Отчет по теме самообразования. Колмакова И. В.
учебно-методический материал на тему

Колмакова Инна Васильевна

Данный материал содержит полный отчет по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_ts.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

                  Отчет  о проделанной работе по самообразованию

                                     в период с 2011 по 2015 уч. год  

                            Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу…! Своей игрой они служат и отечеству!»

                                                                                                    Е. А. Покровский

     Начав свою педагогическую деятельность в  НРМОБУ «Салымская СОШ № 2» в должности учителя начальных классов,  я выбрала индивидуальную тему по самообразованию: «Развивающие игры на уроках математики», опираясь  при этом, на методическую тему школы: «Урок – как основная форма организации процесса». Почему мной была выбрана именно эта тема? Аргументирую.

Актуальность данной темы заключается в следующем:

    В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

    Таким развивающим средством для младших школьников выступает игра.

Умственное развитие детей происходит как в процессе творческих игр (развиваются умения обобщать функции мышления), так и дидактической игре. Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерно использовать дидактические игры для умственного воспитания детей.

    Очень важно, что игра - это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.

     Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием.

     В современной педагогике дидактическая игра рассматривается, как эффективное средство развития ребёнка, развитие таких интеллектуальных психических процессов как внимание, память, мышление, воображение.

     С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:

  • находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.

       Игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.    

       Следовательно, педагогические возможности  игры очень велики.   Игра развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.

     Была поставлена конкретная  цель:

     Совершенствовать технологии    проведения развивающих игр на уроках математики с целью всестороннего развития личности ребенка.

     Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу по данному вопросу;      

2. Апробировать в процессе обучения учащихся различные дидактические игры на уроках математики;

3. Использовать и внедрять в процесс обучения передовой педагогический опыт по данной теме;

4. Повысить профессиональный уровень своих знаний;                

5. Создать  электронную картотеку дидактических игр по математике.

     В начале работы над темой  был составлен индивидуальный план работы.

       

Выдвинула гипотезу: 

    если  педагог  будет систематически создавать условия для внедрения в процесс обучения развивающих игр, то всестороннее гармоничное развитие личности ребенка обеспечено.

    В течение 4 лет старалась реализовать поставленные задачи, а именно:    Изучала методическую литературу и передовой педагогический опыт по данному вопросу. Мною была изучена следующая литература:

  1. Игнатьев В.А. «Внеклассная работа по арифметике в начальной школе» Москва, «Просвещение» 1999 г.
  2. Котов А.Я. «Вечера занимательной математики» Москва, «Просвещение» 2001 г.
  3. Сорокин П.И. «Занимательные задачи по математике» Москва, «Просвещение» 2004 г.
  4. Остер  Г.Б. «Задачник» Москва, «Спарк-М» 1995 г.
  5. Байрамукова П.У. «Внеклассная работа по математике» Москва, «Издат-школа «Райл» 2007 г.
  6. Зак  А.З. «600 игровых задач для развития логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1999 г.

7. Журналы «Начальная школа». 
8. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», 1997г 
9. Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника», 1997г 
10. Издательство «Академия», «Развитие творческого мышления детей». 
11. Издательство «Академия», «И учеба, и игра; математика» 
12. Практическое приложение: «Играем в числа» 
13. Смирнов С.А., учебное пособие: «Педагогические теории, системы, технологии», 2000г 
14. Истомина Н.Б., учебное пособие, «Методика обучения математике в начальной школе», 2000г

       Внедряла на практике, проводила учебные занятия с активным использованием  ИКТ и Мультимедиа – технологий;

       Создала электронную  картотеку развивающих  игр по математике. В январе 2012 года выступила на МО начальных классов с сообщением и презентацией о проделанной работе по теме самообразования. В феврале 2013 года  в рамках открытой методической недели мною был проведен открытый урок математики, где были внедрены развивающие игры.

  Учащиеся класса участвовали практически  во всех проводимых мероприятиях: в международном конкурсе «Кенгуру» участвовало  6  человек; во всероссийском конкурсе «Вот задачка» участвовали 5 человек, один  из них занял призовое 3 место; во всероссийской дистанционной олимпиаде «Занимательная математика» - 3 место в олимпиаде международного уровня «Эму» участвовали 6 человек, трое из них заняли призовые 1, 2, 3 места.

   Ежегодно  принимаю участие  во всероссийских педагогических конкурсах:

   Общероссийский  фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Педагогический университет «1 сентября», (Диплом № 235 – 714 – 540 / ОУ - 9)2012 г.;

   Всероссийский педагогический конкурс «Дистанционный урок» (Диплом ВПК № 02040 / 2014, март 2014 г.);

  Всероссийский творческий марафон для педагогов «Путь к знаниям» сентябрь, 2014 г. (Диплом лауреата, ИН 75683 – 143700).

   Стараюсь  стремиться к повышению своей профессиональной компетентности. Участвую в семинарах, педагогических советах, методических совещаниях, ШМО.

    Считаю, что взятая  мною тема по самообразованию  полностью отработана.  В следующем учебном году начну работу над новой  темой самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования

«Формирование орфографического навыка через развитие познавательного интереса к предмету»...

Презентация "Отчет по теме самообразования"

В данной презентации содержится информация по теме самообразования "Развивающие игры на уроках математики"...

Отчет по теме самообразования

«Дидактическая игра как один из компонентов личностно-ориентированного  урока в начальных классах»....

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...

Статья по теме: " Отчет по теме самообразования " Формирование самооценки младшего школьника"

Отчет и самоанализ учителя по самообразованию по теме :" Формирование самооценки младшего школьника"....