Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО
статья на тему
"Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться" А. С. Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_uchiteley_nachalnyh_klassov_realizuyushchih_fgos_noo.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО
«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики, которая:
осуществляется добровольно;
осуществляется сознательно;
планируется, управляется и контролируется самим человеком.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
В начале учебного года все учителя начальной школы выбирают тему, над которой будут работать или продолжат работу и фиксируют эту тему в планах методического объединения.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название темы
Тему самообразования выбираем исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы.
Тема работы учителя: «Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму»
- цели
Цель самообразования формулируем так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования.
Цель: повысить качество знаний учащихся по русскому языку.
- Задачами самообразования в данном случае могут быть:
1. Выявление педагогических условий оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе.
2. Проверка на практике позитивного влияния данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;
3. Разработка дидактического материала по русскому языку, уроков, внеклассных мероприятий, направленных на решение поставленной цели работы;
4. Разработка системы игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.
- предполагаемый результат
Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.
- этапы работы и сроки выполнения каждого этапа
№ | Этапы работы | Сроки выполнения |
1 | Составление плана работы на текущий учебный год по теме самообразования. | Сентябрь |
2 | Продолжение изучения методической, педагогической и психологической литературы. | Октябрь – январь |
3 | Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях. | В течение года |
4 | Посещение семинаров. | В течение года |
5 | Открытые уроки на школьном и городском уровне. | Апрель |
6 | Выступление на заседании городского МО учителей начальных классов по теме самообразование. | Январь |
7 | Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. | Январь - февраль |
8 | Оформление результатов работы. | Март |
9 | Подведение итогов. Отчёт. | Апрель |
- Основные направления, действия и мероприятия
Профессиональное | 1. Продолжить изучение новых образовательных стандартов, уяснить их особенности. 2. Разработать рабочие программы по предметам. |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения. |
Информационно-компьютерные технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. |
- Источники самообразования
- систематический просмотр определенных телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
- общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.
- форма отчета по проделанной работе
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
1. Участие в конференциях:
* Международная видеоконференция по теме «Эффективная преемственность в работе ДОУ и школы».
* Всероссийская педагогическая видеоконференция по теме «Социальный менеджмент в образовании»;
2. Участие в олимпиаде:
* Международная педагогическая творческая олимпиада PEDOLIMP в номинации «Использование современных образовательных технологий в начальных классах» за конкурсную работу «Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
3. Участие в конкурсах:
* диплом I Всероссийского интернет-конкурса фотографий «Педагогический альбом» за творческую работу «Экскурсия на Детскую Экологическую станцию» в номинации «Педагогическая среда». («Дети-66.ру»)
* диплом II Всероссийского интернет-конкурса «Моя педагогическая инициатива» за работу «Главная моя задача – научить детей учиться» в номинации «ФГОС второго поколения в моей практике». («Дети-66.ру»)
* диплом лауреата Российского межрегионального творческого конкурса педагогов «Региональное образование: взгляд в будущее» в номинации «Открытый урок».
* сертификат участника Всероссийского конкурса педагогических идей «Инновации в образовании». (Центр гражданско – правового образования «Восхождение»)
4. Участие в сетевых сообществах:
* «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – pedsovet.su», сочинение на тему «Февральская лазурь», 3 класс.
* Всероссийский интернет – педсовет pedsovet.org, урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа 2100» на тему «Зима: покой природы».
* социальная сеть работников образования nsportal.ru:
- создание персонального сайта;
- создание электронного портфолио;
- модульное описание педагогического опыта «Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов»;
- «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
- конспект открытого урока по окружающему миру «Зима: покой природы».
- памятка родителям от ребёнка «Прислушаемся к советам своих детей!»;
- «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по литературному чтению»;
- урок риторики в 4 классе на тему «Знаки вокруг нас»;
- сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;
- «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по русскому языку»;
- «Технология проектного обучения»;
- «Работа с одарёнными детьми».
* На Урок.Ру:
- урок риторики в 4 классе на тему «Знаки вокруг нас»;
- сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;
- памятка родителям от ребёнка «Прислушаемся к советам своих детей!».
- урок окружающего мира в 1 классе на тему «Зима: покой природы»;
- «Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов».
5. Участие в семинарах:
- выступление на городском семинаре по теме «Адаптация учеников 1 класса к школьному обучению».
- городское занятие Школы совершенствования педагогического мастерства «Реализация программы формирования УУД младших школьников средствами УМК «Школа 2100», урок окружающего мира в 1 классе на тему «Богатства природы».
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
ПЛАН школьного методического объединения учителей начальных классов, реализующих ФГОС, на 2014-2015 учебный год
«Эффективность развития личности младшего школьника средствами современного урока»...
План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".
План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....
Отчет учителя о проделанной работе за 2016-2017 учебный год (дорожная карта по самообразованию) учителя начальных классов Яковлевой Екатерины Владимировны
В данной статье представлен отчет о проделанной работе за 2016-2017 учебный год учителем Яковлевой Екатериной Владимировной и ее воспитанниками...
Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС
Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...
Доклад «Индивидуальная программа самообразования учителя начальных классов в условиях введения ФГОС»
В данном материале содержится информация о программе самообразования учителя начальных классов в условиях введения ФГОС. Даны рекомендации....
Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: «Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе».
В данном материале представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: «Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе»....