Применение технологии опережающего обучения на современном этапе- выступление на конференции
статья (3 класс) на тему
раскрываются технологии опережающего обучения на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение технологии опережающего обучения на современном этапе | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии опережающего обучения на современном этапе
Галиуллина К.Р., учитель начальных высшей квалификационной категории МБОУ «Арская МОШ №2»
Галимова С.А., учитель начальных высшей квалификационной категории МБОУ Арская гимназия №5.
В нашем современном мире очень актуальным становится вопрос уровня развития устной, письменной и математической речи учащихся младших классов. Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы не делал учитель, успех обучения зависит от того, что и как будет делать ученик, и как быстро он это усвоит.
В класс приходят дети с разной подготовкой, разным уровнем развития. Есть такие, которым учебный материал даётся легко. Они могут за короткий период обучения быстро усвоить новый материал. Но есть и такие, которым нужно очень длительное время для усвоения знаний и навыков. С такими учениками надо дольше и кропотливее работать, дополнительно изыскивать время, используя для этого наиболее рациональные методы, приёмы, способы работы. Хозяева дорогого времени на уроке – учитель и ученики, резерв его кроется в их общении, взаимодействии, сотрудничестве.
Исходя из своего опыта многолетней работы, чтобы не терять высокий уровень отработки навыков и одновременно постоянно поддерживать активность детей, мы используем приём, который можно назвать «опережающей многолинейностью» - опережающее обучение. Мы на протяжении многих лет работали с разными УМК и во всех применяли приём опережающего обучения. Результаты наших многолетних выпусков показали, что у детей в среднем звене высокий процент успеваемости и качества усвоения учебного материала, над которыми мы начинали предусмотрительно работать в начальном звене. Учителя среднего звена отметили, что и более слабые ученики смогли более безболезненнее усвоить сложные темы, так как эта работа уже началась с первого класса. При этом обучении краткие основы темы учителем даются до начала изучения основной темы по рабочей программе. Это может даваться в виде тезисов, примеров или основываться на ассоциации детей. Использование этого приёма бывает эффективным при изучении более сложных тем, на изучение которых недостаточно времени, так как на урок русского языка в нашем регионе отводится 5 часов (3ч – русский язык и 2 ч - литературное чтение). Наш регион многонациональный и дети приходят с языковым барьером в классы с русским языком обучения и нам нужно помочь им, чтобы они смогли качественно продолжить обучение в школе. Так, знакомясь в первом классе со словом и читая первые свои слова, мы стараемся с детьми провести более полную работу над ним. В процессе обсуждения «слова» каждый ученик излагает свои мысли, этому способствует и использование, в последнее время сингапурской методики и технологии обучения.
Предмет: Русский язык.
Тема урока: Слово и его значение
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
3.Постановка учебной задачи (4-5 минут)
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
| - Структура Сингл Раунд Робин. ( одноразовый Раунд Робин) Учитель просит детей взять карандаши зелёного и красного цвета и по этой структуре выполнить задание: подчеркните красным карандашом слова, которые обозначают животных, а зеленым слова обозначающие растения. -Отвечать начинают участники под № 1 (по таймеру). - Что обозначают подчеркнутые вами слова? На какие вопросы они отвечают? -Почему одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что? -А какие слова вы не подчеркнули? - Почему? Что они обозначают? - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны будем узнать? Структура Релли Робин ( обсуждение вопросов с партнером по плечу по таймеру) Сейчас по этой структуре начнут обсуждение участники под № 2 и №4 ( вначале говорит свои суждения один участник, затем другой- №2 и №1, №4 и №3) - К какому мнению пришли? Отвечает участник под №1, стол №4 (если ученик дал неправильный ответ, мы продолжаем работу с другими участниками стола) -Ребята, давайте мы с вами попробуем составить, предложения со словами (зеленая, белка, прыгать, ель) -Какое из предложенных предложений вам больше понравилось? Давайте запишем его. (Белка прыгает по зеленой ели.) Давайте поиграем в игру «Верёвочка» (повторяем условие игры). Сможем ли мы все слова связать при помощи нашей волшебной веревочки вопросов? Использование мыслительного приема Финкин Элауд (мыслительный прием размышления вслух, в котором учащиеся проговаривают то, о чем они думают, отвечая на вопрос) Коллективная проверка с закреплением алгоритма связи слов в предложении с помощью вопросов. -О ком или о чем говорится в предложении? (о белке) -Что говорится о белке? - Почему прыгает белка? - По какой ели? (подготовительная работа к темам «Предложение», «Главные и второстепенные члены предложения») - Все ли слова связала веревочка? -Что мы составили? Вывод с опорой на вопросы. - Как вы думаете, что может обозначать слово? - А для чего нам нужно слово? | У каждого ученика лежат листочки с напечатанными словами- (ель, медведь, дуб, кот, зелёная, белка, прыгать) Дети сидят по 4 человека в команде для работы с использованием сингапурской структуры . Структура Сингл Раунд Робин .Они подчеркивают слова на листочках и передают их по указанному учителем направлению для прочтения и проверки выполнения задания партнёром. .- стараются дать аргументированные ответы на вопросы. Структура Релли Робин (обсуждение вопросов с партнером по плечу по таймеру) Ответ указанного участника - дети обдумывают и предлагают свои варианты словосочетаний и предложений. - обсуждение и запись предложения на доске и в тетрадях - повторив условие игры, дети по структуре… работают в группе. Использование мыслительного приема Финкин Элауд Закончившие первыми столы делают – совместный Чиз -совместное обсуждение, проверка выполнения задания, - ответы на вопросы - вывод по теме с опорой на вопросы. | ЛУУД КУУД ПУУД РУУД ЛУУД КУУД ПУУД РУУД |
На этом фрагменте урока хотелось показать, как можно постепенно усложнять тему и знакомить их с понятиями приемлемыми их возрасту и немного опережая его: что обозначает слово, учим ставить к ним вопросы, определять лексическое значение, морфемный состав. Эта опережающая работа создаёт условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. В результате практических упражнений у детей формируются соответствующие знания о слове. Опережающее обучение при изучении важнейших тем - это работа на перспективу, которая даёт не только глубокие знания, умения и навыки, но и резерв времени.
Переходя к урокам математики, хочется отметить, что в УМК «Перспектива» нет выделенных часов на изучение отдельной темы «Уравнения». В 1-4 классах при решении примеров с неизвестными данными (примеры с окошечками) +4=9 (Х+4=9) постепенно вводим латинские буквы и с опорой на взаимосвязь компонентов действия решаем возникшую проблему, составляем простые уравнения. Обучение осуществляется деятельностным методом, в процессе которого не получают готовое решение, а «открывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог совместной работы, устанавливая алгоритм действия. Детям это интересно, ведь это их творческая работа и они совместно находят пути их решения. Это не обязательно на данном этапе, но расширяет кругозор ученика и способствует более рациональной работе при решении задач, взаимосвязи компонентов арифметических действий. При изучении этих тем в старших классах, опираясь на знания учащихся, полученных в начальном звене, можно экономить время и больше заниматься практической работой и индивидуально корректировать пробелы отдельных учащихся. Опираясь на приемы решения уравнений, дети более полноценнее могут увидеть взаимосвязь компонентов арифметических действий и находить неизвестное число. После такой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и основательного закрепления. Облегчается выполнение самостоятельных заданий на уроке и дома. Задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним.
Таким образом, многолетняя работа в этом направлении дает положительные результаты и отзывы учителей старшего звена. Такая методика изучения материала начального курса обучения создает благоприятные условия для учащихся, повышает мотивацию к учению. В условиях дефицита учебного времени позволяет безболезненно усваивать учебный материал. Также создается определенная и полная база первоначальных знаний для усвоения материала в среднем звене, что помогает учителям в дальнейшем экономить время и давать качественные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"
Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...
Мастер-класс «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и п...
Мастер-класс Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе
Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....
Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка
Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка...
Применение технологии опережающего обучения на уроках итальянского языка в начальной школе
В статье раскрываются приемы реализации технологии опережающего обучения итальянскому языку в начальной школе....
Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"
Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока....
Выступление на зональном семинаре по теме: «Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»
Выступление на зональном семинаре по теме: «Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»...