Формирование связной письменной речи у школьников с нарушением интеллекта
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Формирование связной письменной речи у школьников
с нарушением интеллекта
Письменная речь – это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. её механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Письменная форма речи, так же как и устная, является важным средством коммуникации. Её развитие осуществляется с опорой на устную речь. Вместе с тем, письменная речь не есть простой перевод звуков в графические знаки. Отмечая особенности письменной речи, Л.С.Выготский указывал на то, что эта форма является более абстрактной по сравнению с устной. Требует использования развернутых конструкций, иного раскрытия содержания мысли. Она протекает без собеседника, лишена интонационной оформленности и таких экстралингвистических факторов, как мимика, жест, общность ситуации, иными словами, тех средств, которые выполняют роль дополнительных стимулов к речи. Несмотря на общность словаря, синтаксиса, психологическая природа устной и письменной речи различна.
Письменная речь отличается большей осознанностью и регламентированностью, т.к. предполагает владение специальной графической системой средств для кодирования звуковых комплексов, наличие умения делить сплошной речевой поток на самостоятельные языковые единицы, правильно фиксировать их на письме, более точно отбирать слова, знать правила орфографии. Не случайно эта форма речи развивается у детей лишь в процессе школьного обучения.
Развитие связной письменной речи у детей с нарушением интеллекта является еще более сложным процессом, чем формирование устной. Учитель специальной школы сталкивается с множеством трудностей в практическом решении этого вопроса. Одни из них связаны со спецификой самой письменной речи, другие – с особенностями развития умственно отсталых детей.
Недостатки логического мышления детей с нарушением интеллекта, замедленный темп усвоения нового, своеобразие речевого развития затрудняют овладение связной письменной речью.
Многоплановость задач, решение которых необходимо при овладении письменной речью (обдумать содержание, отобрать нужный словарь, наметить определенную последовательность изложения, правильно построить предложения, связать их в единое целое, орфографически верно записать слова) создает еще большие трудности в работе с умственно отсталыми детьми. Эти трудности усугубляются недостаточно развитым навыком самоконтроля, что мешает школьникам осуществлять проверку смысловых, лексико-грамматических, орфографических и стилистических ошибок.
Вместе с тем, работа над письменным высказыванием, как показали исследования, значительно продвигает учеников как в речевом развитии, так и в совершенствовании мыслительной деятельности. При этом связная письменная речь по мере её формирования и развития становится богаче устной, поскольку обучающиеся имеют время для лучшего осмысления содержания, выбора слов, построения предложений.
Наиболее сложной формой речевой деятельности является самостоятельная связная письменная речь, т.е. изложение текста и написание сочинений.
В связи с тем, что письменная речь как вид деятельности предполагает высокую степень развития психических процессов, то её формирование у умственно отсталых учащихся осуществляется своеобразно со значительным отставанием и трудностями.
Поэтому методика работы имеет специфические особенности:
прежде всего, следует отметить, что в специальной (коррекционной) школе существует большой пропедевтический период в работе по формированию самостоятельной связной письменной речи (2 – 4 классы). Только с 5 класса обучающиеся приступают к написанию изложений и сочинений; ограничен отбор видов работ по связной письменной речи; имеет место тщательность и продолжительность работы по подготовке к овладению видами связной письменной речи школьниками с нарушением интеллекта.
Несмотря на характерные сложности письменной речи, следует отметить, что письменная форма речи имеет некоторые преимущества по сравнению с устной. Акт письма дает возможность ученику остановиться, сделать паузу в любом месте и подумать над каким-либо моментом речи. Ученик может сначала проговорить фразу, а затем только написать её. Что позволяет избежать ошибок. У школьника появляется возможность создания «устного черновика». Сложные синтаксические конструкции умственно отсталые школьники начинают употреблять раньше в письменной речи, чем в устной.
Основные виды работ по формированию связной письменной
речи в младших классах.
Работа по формированию связной письменной речи проводится в основном на уроках русского языка и начинается со 2 класса. Однако здесь можно говорить не о письменной форме речи в полном смысле слова, а только об отдельных её элементах. Виды заданий и упражнений разнообразны:
– составление и запись предложений по сюжетным картинкам;
– выбор из текста ответов на вопросы и запись их;
– письменные ответы на вопросы (сложность вопросов и развернутость ответов постепенно возрастает от класса к классу);
– работа с деформированным текстом;
– озаглавливание текста и определение главной мысли текста;
– отличие «текста» от «не текста»;
– составление и запись начала или окончания рассказа;
– составление небольшого рассказа по одной или серии сюжетных картинок,
– составление рассказа по предложенному учителем плану или на какую-либо тему.
Большинство видов работ выполняется коллективно и при непосредственном контроле учителя. Непосредственно перед записью материал четко проговаривается обучающимися вслух или же шепотом.
При выполнении заданий на этом этапе учитель обращает внимание школьников на правописание отдельных слов, содержащих те или иные орфограммы. Знакомит обучающихся со стилистическими нормами (предложения должны быть четко отделены друг от друга; не следует начинать с одного и того же слова рядом стоящие предложения; нельзя повторять в предложениях одни и те же слова; для связности высказывания используются специальные слова и т.д.). Таким образом, дети уже в младших классах учатся последовательно распределять свое внимание между всеми компонентами письменной речи, четко формулировать предложения, разнообразить синтаксические конструкции, осуществлять контроль за письмом.
«Переходной ступенькой» к написанию изложения и сочинения является свободный диктант. Свободный диктант – вид диктанта, близкий к изложению. Его методика напоминает методику проведения изложения. Отличительная особенность свободного диктанта в том, что ученик что-то запоминает, а что-то может домыслить, заменить языковой материал, синтаксические структуры и т.п.
Методика работы над свободным диктантом
1. Подготовительный этап.
Этот этап состоит в том, что учитель тщательно подбирает текст для свободного диктанта и прорабатывает его. Отбирает в тексте слова с изученными орфограммами и включает их в материал уроков русского языка для повторения. Незнакомые слова заменяет или заранее знакомит с ними обучающихся. Отрабатывает словарь синонимов к отдельным словам текста свободного диктанта. Подготавливает словарь однокоренных слов. На уроках русского языка организует работу по составлению предложений, близких по структуре или же содержанию тем, которые имеются в тексте. Отрабатывает образные выражения. Вся эта работа проводится на 1-м или 2-х уроках, предшествующих диктанту. При этом важно, чтобы весь этот материал логично сочетался с темой урока и органически соединялся с изучаемым материалом.
2. Работа над свободным диктантом.
Начинается работа со вступительной беседы по теме диктанта (2мин.).
Чтение учителем свободного диктанта (выразительно, эмоционально).
Определение смысловых частей текста, их границ.
Беседа по содержанию текста.
Словарная работа (если возникает необходимость).
Чтение учителем первой части и работа по ней: беседа по содержанию, разбор орфограмм, вопросы по написанию, повторное чтение учителем.
Запись данной части свободного диктанта. Во время записи ученики имеют право задавать вопросы по уточнению содержания и правописанию, по привлечению языковых средств.
Аналогичная работа проводится по каждой смысловой части свободного диктанта.
Чтение обучающимися записанного ими текста (по желанию 2–3 человека).
Обсуждение написанного.
Слабым обучающимся можно предложить карточки с опорными словами, словосочетаниями, расположенными в нужной последовательности. Самым слабым обучающимся можно дать карточки с заданием: допишите предложения.
Работа над сочинением и изложением
В старших классах виды работ усложняются: обучающиеся пишут изложения по данному или коллективно составленному плану, сочинения на различные темы с использованием картинок, изучаемого литературного материала, по опорным словам, на основе наблюдений, практической деятельности и т.д.
Многоплановость действий при письме, необходимость правильного лексико-грамматического и стилистического оформления материала, вызывает у школьников затруднения при написании, поэтому контроль за письмом со стороны учителя продолжает оставаться значительным и в старших классах.
Структура уроков развития письменной речи определяется видом заданий, но вместе с тем эти уроки имеют и общие установки.
Урок начинается с предварительной беседы и выявления знаний обучающихся по теме. Затем школьники знакомятся с содержательной частью подготовленного материала (иллюстрация, репродукция, текст). Далее следует анализ предъявленного материала, составление плана или обсуждение готового плана, словарно-фразеологическая работа, примерный рассказ или пересказ по некоторым пунктам плана и самостоятельное написание учащимися изложения или сочинения. При этом нецелесообразно составлять самими обучающимися полный устный пересказ по всем пунктам плана, потому что любой пересказ даже лучшего ученика имеет недостатки и не может являться образцом; устный пересказ придает изложениям однообразный характер. Однако, учитывая то положительное, что дает устный предварительный пересказ, учитель организует его, но только по некоторым пунктам плана.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида
Формирование связной письменной речи у школьников
с нарушением интеллекта
Выступление подготовила
Учитель - дефектолог
О.Н.Васильева
2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников
Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса. Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...
Особенности письменной речи младших школьников с нарушениями зрения
Проблема выявления особенностей развития письменной речи младших школьников с нарушениями зрения....
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Развитие речи...
Статья "Формирование грамматического строя речи у младших школьников с нарушенным интеллектом"
Развитие связной речи детей - одна из наиболее важных задач обучения детей во всех школьных учреждениях (массовых и специальных). Известно, что развитие связной речи является центральным направлением ...
Развитие связной устной речи у младших школьников с нарушением интеллекта
Методическое пособие для учителей-логопедов, работаюших с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями....
Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта.
Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта....