС НОО
Статья посвящена подходам в системе оценивания учащихся....
Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в процессе, ...
Возможности новой системы оценивания для определения уровня сформированногсти УУД
Система оценивания в начальной школе...
Новые подходы к системе оценивания
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая создаёт особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня много говорится об индивидуализации учебного процес...