Организация адаптивной среды на первых ступенях обучения
статья (1 класс) на тему
Доклад на тему "Организация адаптивной среды на первых ступенях обучения". В нём рассказывается о том, как помочь первокласснику привыкнуть к новым условиям, сформировать у него позитивное отношение к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_adaptivnoy_sredy.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАН
1.Что такое адаптация к школе с.2-3
2.Особенности развития детей 7-8-летнего возраста с.3-5
3.Особенности организации адаптивной среды в первом
классе начальной школы с.5-13
а) Организация адаптационных занятий с
первоклассниками с.5-6
б)Организация учебного процесса с.6-8
в) Организация уроков в адаптационный период
по отдельным предметам с.8-10
г)Индивидуальная работа с первоклассниками,
взаимоотношения учителя и обучающихся с.10-12
д) Работа с родителями с.12-13
4.Заключение с.13
5. Литература с.14
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Переход ребёнка из разряда дошкольника в разряд первоклассника – серьёзное испытание и для самого малыша, и для его родителей. Такой же ответственный момент переживает учитель, встречающий ребёнка в школе. Каким бы опытом работы и педагогическим мастерством он ни обладал, каждый класс новоявленных школьников требует от педагога новых подходов, новых решений. И учитель, и родители должны помнить в этот период, что адаптация-это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В этот период изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. И это требует от ребёнка максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день,не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Наиболее оптимальный срок адаптации- 2-3 месяца.
В этот период особенно важно «мягкое», бережное отношение к каждому ребёнку, создание постоянной ситуации успешности деятельности, демократический стиль общения, заинтересованность учителя в каждом. Особенно важно в адаптационный период дать возможность ребёнку работать в свойственном ему темпе.
Выделено три основных этапа адаптации:
- Ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели).
- Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится:организм тратит всё, что есть, а иногда и в «долг берёт»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребёнка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.
- Период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Чтобы понять особенности адаптации ребёнка к школе и пути разрешения возникающих в этот период проблем, на мой взгляд, нужно немного остановиться на психофизиологических особенностях семилетних детей.
Принципиально важной особенностью детей этого возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни:людям, событиям, фактам. Первоклассники умеют общаться, проявляют сопереживание, сочувствие, знают и выполняют основные правила поведения и взаимодействия в быту, игре, ученье.Они с интересом участвуют в различной деятельности, хорошо ориентируются не только в знакомой, но и незнакомой обстановке. Вместе с тем им ещё необходима чёткая и краткая инструкция взрослого, а также представленная последовательность (алгоритм действия). Им ещё трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить его с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности.
На достаточно высоком уровне развития у детей находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, на-за-под, сверху-снизу), различать положения фигур на плоскости, находить детали, способны к классификации предметов по форме, размеру, цвету, могут различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом.
Развитие зрительно-моторных координаций позволяет детям координировать свои движения:они могут срисовывать простые предметы, цифры, буквы.
Однако следует помнить, что около трети детей, поступающих в школу, имеют несформированность моторных функций и зрительно-моторных координаций, что может стать причиной трудностей при обучении письму и чтению, особенно при форсировании темпа письма.
Развитие слухо- моторных координаций позволяет различать и воспроизводить несложный ритмичный рисунок, выполнять под музыку ритмические движения.
Уровень развития мыслительной деятельн6ости детей этого возраста обеспечивает возможность успешного школьного обучения. Наиболее характерными типами мышления являются наглядно-образное и наглядно-действенное, их развитие и совершенствование способствует формированию логической формы мышления.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5- 7 тыс. слов), грамматически правильной и выразительной устной речи, умения правильно произносить все звуки родного языка, способности к элементарному звуковому анализу слов.
Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость ещё невелика (не более 10-12 минут).
Особенности памяти: преобладание непроизвольного запоминания, но есть и способность к произвольным действиям памяти, особенно в тех случаях, когда школьников учат специальным приёмам запоминания.
Такие возрастные особенности детей, как сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и другие объясняют и сложность для них статических нагрузок, недопустимость ограничения двигательного режима, трудность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на его замечания и критику.
Таким образом, хочется подчеркнуть ещё раз, что в процессе деятельности ребёнка ему необходимы положительная поддержка и одобрение со стороны педагога, особенно в тех случаях, когда есть трудности в выполнении заданий. В таком случае хочется отметить. Что учитель дожжен обладать такими качествами, как доброжелательность, сдержанность, спокойствие, терпение, желание наладить отношения с любым ребёнком.
Часто в литературе для смягчения и ускорения процесса адаптации первоклассников к школе рекомендуется проводить ряд занятий. Эти занятия проводятся в начале учебного года с периодичностью 1-2 раза в неделю. На занятиях используются различные формы работы с учащимися:игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий и др.
Задачи этих занятий:
- Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищённости у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
- Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
- Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
- Создание предпосылок для групповой сплочённости класса.
- Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
- Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.
Примерная тематика этих занятий:
1.Знакомство. Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом.
2-3.Правила школьной жизни. Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни и продолжение знакомства друг с другом.
- Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника.
5.Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего нового статуса школьника.
6. Оценка. Формирование реалистичного восприятия первоклассниками школьной оценки.
7-8. Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества.
9-10. Первоклассное путешествие. Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению.
Но не только дополнительные адаптационные занятия помогают детям в первый год обучения. Сама организация учебного процесса, направленная на сохранение здоровья детей, во многом способствует мягкому приспособлению детей к новой для них школьной жизни.
Так продолжительность учебного года для первоклассников четырёхлетней начальной школы – не более 30 недель, каникулярное время (в течение учебного года) – не менее 37 дней. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом плане таково: 5-6 недель занятий сменяются недельными каникулами. Занятия проводятся только в первую смену. Не рекомендуется шестидневная неделя.
Недельная нагрузка первоклассников не должна превышать 20 часов, то есть ежедневно проводится 4 урока, а в адаптационный период (сентябрь-октябрь) рекомендуется проводить три урока в день, четвёртый урок заменяется экскурсией, играми, спортивными развлечениями и пр.
Важно соблюдение продолжительности перемен в школе. Обычно устанавливаются 10-минутные перемены между уроками с большой переменой (динамической паузой) в 45-60 минут после третьего урока.
Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением 1-2 физкультминуток. Целесообразно подбирать физкультминутки с учётом изучаемой темы, проводить под музыку и делать не слишком кратковременными (каждая физкультминутка 2-3 минуты).
При построении уроков нужно помнить и об особенностях динамики работоспособности в различные периоды урока.
Первоклассник может активно и полноценно работать в течение не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, иначе наступает четвёртая фаза работоспособности-некомпенсированного утомления. Внешние признаки этой фазы-вялость, сонливость, потеря интереса к работе, дети ищут дополнительные точки опоры (ложатся на парту, поднимают голову руками, вертятся и пр.)
Изменяется работоспособность школьников и в течение учебного дня. Сниженные показатели работоспособности отмечаются в начале первого урока, затем наблюдается подъём до оптимального уровня и закономерное их снижение, начиная с третьего урока. При этом у большинства детей наивысшая активность-от 10 до 12 часов.
Необходимо обратить внимание и на изменение работоспособности учеников на протяжении недели. Так, в понедельник ребёнок достаточно трудно входит в рабочий ритм, работоспособность несколько снижена, поэтому в этот день целесообразно начать уроки с физкультуры или музыки.
Вторник и среда-наиболее благоприятные для учебной работы дни.
Начиная с четверга уровень работоспособности снижается, причём в пятницу весьма значительно.
При организации школьного дня необходимо помнить, что ежедневный объём двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2 часов. Этого можно добиться проводя гимнастику перед началом уроков, продумывая тематические физкультминутки, подвижные игры на переменах, спортивные часы после уроков и др.
Учитель должен видеть состояние детей и при необходимости корректировать его быстро и умело.Например, чрезмерный уровень возбуждения можно спокойно снизить, попросив детей принять стойку на одной ноге и др.
Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. Многие исследователи предлагают урок проводить в системе «динамической смены поз», то есть организованно переводить учащихся от одной рабочей позы(сидя) в другую(стоя).
Учитывая особенности шестилетних и семилетних первоклассников, целесообразно строить урок несколько иначе, нежели в следующих классах начальной школы. В уроке целесообразно представить два структурных элемента: организационный момент и основную часть.
Организационный момент следует использовать для обучения детей умениям организовать рабочее место. Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать. Можно использовать приём проговаривания последовательности действий.
Настраивая детей на работу, учитель должен проявлять доброжелательность, не делать замечаний, а облекать их в форму совета и пожелания. Основная часть урока должна быть «дробной», то есть состоять из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности.
Необходимо обратить внимание на использование игры как структурной части урока. Обычно учитель предпочитает дидактическую игру.
Действительно, игра с правилами так же,как и учебная деятельность, имеет коллективный характер:в процессе игры ребёнок учится согласовывать свои действия с партнёрами, получать общий результат деятельности. Можно использовать игру на уроках математики, обучения грамоте, уроках окружающего мира.
При построении учебного процесса в первом классе необходимо учитывать, что ребёнку этого возраста свойственны наглядно- действенное и наглядно- образное мышление. Исходя из этого, учитель должен создать на уроках возможность для деятельности на наглядно-образной основе: рисовать, моделировать, заполнять схемы, таблицы, действовать с предметами-заместителями и пр.Такое обучение создаёт важнейший фундамент для формирования логического мышления.
При проведении уроков в адаптационный период большую роль играют уроки-экскурсии, которые позволяют не только развить наблюдательность детей, имеют богатый образно-наглядный материал, но и способствуют сплачиванию детского коллектива.
Экскурсии могут проводиться на уроках математики (по темам «Признаки предметов», «Пространственные представления», «Сравнение групп предметов по их количеству» и т.д.), на уроках окружающего мира («Признаки осени», «Разнообразие растений» и др.), на уроках изобразительной деятельности и уроках труда.
Желательно предусмотреть на уроке проведение творческих учебных заданий: придумать что-то, догадаться, подобрать собственные примеры и пр.
Необходимо обратить внимание на организацию обучения письму в первом классе.
Для детей 6-7 лет ещё очень трудны тонок координированные движения при письме. Письмо утомительно для младшего школьника.
Для эффективного формирования навыка письма на начальном этапе (букварный период) необходимо дать ребёнку чёткое представление о траектории движения при письме каждого элемента и буквы (точка начала движения, направление движения руки, точка окончания движения руки), учитывая, что каждый элемент пишется отдельно, а связность и слитность письма формируются только на следующих этапах обучения. Категорически запрещается форсировать темп письма – каждый ребёнок на начальном этапе обучения имеет свою скорость письма.
При обучении письму рекомендуется проводить регулярно гимнастику для пальцев, дыхательные упражнения, упражнения для зрительного анализатора.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Как уже говорилось ранее, в начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. объём работы школьников должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом работы.
В первом классе на уроках можно использовать разнообразные формы индивидуальной дифференцированной работы:
- Задания разной степени трудности. Сильные дети самостоятельно выполняют учебные задания, а в это время учитель работает с остальными детьми. Можно предложить самостоятельные задания разной сложности одновременно и «сильным» и «слабым» детям.
- При работе над общеразвивающими упражнениями на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр. можно объединить детей в пары, группы, чтобы они могли коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.
Вся работа в начальной школе и особенно в 1 классе во многом зависит от стиля общения учителя и ученика и от личности педагога. Замечено, что при авторитарном стиле взаимоотношений учителя и учащихся снижается возможность развития учебно-познавательной мотивации, затрудняется формирование у ученика контролирующей деятельности, желания учиться и интереса к учению.
Сейчас процесс обучения строится по другой системе ученик-равноправный участник обучения, он в равной степени с учителем заинтересован в получении хороших результатов, отвечает за свои успехи, промахи и ошибки. Для того, чтобы у школьника формировалось умение учиться необходимо прежде всего предоставить ему право выбора способа и пути деятельности, большое внимание уделить формированию учебно-познавательной мотивации.
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. В классе всегда есть и дети гиперобщительные, мешающие учителю вести урок, и дети, боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или невнимательных. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Таким образом, хочется подчеркнуть, что в процессе деятельности ребёнка ему необходимы положительная поддержка и одобрение со стороны педагога, особенно в тех случаях, когда есть трудности в выполнении заданий.И учитель, чтобы достичь положительных результатов, должен обладать такими качествами, как доброжелательность, сдержанность, спокойствие, терпение, желание наладить отношения с любым ребёнком.
Для более успешной работы по созданию благоприятной адаптивной среды для ребёнка в первые месяцы обучения необходимо проводить работу и с родителями первоклассников.
Далеко не все родители в достаточной степени владеют психолого-педагогическими знаниями об особенностях адаптационного периода первоклассников. Недостаток таких знаний у родителей приводит к тому, что их поведение может во многом усложнить и так непростую для ребёнка ситуацию адаптации к школе.
Важно, чтобы родители понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. Родители совместно с педагогом должны помочь ребёнку понять, в каких ситуациях он должен быть школьником, а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Родителям не следует осуждать дошкольные формы поведения ребёнка, его желание играть в игры, но в то же время важно всячески поддерживать желание ребёнка стать школьником, желание учиться.
Учитель должен сказать родителям, что хвалить первоклассника – это наука. Первоклассник как никто другой нуждается в поддержке и поощрении со стороны родителей. Но хвалить надо не просто называя его молодцом или умницей, а поощрение должно быть конкретным: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!» или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!»
Когда ребёнок приходит домой, родители обычно спрашивают: «Как дела в школе? Что получил?» Вопросы же : «Что ты нового сегодня узнал? С кем из ребят сегодня общался? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» - дают ребёнку понять, что главное в школе – учение и общение.
Если ребёнок сильно переживает из-за оценок или неудач, можно помочь ему с помощью приёма «зато», то есть постараться найти в работе какое-то достоинство.
Учитель на первых же родительских собраниях должен не только изучить семьи своих учеников, познакомить родителей с особенностями адаптационного периода и теми приёмами, с помощью которых они могут помочь своему ребёнку в этот период, но и рассказать о режиме дня ребёнка, об организации такого распорядка дня, который поможет избежать переутомления первоклассника. Это прежде всего включить в режим дня послеобеденный отдых, ограничить время приготовления домашнего задания, побольше проводить ребёнку времени на свежем воздухе, играя в подвижные игры.
В заключении хотелось бы ещё раз отметить, что процесс адаптации ребёнка к школе – очень длительный процесс, требующий усиленного внимания к ребёнку со стороны взрослых, как учителя, так и родителей, требующий специально организованной среды для первоклассника. Только при выполнении всех выше изложенных сторон, создающих благоприятную адаптационную среду, возможно сделать процесс перехода ребёнка к школьной жизни мягким и не наносящим урон здоровью ребёнка.
Литература:
- М.М.Безруких, С.П. Ефимова Знаете ли вы своего ребёнка? –М.:Просвещение, 1991
- Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. –М.: УЦ «Перспектива», 2008
- Первые дни ребёнка в школе: рефлексивные круги, игры . Авторы –составители Н.Б.Говоркова, Г.Г. Кукушкина.- Волгоград,:Учитель ,2008
- К.Н. Поливанова, Г.А.Цукерман Введение в школьную жизнь.- В кн.: Учимся общаться с ребёнком. М., «Просвещение», 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения
Презентация. Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения....
Презентация "Организация самоуправления на первой ступени обучения"
В презентации рассматриваются достоинства и недостатки самоуправления,актуализация, пути активизации ученического самоуправления....
Организация самоуправления на первой ступени обучения.
Презентация к педагогическому совету....
Традиционные и нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса как главный фактор решения проблем сотрудничества педагога и ребенка на первой ступени обучения
Урок - это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ребенка....
Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения.
Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения....
Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения
Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения...
Презентация "Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения"
Роль классного руководителя в организации познавательной деятельности, обучающихся первой ступени обучения....