Рефлексия на различных этапах учебной деятельности.
статья на тему
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов (из опыта работы) «Рефлексия на различных этапах учебной деятельности»
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов.
Рефлексивное оценивание способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке:
- Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять, чтобы ему было комфортно в этой среде.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексивное оценивание может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года.
При выборе того или иного вида рефлексивного оценивания нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности:
Этап учебной деятельности | Цель | Приемы | Содержание |
Организационный момент и целеполагание | обеспечивает побуждение учащихся к деятельности | Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление | выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. |
Актуализация ЗУН учащихся | Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности | прием незаконченного предложения, тезиса, | каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания |
В начале работы по теме урока содержательная рефлексия | Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. | «Дерево целей» | самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности |
На завершающем этапе использование вопросов: - Что дала вам работа в парах? - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить …? - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? «Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?». | Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой | Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Дерева целей», высказываний: Я не знал… - Теперь я знаю…; | Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.
Мне показалось важным… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексия учебной деятельности.
Несколько советов о том, как можно организовать рефлексия учебной деятельности....
«От положительной рефлексии учебной деятельности к саморазвитию».
Ребенок (да и взрослый тоже) может эффективно и с удовольствием заниматься только тем делом, которое у него получается, где он чувствует себя успешной личностью, пусть даже для этого ему приходится ...
"Пути активизации мыслительной деятельности на различных этапах урока русского языка"
В данной работе указываются пути активизации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока русского языка....
Целеполагание и организация рефлексии на различных этапах урока
Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. В статье приведены некоторые приёмы целепол...
Рефлексия учебной деятельности как обязательный этап урока в условиях организации ФГОС
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозмож...
«Формирование познавательной активности младших школьников в различных видах учебной деятельности»
laquo;Формирование познавательной активности младших школьников в различных видах учебной деятельности»...
тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка.
тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка....