Выступление на зональном семинаре по теме: «Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»
учебно-методический материал

Ефименко Галина Николаевна

Выступление на зональном семинаре по теме: «Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на зональном семинаре 

«Особенности конструирования современного урока в условиях реализации ФГОС»

ПО ТЕМЕ:

«Применение технологии проблемного обучения при конструировании современного урока»

Проблемное обучение является одним из наиболее перспективных направлений для развития творческих способностей обучаемых, проявления их интеллектуальной, личностной и социальной активности, столь необходимых современному человеку.

В основе проблемного метода лежит решение какой-либо проблемы, задачи. В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения.

Проблемное обучение – это обучение, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, познавательной деятельности; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний. Установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.

Урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся, а учитель подобен опытному дирижеру, организующему этот исследовательский поиск.

Учитель на современном уроке учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы; осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; организует учебное сотрудничество детей; создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.

В итоге воспитывается способность самостоятельно увидеть проблему, самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Если учитель чувствует, что при выполнении того или иного задания учащиеся испытывают затруднения, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень проблемно-эвристического обучения.

Использование данного метода обучения на основе компетентностного подхода позволяет оптимизировать процесс обучения, увеличить темп урока, повысить интерес к изучению математики, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, сформировать надпредметные знания и умения.

Важно отметить, что проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.

Каждый раз, готовясь к очередному уроку необходимо задавать себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Безусловно, проблемный метод нельзя превращать в универсальный метод обучения. Для некоторых учащихся, еще не владеющих навыками самостоятельного мышления, он несколько труден. Но достоинства проблемного обучения очевидны.

Этапы технологии проблемного обучения:

1.Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.

2.Поиск решения проблемы:

- через диалог;

- выдвижение гипотез.

3. Проверка гипотез, начиная с ложной.

4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.

5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера:

- поставь проблемный вопрос;

- выдвини гипотезу;

- докажи.

Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:

  1. Проблемная ситуация.
  2. Постановка учебной проблемы.
  3. Поиск решения. Выдвижение гипотез.
  4. Выражение решения. Доказательство или опровержение гипотез.
  5. Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).
  6. Воспроизведение нового материала. Творческое применение открытых знаний.

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Но, здесь важно помнить, что при столкновении с трудностью у учащихся может и не возникнуть познавательная потребность, если задание, которое должно выявить затруднение у детей, дается без учета их возможностей (интеллектуальных возможностей и достигнутого ими уровня знаний). Поэтому учитель должен понимать возможности своих учащихся в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью имеющихся знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения задания. Только такое задание способствует созданию проблемной ситуации.
Зная внутренние условия мышления, и способствуя их созданию с помощью проблемной ситуации, педагог может активизировать мыслительную деятельность школьника, управлять ею.

Существуют наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов. 

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. 

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. 

Четвёртый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования. 

По эмоциональному отклику, реакции учеников, Е.Л. Мельникова выделила 2 типа проблемных ситуаций:

  • С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного и того же задания).
  • С затруднением (практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться). (См. Приложение 1)

Проблемный урок, как правило, делится на два блока: проблемное введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний.

Первый блок подразделяется на два этапапостановка учебной проблемы и поиск решения этой проблемы.

В чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится неизвестное (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). Думается, что сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации.

В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяются интеллектуальные возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не способствуют возникновению проблемной ситуации. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью имеющихся знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа содержания и условий выполнения задания.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

 Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Обычно на таких уроках царит творческая атмосфера, снимается психологическая напряженность. И если в начале урока активно работают несколько человек, то постепенно втягивается все большее количество школьников, заражаясь всеобщим настроением деятельности. Такие уроки способствуют максимальной реализации способностей, мышления и, конечно, личности. Принцип психологической комфортности заключается в том, что проблемный урок подразумевает личностный подход к учащимся. Проявить себя, показать свои способности, высказать неординарную мысль может любой ученик, на любом этапе урока, в любой форме. Он всегда будет услышан, понят, оценен, потому что первостепенная задача проблемного урока: выдвижение предположений и путей поиска решений. Так создается ситуация успеха и осуществляется гуманизация обучения.

Приемы создания проблемной ситуации.

1. Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.

Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

2. Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения.

3. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.  (См. Приложение 2)

4. Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни

Поиск решения проблемы


У учащихся есть три пути перехода от проблемной ситуации к учебной проблеме.

 Если класс сильный, нужен побуждающий от проблемной ситуации диалог, в результате развиваются творческие способности учащихся, и они сами формулируют учебную проблему.

Если дети не могут самостоятельно сформулировать проблему, необходим подводящий диалог, то есть учитель задает стимулирующие вопросы, которые помогают выдвигать гипотезы.

Порой учителю на первых порах приходится самому создавать проблему, на этом пути творчество детей отсутствует.


Второй блок проблемного урока – воспроизведение - делится на две части:

выражение нового знания в новой форме;

реализация продукта.

Выражение нового знания в новой форме

Этот этап урока можно провести тремя разными способами.

Один из них – формулирование понятий и вопросов. Каждый ученик сам должен выразить полученное новое знание и представить его учителю и одноклассникам. Ребята могут работать в группах, парах, индивидуально, работая над составлением вопросов по материалу урока. Составляя вопросы и отвечая на них, учащиеся дважды упражняются в проговаривании нового материала. Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приемов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлексивному мышлению, а в целом, развитию внутри личностного интеллекта.

Еще выражать новое знание можно в виде опорных слов, сигналов, точек, конспектов.

Кроме формулировки и опорных сигналов существует еще один способ выражения и реализации нового знания в виде художественного образа. Данные задания чаще даются на дом (с целью экономии времени на уроке) и не обязательно всем ученикам, а по желанию. Конкретными формами художественного образа являются метафоры, загадки, стихотворения, сказки, рассказы и т. д. Учащиеся должны проявить не столько свои литературные способности, сколько умение продуктивно и точно выразить новые знания. (см.Приложение 3)

                                                       Выводы.
Эффективность проблемного обучения напрямую зависит от системности его применения и возраста учащихся. Методы проблемного обучения надо использовать каждый раз, когда требуется освоение базовых знаний, понятий, законов, теорий.

 Важный момент успешной организации проблемного обучения – это конструирование проблемных заданий, которые необходимы для выхода на проблемные вопросы.

Соблюдение принципов организации проблемного обучения, позволяет достигать значительных образовательных результатов, выражающихся не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными в учебной деятельности.

Планируя проблемный урок, необходимо выделять цель, ради достижения которой применяется данная технология. А затем проводить анализ результативности урока для каждого учащегося с точки зрения выделенной цели.

Итак, структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса, а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создаёт возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика.


Приложение 1.

Проблемные ситуации “с удивлением”. Одновременное предъявление классу противоречивых фактов.

Математика 2 класс. 

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).

Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные.

Окружающий мир, 2 класс. 
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.) 
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле - шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.) 
Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? 

Проблемные ситуации “с затруднением».

Русский язык, 2 класс. Тема «Ударение». На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Прошу в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Учащиеся зачитывают свои ответы. Ребята понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Предлагаю обратиться к словарю. Ребята приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов детей был правильным.

Во-первых, систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения.

Во-вторых, для того чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнажить противоречие, это как правило, пробуждает у учащихся интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует мыслительную деятельность учащихся, давая мне возможность управлять ею.

В-третьих, именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут принять сформированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать.

Приложение 2.

Русский язык 1 класс. Тема: Почему слова, которые звучат одинаково написаны по-разному: с маленькой и большой буквы.

Постановка проблемы.

- Запишите под диктовку предложение:

У крыльца лежит Шарик. (Дети пишут в тетради, а один ученик на доске)

- Поднимите руку, кто написал так же, как на доске? А кто написал по-другому? Какое слово? Шарик, шарик). Оба варианта записаны на доске.

- Смотрите одно и то же слово написано по-разному. Какой у вас возникает вопрос?

Если дети испытывают затруднение, учитель приходит на помощь.

- Прочитайте тему урока.

- Чему мы сегодня будем учиться?

2 класс. Скобки как средство обозначения порядка действий.

Учитель: Как обозначить в записи порядок действий? Предложите свои варианты. Дети предлагают свои варианты.

Учитель: В математике для того, чтобы выделить действие, которое нужно выполнить первым, используют скобки. Теперь эти выражения будут отличаться. Чем?

(8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4)

– Сформулируйте правило выполнения действий в выражениях со скобками.

Дети: Сначала выполняют действия в скобках, а потом остальные по порядку. (Проблема решена).

Русский языка 1 класс. Тема: Почему слова, которые звучат одинаково написаны по разному: с маленькой и большой буквы.

- Давайте выясним, слово, каким может быть шарик?

1. воздушным,

2. кличка собаки,

3. круглый предмет.

-Вернемся к нашему предложению. Отчего зависит, какую букву мы выберем? (На доске появляются 2 картинки: воздушный шарик и собачка).

- Посмотрите на картинку с воздушным шариком (маленькая буква).

- А теперь посмотрите на картинку с собачкой (большая буква).

- От чего же зависит выбор буквы? (От значения слова)

Приложение 3.

Воспроизведение нового материала. Творческое применение открытых знаний.

Этот этап не является строго обязательным, но весьма желателен, так как:

  • углубляет понимание нового материала;
  • способствует формированию наглядно-образного мышления;
  • развивает активную речь, творческие способности.

Это творчество учащихся, которое обеспечивается выполнением продуктивных заданий трех типов:

  • на формулирование (темы, вопросов по теме);
  • опорный сигнал (символ, схема, опорные слова);
  • художественный образ: метафора, загадка, стихотворение.


Опорный сигнал
 – это образ, выражающий знание в предельно-абстрактном, концентрированном виде. Его можно выполнить либо в классе, работая в группе или паре, либо в качестве домашнего задания индивидуально. Разновидности сигнала могут быть разные: символ, схема, таблица, опорные слова. Составление опорных сигналов способствует развитию наглядно-образного мышления, позволяет учащимся представить значительный по объёму материал в оригинальной форме, помогает развивать такие приёмы умственных действий, как классификация, сравнение, анализ и синтез. 

Создание художественного образа используется и в начальном и старшем звене. Это задание не является обязательным для всех учеников. Оценивание происходит через совместное обсуждение. Главное, чтобы художественный образ передал основное содержание изученного материала. Формы могут быть различны: загадка, стихотворение, сказка, литературная поэма, написание сценария, инсценировка.

Например, по теме “Скобки …” можно создать следующие художественные образы:

Метафора: скобки – регулировщик, показывающий, кому ехать первым.

Загадка: в примерах бывает, первое действие называет.

Стихотворение: скобки найдём, остальное потом.

Таким образом, творческое воспроизведение знаний способствует развитию памяти и внимания, созданию развивающего психологического климата класса, когда ученики открыто, непринуждённо общаются, проявляют способность войти в положение другого, оценить не личность, а

проанализировать факты.

Данные задания могут выполняться как во время урока, так и дома, по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Статья по теме: «Применение технологии проблемного обучения на уроках математики»

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний   день детского развития… Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития…         ...

Применение технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира.

Доклад на тему «Применение технологи проблемного обучения на уроках окружающего мира». Методическая тема над которой я работаю – «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮ...