Применение технологии опережающего обучения на современном этапе- выступление на конференции
статья (3 класс) на тему

Галиуллина Клара Рахимовна

раскрываются технологии опережающего обучения на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

   

Применение технологии опережающего обучения на современном этапе

Галиуллина К.Р., учитель начальных высшей квалификационной категории МБОУ «Арская МОШ №2»

Галимова С.А., учитель начальных высшей квалификационной категории МБОУ Арская гимназия №5.

 В нашем современном мире очень актуальным становится вопрос  уровня развития устной, письменной  и математической речи учащихся  младших классов.  Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы не делал учитель, успех обучения зависит  от того, что и как будет делать ученик, и как быстро он это усвоит.

           В класс  приходят дети с разной подготовкой, разным уровнем развития. Есть такие, которым учебный материал даётся  легко. Они могут за короткий период обучения быстро  усвоить новый материал. Но есть и такие, которым нужно очень длительное время для усвоения знаний и навыков. С такими учениками надо дольше  и кропотливее  работать, дополнительно изыскивать  время, используя для этого наиболее рациональные методы, приёмы, способы работы. Хозяева дорогого времени на уроке – учитель и ученики, резерв его кроется в их общении, взаимодействии, сотрудничестве.

        Исходя из своего опыта многолетней работы,   чтобы не терять высокий уровень отработки навыков и одновременно постоянно поддерживать активность детей, мы используем приём, который можно назвать «опережающей  многолинейностью» - опережающее обучение.  Мы  на протяжении  многих лет работали с разными УМК  и во всех применяли  приём опережающего обучения. Результаты наших многолетних выпусков показали, что у детей в среднем звене  высокий процент успеваемости и качества усвоения  учебного материала, над которыми мы начинали  предусмотрительно работать в начальном звене. Учителя среднего звена  отметили, что и более слабые ученики  смогли более безболезненнее усвоить сложные темы, так как эта работа уже началась с первого класса. При этом обучении    краткие основы темы учителем  даются до начала изучения основной темы по рабочей  программе. Это может даваться в виде тезисов, примеров или  основываться  на ассоциации детей.  Использование этого приёма бывает эффективным при изучении более сложных тем, на изучение которых недостаточно времени, так как  на урок русского языка в нашем регионе отводится 5 часов (3ч – русский язык и 2 ч - литературное чтение). Наш регион многонациональный  и дети приходят с  языковым барьером в классы с русским языком обучения и нам нужно помочь им, чтобы они смогли качественно продолжить обучение в школе. Так, знакомясь в первом классе со словом и читая первые свои слова, мы стараемся  с детьми  провести более полную работу над ним. В процессе обсуждения «слова» каждый ученик излагает свои мысли, этому способствует и использование, в последнее  время сингапурской методики и технологии   обучения.

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Слово и его значение

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

 УУД

 3.Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 

4.      «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

 

 - Структура Сингл Раунд Робин. ( одноразовый Раунд Робин) Учитель просит детей взять карандаши зелёного и красного цвета и по этой структуре выполнить задание: подчеркните красным карандашом слова, которые обозначают животных, а зеленым слова обозначающие растения.

-Отвечать начинают участники под № 1 (по таймеру).

- Что обозначают подчеркнутые вами слова? На какие вопросы они отвечают?

-Почему одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?

-А какие слова вы не подчеркнули?

- Почему? Что они обозначают?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны будем узнать?

Структура Релли Робин 

( обсуждение вопросов с партнером по плечу по таймеру)

Сейчас по этой структуре начнут обсуждение участники под № 2 и №4

( вначале  говорит свои суждения один участник, затем другой- №2 и №1, №4 и №3)

- К какому мнению пришли? Отвечает участник под №1, стол №4 (если ученик дал неправильный ответ, мы продолжаем работу с другими участниками стола)

-Ребята, давайте мы с вами попробуем составить,  предложения со словами (зеленая, белка, прыгать, ель)

 -Какое  из предложенных предложений вам больше понравилось? Давайте запишем его.

(Белка прыгает по зеленой ели.)

Давайте поиграем в игру «Верёвочка» (повторяем условие игры). Сможем ли мы все слова связать при помощи нашей волшебной веревочки вопросов?

Использование  мыслительного приема Финкин Элауд

(мыслительный прием размышления вслух, в котором учащиеся проговаривают то, о чем они думают, отвечая на вопрос)

Коллективная проверка с закреплением алгоритма связи слов в предложении с помощью вопросов.

-О ком или о чем говорится в предложении? (о белке)

-Что говорится о белке?

- Почему прыгает белка?

- По какой ели?

(подготовительная работа к темам «Предложение», «Главные и второстепенные члены предложения»)

- Все ли слова связала  веревочка?

-Что мы составили?

Вывод  с опорой на вопросы.

- Как вы думаете, что может обозначать слово?

- А для чего нам нужно слово?

У каждого  ученика лежат листочки с напечатанными словами- (ель, медведь, дуб, кот, зелёная, белка, прыгать) Дети сидят по 4 человека в команде для работы с использованием сингапурской структуры . Структура Сингл Раунд Робин .Они подчеркивают  слова на листочках и передают их по указанному учителем направлению для прочтения и проверки выполнения задания партнёром.

.-  стараются дать аргументированные ответы на вопросы.

Структура Релли Робин 

(обсуждение вопросов с партнером по плечу по таймеру)

Ответ указанного участника

- дети обдумывают и предлагают свои варианты  словосочетаний и предложений.

- обсуждение и запись предложения на доске и в тетрадях

- повторив условие игры, дети по структуре… работают в группе. Использование  мыслительного приема Финкин Элауд

Закончившие первыми столы делают – совместный Чиз

-совместное обсуждение, проверка выполнения задания,

- ответы на вопросы

- вывод по теме с опорой на вопросы.

ЛУУД

КУУД

ПУУД

РУУД

ЛУУД

КУУД

ПУУД

РУУД

      На этом фрагменте урока хотелось показать, как можно постепенно усложнять тему и  знакомить их с понятиями приемлемыми их возрасту и немного опережая его: что обозначает слово, учим ставить к ним вопросы, определять лексическое значение, морфемный состав. Эта опережающая работа создаёт условия, при которых у  учащихся развивается разносторонний подход к слову. В результате практических упражнений у детей формируются  соответствующие знания о слове. Опережающее обучение при изучении  важнейших тем - это работа на перспективу, которая даёт  не только глубокие знания, умения и навыки, но и резерв времени.

    Переходя к урокам  математики,  хочется отметить, что в УМК «Перспектива» нет выделенных часов на изучение отдельной темы «Уравнения». В 1-4 классах при решении примеров с неизвестными данными (примеры с окошечками)     +4=9 (Х+4=9)  постепенно вводим  латинские буквы и с опорой на взаимосвязь компонентов действия решаем возникшую проблему, составляем простые уравнения. Обучение осуществляется деятельностным методом, в процессе которого не получают готовое решение, а «открывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет  эту деятельность и подводит итог совместной работы, устанавливая алгоритм действия. Детям это интересно, ведь это их творческая работа и они совместно находят пути их решения.  Это не обязательно на данном этапе, но расширяет кругозор ученика и способствует более рациональной работе при решении задач, взаимосвязи компонентов арифметических действий.  При изучении этих тем в старших классах, опираясь на знания учащихся, полученных в начальном звене, можно  экономить время  и больше заниматься практической работой и индивидуально корректировать  пробелы отдельных учащихся. Опираясь на приемы решения уравнений, дети более полноценнее могут увидеть взаимосвязь компонентов арифметических действий  и находить неизвестное число. После такой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и основательного закрепления. Облегчается выполнение самостоятельных заданий на уроке и дома. Задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним.

Таким образом, многолетняя работа в этом направлении дает положительные результаты и отзывы учителей старшего звена. Такая методика изучения материала начального курса обучения создает благоприятные условия для учащихся, повышает мотивацию к учению. В условиях дефицита учебного времени позволяет безболезненно усваивать учебный материал. Также создается определенная и полная база первоначальных знаний для усвоения материала в среднем звене, что помогает учителям в дальнейшем экономить время и давать качественные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и п...

Мастер-класс Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе

Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....

Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка

Технология опережающего обучения на уроках иностранного языка...

Применение технологии опережающего обучения на уроках итальянского языка в начальной школе

В статье раскрываются приемы реализации технологии опережающего обучения итальянскому языку в начальной школе....

Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"

Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока....

Выступление на зональном семинаре по теме: «Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»

Выступление на зональном семинаре по теме: «Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»...