Собщение на тему: "Технология продуктивного чтения"
методическая разработка на тему

Калуцких Марина Викторовна

Чтение - неотъемлемый элемент культуры общества, средсво воспитания, образвания и развития личности . Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребёнка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения Мастер-класс

Слайд 2

Причины низкой читательской активности усиление влияния средств массовой информации; резкое изменение общественной жизни; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми; отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Слайд 3

3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения Технология формирования правильного типа читательской деятельности Цель – понимание текстов. Средство – три этапа работы с любым текстом. Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

Слайд 4

Работа с текстом до чтения Содержание работы: Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям. Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия. УУД: Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других.

Слайд 6

Работа с текстом до чтения Содержание работы: Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям. Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия. УУД: Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других.

Слайд 7

Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. Дело,пело,делай,сердце,доброе,чтобы

Слайд 8

Доброе слово лечит, а злое калечит. Делай доброе дело, чтобы сердце пело.

Слайд 9

Л.Н.Толстой «Белка и волк» Белка, волк, хотел съесть, отчего веселы, мы добры.

Слайд 10

Работа с текстом во время чтения Содержание работы: Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части. УУД : Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Слайд 11

Белка и волк . Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Слайд 12

Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя. Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Слайд 13

Работа с текстом после чтения Содержание работы: Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла. Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. Выполнение творческих заданий. УУД: Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Слайд 14

Модель-описание Белка Волк хитрая глупый весёлая сонный хвост поднят хвост опущен добрая злой маленькая большой

Слайд 15

Дерево доброты Дружба Милосердие Мудрость Благородство Уважение Любовь Мир

Слайд 16

Добро – 1)Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие. 2)Хорошее доброе дело. Толковый словарь С.И.Ожегова

Слайд 17

Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за красоту!

Слайд 18

УУД До чтения Во время чтения После чтения Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Подготовила:

учитель начальных классов

Калуцких М. В.

МО 

2015 -2016 уч. год

  Задача школы сегодня - вооружить детей знаниями. Но одного этого для развития мало, тем более - для развития личности, её образования. Поэтому репродуктивный метод работы учителя недостаточен для решения задач образования личности, её развития.

 Достигая разные цели обучения, нужно придерживаться принципа: главное увидеть в ребёнке не то что он не знает, а увидеть и развить то, что он умеет и знает.

Актуальность.

  Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература.

Проблемность.

  Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными?  Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Новизна.

  Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

  Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.

  Новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы по литературному чтению, сквозные герои помогают активизировать учебный процесс.

Ведущие принципы:

-принцип деятельности

-комфортности

-непрерывности

  Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

  Задача курса «Чтение и начальное литературное образование»- подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению.

Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

  Для этого нужно применять различные формы и типы творческих  уроков:

– конкурсы

– викторины

– уроки-праздники

– путешествия по сказкам

  Также проводить тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

  Применять такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих.

 

  Одним положительным отличием продуктивного чтения является то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс:

I этап. Работа с текстом до чтения.

  Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

  Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

IIэтап. Работа         с текстом         во время         чтения 
  Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

   Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

IIIэтап.Работа с         текстом                 после                 чтения         
 Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 

  Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

  Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

  В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.

     

                       

                                                             УУД                    

До чтения

Во время чтения

После чтения

  •  Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  •  Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  •  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  •  Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  •  Слушать и понимать речь других.
  •  Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  •  Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  •  Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  •  Ориентироваться в учебнике;
  •  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  •  Выразительно читать и пересказывать текст;
  •  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  •  Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  •  Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  •  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  •  Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
  •  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
  •  успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

                                                             

                                                                Список литературы:

  1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
  2. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.
  3. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
  4. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.

http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html

  1. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
  2. http://www.allbest.ru
  3. http:// www.xreferat.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме: "Технология продуктивного чтения"

На уроках литературного чтения использую технологию продуктивного чтения, хочу поделиться на примере одного произведения....

Обобщение опыта по теме "Технология продуктивного чтения"

Практическое применение технологии продуктивного чтения (методы, приёмы, формы творческого применения)...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Выступление по теме: "Технология продуктивного чтения"

Материал МО учителей начальных классов...

Доклад на тему: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА».

Доклад на тему: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА»....

Проект по теме: «Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология»

Цель проекта: выявить пути освоения правильной читательской деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе...