«От положительной рефлексии учебной деятельности к саморазвитию».
статья по математике (1 класс) по теме
Ребенок (да и взрослый тоже) может эффективно и с удовольствием заниматься только тем делом, которое у него получается, где он чувствует себя успешной личностью, пусть даже для этого ему приходится много трудиться.
Данная статья была опубликована в сборнике "Модель деятельности- творческий поиск" 2009г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Полищук Ольга Николаевна – учитель начальных классов
ГОУ Центр Образования № 2006 Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж – 15лет
Победитель окружного тура конкурса «Учитель года»
Лауреат Гранта Москвы
«От положительной рефлексии учебной деятельности к саморазвитию».
В любой деятельности велико значение
положительного самоопределения тех,
кто эту деятельность выполняет.
Ребенок (да и взрослый тоже) может эффективно и с удовольствием заниматься только тем делом, которое у него получается, где он чувствует себя успешной личностью, пусть даже для этого ему приходится много трудиться.
Начальная школа – важный этап в становлении личности ребенка. Формирование личностных качеств детей начинается с создания в классе атмосферы доброжелательности и такой образовательной среды, в которой обеспечивается потребность ребенка в общении и любви.
Приходя в школу, первоклассник вливается в коллектив класса, который становится сферой его общения, самоутверждения и самореализации.
Ученик приходит в первый класс с открытой душой, с искренним желанием учиться. Он радуется всему: новенькому портфелю, карандашам, фломастерам, пеналу. Школа для него – праздник!
Каждый учитель, набирая 1-й класс, думает прежде всего о том, как привить детям любовь к учению, какими методами вести обучение, чтобы не превращать детей в пассивный объект воспитания, чтобы жажда знаний никогда не покидала их.
Казалось бы, есть самое главное – и желание детей учиться, и стремление учителя учить но почему часто бывает так, что через несколько месяцев, а то и недель учение для некоторых детей превращается в мучение?
Вчерашнему дошкольнику поначалу приходится очень нелегко: то он грязно напишет, то забудет, что сказать. Родители реагируют со всей строгостью: «Учиться – значит трудиться, это твой долг!». И маленький человек, так и не узнав, какой радостью может быть учение, уже твердо усваивает, что это тяжкая обязанность.
Действительно, учение – труд и обязанность, но учитель должен создавать такую атмосферу, в которой естественная любознательность ребенка, тяга к знаниям перерастет в желание, потребность учиться. И здесь простым обращением к разуму, беспрекословными «надо» и «обязан» до сердца семилетнего человека не достучишься.
Любой труд всегда начинается с предъявления требований, но форма их предъявления бывает различная. Приучать ребенка к тому, что учение – это его новая обязанность, следует, но делать это надо с большим педагогическим тактом, с уважением к личности ученика, с добром.
Что радует и огорчает первоклассника в школе? Многое, но больше всего – отношение к нему учителя. Что побуждает ученика преодолевать собственные неудачи? В значительной мере – доверие учителя. Каким способом фиксирует школьник свое продвижение к знаниям? Прежде всего- по оценкам учителя.
Задача первых дней состоит в том, чтобы приоткрыть детям перспективы будущего, зажечь в них огонь любознательности.
Частично эта проблема решается на уроках, путем проведения в процессе обучения рефлексии учащихся, помогающей создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Существует множество разнообразных приемов, которые помогают учителю создать в классе в начале урока положительный эмоциональный настрой:
- Учитель в начале урока высказывает детям добрые пожелания, задавая образец действия. Затем он предлагает уже самим детям пожелать удачи друг другу на уроке. Они обмениваются хлопками в ладони с соседом со своими пожеланиями.
- Педагог предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. Дети высказываются по этому поводу.
Указание учителем границ образовательного пространства, с которым будет связана деятельность учащихся на данном уроке, позволяет активировать в сознании последних область, в которой память хранит понятия и алгоритмы, образующие указанное учебно-содержательное пространство. Положительная эмоциональная направленность на включение в учебную деятельность в начале урока может основываться только на положительном опыте ребенка их реализации в прошлом.
А на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону в моем классе, дети сверяют результаты своей работы с образцом, данным учителем. В случае правильно выполненного задания, на поля выносится «+». В конце урока дети подводят итог своей работы на уроке и оценивают сами себя: смог ли я заработать на уроке хотя бы один «+»? А может я заработал их несколько? Таким образом, каждый учащийся, независимо от уровня подготовки и уровня способностей получает возможность получить заработанный им «+» и зависит это только от него самого, от вложенного им труда. И, как показывает опыт, дети используют эту возможность. В итоге, с одной стороны, у них отсутствует пробел в усвоении знаний, а с другой стороны, у них снижается уровень тревожности, возникает уверенность в своих силах, формируется положительная мотивация учения. Дети приходят на урок «думать», не бояться высказывать свои мысли и суждения. Если допускаются ошибки, то они исправляются, но не наказываются ни замечанием, ни плохой оценкой. Ученик справился с работой – он молодец; заработал «+»; если же не получилось в этот раз – не беда, надо разобраться в своих ошибках, получится в следующий. Положительный настрой, и мотивация помогает детям легко и с увлечением учиться.
При правильной самооценке ученик начинает поощрять сам себя и внутри деятельности находить причину своего стимулирования.
Внутренний мир ребенка в основном определятся эмоциями. Усвоение любых знаний происходит только при непосредственном включении эмоционального плана, и в наибольшей степени это проявляется в ситуации успеха, в результате чего возникает мотивация к дальнейшему получению знаний. Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей.
Мотивация предполагает:
- морально-психологическую стимуляцию учебной деятельности, так называемый «внутренний двигатель»;
- стремление человека добиваться успеха в различных видах деятельности;
- поиск ответов на вопросы типа «Почему?», «Зачем?», «Для какой цели?», «Ради чего?».
Поддержка школьника, укрепление его самооценки, обучение его анализу причин неудач, создание ситуации успешности являются определяющими в эффективном формировании учебной мотивации и создают предпосылки для создания психологической комфортности в классе.
Сейчас мои ученики обучаются в первом классе, но уже на этапе рефлексии учебной деятельности могут оформить свой процесс познания в виде алгоритма:
- Чему мы научились на уроке?
- В чем отличие новой ситуации от ранее известных?
- Какой инструмент позволил нам выйти из затруднения?
- В чем мы видим применение полученных знаний?
В конце урока дети проговаривают новый алгоритм или определение понятия, указывают метод его построения и границы применения.
После этого, я всегда спрашиваю у ребят:
- Что на уроке у нас хорошо получилось?
- Над чем еще надо поработать?
В этом случае акцентируется внимание на позитивных моментах в учебной деятельности ребенка, а негативные рассматриваются в конструктивном ключе.
Потом предлагаю детям подумать: «Как бы вы оценили свою работу на уроке?» Я придумала смайлики, которыми дети пользуются из урока в урок:
Я понял и могу объяснить
Я понял
Мне еще нужна помощь учителя
Смайлики размещаются на магнитной доске, т.о. я охватываю всех учеников в понимании материала, и оценочные отношения становятся уже двусторонними. Ученика на уроке оценивает не только учитель, но и сам ученик оценивает свою работу.
Один из приемов стимулирования в моем классе – шкала успеха. В начале урока дети получают индивидуальные карточки, с начерченными шкалами, где отмечают с какими знаниями по теме они пришли на урок и в конце урока, как знания по данной теме выросли. Опять же, ребенок видит, и свой рост по данной теме и переживает так ему нужную ситуацию успеха.
Этап рефлексии деятельности можно закончить и игрой. Например, на уроке письма в 1-ом классе, при работе над алгоритмами букв, дети расшифровали слово «Спасибо» и ушли домой в хорошем настроении.
Можно предложить учащимся составить «Дерево успеха». Каждый из учеников выбирает цветовую карточку, оценивая свою работу на уроке:
- Зеленая – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;
- Желтая – допустил неточность;
- Красная – надо постараться, и успех придет.
Листочки дети прикрепляют на дерево, и сразу видна картина класса. Каждый педагог использует множество приемов. Умелое их сочетание оптимизирует работу детей, делает ее разнообразной и интересной.
Изменение роли ученика влечет за собой изменение роли учителя. В соответствии с новой функцией он должен стать организатором и управленцем процесса саморазвития как отдельного ученика, так и класса в целом. Следовательно, он обязан создать в коллективе учащихся спокойную, доброжелательную обстановку, в которой способности каждого смогут проявиться как можно полнее. И здесь безусловным требованием к организации учебного процесса является реализация принципа психологической комфортности:
- Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
Принцип психологической комфортности поможет учителю реализовать свою функцию организатора учебной деятельности, а ученику – стать активным деятелем в процессе освоения учебного содержания. Не менее важно и то, что реализация этого принципа будет способствовать нормальному психофизиологическому развитию учащихся.
В учебном содержании принцип психологической комфортности реализуется с помощью различных приемов, способствующих переходу от логического восприятия к эмоциональному: использование сюжетов заданий, дающих детям положительный эмоциональный заряд; разнообразие видов деятельности, выполняемых на уроке; многофункциональная целевая направленность заданий.
По моему мнению, рефлексия собственной учебной деятельности формирует в сознании у детей алгоритм самостоятельного выхода из затруднения с разным типом мышления. Ребенок – «логик» запомнит структуру деятельности, а «образник» – запомнит состояние успеха и будет к нему стремиться. Таким образом, каждый из них получит инструмент саморазвития, который поможет ему стать творцом себя.
Полищук Ольга Николаевна-учитель начальных кл.
ГОУ ЦО №2006
Лауреат Гранта Москвы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексия учебной деятельности.
Несколько советов о том, как можно организовать рефлексия учебной деятельности....
Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке.
Тема:"Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке".Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается ...
Рефлексии учебной деятельности.
§Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и...
"Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе"
laquo;Виртуальные технологии в образовании»В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растёт количеств...
Рефлексия учебной деятельности как обязательный этап урока в условиях организации ФГОС
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозмож...
Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога. Рефлексия с установкой на саморазвитие.
Алализ анкет по теме "Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога. Рефлексия с установкой на саморазвитие"...
Рефлексия учебной деятельности
рефлексия,мотивация...