Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Знайкины посиделки".
учебно-методический материал по теме
Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_nauchno_poznavatelnogo_napravleniya.docx | 53.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
ЗНАЙКИНЫ ПОСИДЕЛКИ
В научно-познавательный цикл внеурочной деятельности в начальной школе целесообразно включить вопросы из основных областей знаний, с которыми знакомятся младшие школьники.
«Знайкины посиделки» - можно рассматривать, как начальную ступень дискуссионного клуба. Здесь в увлекательной игровой форме дети знакомятся с основными понятиями фундаментальных наук, учатся общаться, высказывать свою точку зрения, доказывать правоту своего мнения. Это хорошая школа коммуникации с одной стороны и, что не менее важно, возможность расширить кругозор по тем научным областям, которые вызывают интерес у маленького школьника. Мы предлагаем три основных направления, как три основные области знаний, - естественнонаучное , филологическое, математическое. Исходя из этого, наш Клуб Юных Почемучек включает в себя три секции:
- Любителей природы: Ключи от природы (этические беседы по экологии)
- Любителей математики: Путешествие по стране Геометрии
- Любителей словесности: Путешествие по стране Слов
СЕКЦИЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ
КЛЮЧИ ОТ ПРИРОДЫ
(ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО ЭКОЛОГИИ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс строиться в форме бесед педагога с воспитанниками. Это может быть и
задушевный разговор, и обмен мнениями, и даже спор. Начиная с диалога, построенного в виде вопросов и ответов, необходимо постепенно стимулировать учащихся на формирование своей точки зрения и ее отстаиванию. В результате можно добиться того, что воспитанники вступают в спор, принимают самостоятельные решения, делают выводы. Беседа позволяет ненавязчиво и незаметно оказывать воспитательное воздействие. Она дает возможность лучше узнать и понять ребенка, оценить результат совместного труда. Беседовать можно везде и всегда: на уроке, на перемене, на экскурсии, на прогулках, во время игры и совместного труда. Это позволяет считать беседу универсальным инструментом педагогического воздействия на личность младшего школьника. Беседа как форма организации внеурочной деятельности предоставляет большие возможности для экологического образования.
Экологическое образование формирует систему научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Предлагается сделать основной уклон в сторону формирования экологической культуры как одного из качеств личности.
Цель экологического образования заключается в ответственности человека за сохранение естественного природного окружения, за свое здоровье и здоровье других людей, в активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды.
В результате этих занятий у детей формируются:
- интерес к природе и проблемам ее охраны
- нравственные и эстетические чувства по отношению к природе
- экологически грамотная деятельность в природной среде
- мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении
- расширяются и углубляются знания о природных объектах и способах их защиты и устойчивого развития
В процессе работы рекомендуется использовать целый комплекс методов и методик:
- игры
- драматизации
- обсуждения ситуаций, отрывков произведений писателей-натуралистов, фольклора, музыки, репродукций произведений живописи
- мастер-классы по изготовлению различных поделок
- праздники
- концерты
- конкурсы
- викторины и т.д.
Рекомендуемые музыкальные, художественные и литературные произведения:
- П.Чайковский «Времена года», «Песня жаворонка» из «Детского альбома»
- М. Глинка «Жаворонок», «Среди долины ровныя»
- М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
- Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»
- К.Сен-Санс цикл песен «Карнавал животных»
- Э.Григ пьесы «Весной», «Ручеек», «Ноктюрн», «Птичка», фрагмент «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
- К. Дебюсси сюита «Детский уголок»
- М. Чюрленис отрывки из симфонических пьес «Море» и «В лесу»
- Р. Шуман «Вещая птица», «Дед Мороз», «Весенняя песня»
- М. Красев «Вальс бабочек» из оперы-сказки «Муха-цокотуха»
- Г. Гадьперин «Медведь»
- Л. Дакен «Кукушка»
- Д. Кабалевский « Ежик»
- Ф. Лист «Шум леса»
- Г.Свиридов тема метели в кинофильме «Метель» по произведению А.Пушкина
- К. Юон «Мартовское солнце»
- И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Свежий ветер», «Март», «У омута»
- И.Остроухов «Золотая осень»
- И.Грабарь «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»
- А.Рылов «Зеленый шум», «Осень на реке Сосна», «В голубом просторе»
- А.Саврасов «Грачи прилетели», «Радуга»
- А. Пластов «Колокольчики и ромашки», «Первый снег»
- И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Береза и рябинки», «Зима»
- А. Куинжи «Березовая роща», «Ночь на Днепре»
- О. Солопова «Приключения кота Леопольда и его друзей»
- Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»
- Н.Сладков рассказы о Жалейкине
- Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
- М.Пришвин «Золотой луг»
- М.Ильин Е.Сегал «Не только деревья»
- Л.Яхнин « Какие пустяки!»
- Т.Смертина «Белка»
- А. Яшин «Люблю все живое»
- Г.Ладонщикова «Зимние картинки»
- А.Яшин «Покормите птиц зимой»
- И.Токмакова «Сказка про Сазанчика»
- И.Галевич «Кузнечик в плену»
- А.Селезнев «Брать или не брать?»
- Л.Нестеров «О наших маленьких друзьях»
- Г. Тукай «Мотылек»
- А.Плешаков «Подружись с крапивой»
- Н. Сладков «Ребячьи заботы»
- В. Шульжик «Скворечник, в котором никто не жил»
- В. Бианки «Кто чем поет»
- Г.Скребицкий «Весенняя песня»
- А.Куприн «Скворцы»
- Ю.Линник «Язык тревоги»
- А.Плешаков «Что говорят легенды»
- М.Ильин Загадки
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
КЛЮЧИ К ПРИРОДЕ
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения |
ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ! ( 1 четверть - 9 часов) | ||
Вводная беседа: Что такое природа? Знакомство с детьми их интересами | Беседа, игра | |
Лесные робинзоны | Экскурсия в природное сообщество, пикник | |
Мы просим защиты! | Конкурс природоохранных рисунков-плакатов | |
О чем нас просит природа? | Беседа по рисункам учащихся | |
О. Солопова Приключения кота Леопольда и его друзей | Обсуждение рассказа | |
Подбор и разучивание стихов и загадок о природе | Подготовка к празднику | |
Б. Брехт Зимний разговор через форточку | Игра-инсценировка | |
Запрещающие и предупреждающие знаки защитников природы | Изготовление знаков | |
Природа просит защиты | Итоговая беседа -праздник | |
УЧИТЕСЬ ЖАЛЕТЬ И БЕРЕЧЬ! (2 четверть - 7 часов) | ||
Мы друзья - природы | Конкурс рисунков | |
Как я однажды пожалел…(реальные истории из жизни ребенка) | Устный журнал | |
Умеем ли мы жалеть? | Беседа по рисункам и историям | |
Н.Сладков рассказы о Жалейкине | Обсуждение рассказа | |
Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | Инсценировка стихотворения | |
Жалеть надо уметь! Я учусь жалеть. (Подбор стихов и рассказов для миниатюр) | Репетиция миниатюр | |
Мы учимся беречь природу! | Театральное представление | |
НЕ УСТАВАЙТЕ УДИВЛЯТЬСЯ! (3 четверть – 9 часов) | ||
Оглянись вокруг – что мы видим зимой? | Викторина загадок | |
Природные барометры (Народные приметы) | Игра «Крокодил» | |
Г.Свиридов тема метели в кинофильме «Метель» по произведению А.Пушкина | Рисование цветограф по мотивам | |
М.Пришвин «Золотой луг» | Знакомство с рассказом | |
Беседа об одуванчике | Обсуждение рассказа | |
Цветочные часы | Создание модели цветочных часов | |
Цветочный бал | Изготовление цветов | |
Подготовка к празднику | Репетиция | |
Удивительный концерт | Праздник | |
В ГОСТЯХ У ЗЕЛЕНОГО ДРУГА (4 четверть – 8 часов) | ||
Знакомство с картинами известных художников о лесе | Беседа | |
Что ты знаешь о лесе? | Игра-викторина | |
М.Ильин Е.Сегал «Не только деревья» | Обсуждение рассказа | |
Лес – это особенный город | Беседа | |
Что растет в лесу? | Викторина загадок | |
Кто живет в лесу? | Викторина загадок | |
Подготовка к празднику | Репетиция | |
Итоговое заседание клуба | Праздник |
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
ЗНАЙ И БЕРЕГИ ПРИРОДУ!
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения |
УЧИТЕСЬ ДОБРОТЕ! ( 1 четверть - 9 часов) | ||
Вводная беседа: Что такое доброта? | Выставка летних фотографий | |
Наша дружба с природой | Конкурс рисунков и минисочинений | |
Оформление стенда «Наша дружба с природой» | ||
Л.Яхнин Какие пустяки! | Обсуждение стихотворения | |
Т.Смертина Белка | Анализ ситуации | |
Это не пустяк! | Конкурс плакатов | |
А. Яшин Люблю все живое | Конкурс чтецов | |
Кладовая для зимней подкормки птиц | Сбор семян и плодов на прогулке | |
Концерт «Учитесь доброте» | Отчетный концерт | |
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ (2 четверть – 7 часов) | ||
Наши соседи – зимующие птицы | Экскурсия в парк | |
Наши пернатые соседи. ( Подбор рисунков, фотографий, загадок, стихов о птицах). | Создание альбома | |
Г.Ладонщикова Зимние картинки, А.Яшин Покормите птиц зимой. | Конкурс чтецов | |
Изготовление кормушек для птиц | ||
Развешивание кормушек для птиц | Экскурсия | |
Подготовка выставки «Пернатые друзья» | ||
Открытие выставки «Пернатые друзья» | ||
ГДЕ ЖИВУТ ОБИТАТЕЛИ ПРИРОДЫ? (3четверть 10 часов) | ||
Сбор загадок о разных природных объектах природы | ||
Конкурс рисунков «Природа – наш общий дом» | Конкурс рисунков | |
Где мой дом? | Дидактическая игра | |
И.Токмакова Сказка про Сазанчика | Обсуждение стихотворения | |
И.Галевич Кузнечик в плену | Конкурс чтецов | |
А.Селезнев Брать или не брать? | Обсуждение рассказа | |
Л.Нестеров О наших маленьких друзьях | Анализ ситуации | |
Г. Тукай Мотылек | Выразительное чтение | |
Кто-кто в теремочке живет? | Репетиция | |
Кто-кто в теремочке живет? | Экологическая сказка | |
ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА, ИЛИ ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ПРИРОДУ ВЗГЛЯДОМ ВРАЧА (4 четверть 8 часов) | ||
Подбор открыток, гербариев лекарственных растений | Вводное занятие | |
Оформление стенда «Лекарственные растения» | Выставка | |
Зеленая аптека | Игра - драматизация | |
А.Плешаков Подружись с крапивой | Обсуждение рассказа | |
Рассматривание подорожника | Игра | |
Прием больных у Айболита | Игра | |
Правила сбора лекарственных растений | Составление памятки | |
Осторожно опасен! | Конкур предупреждающих знаков |
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения |
МЫ ПОМОГАЕМ ПРИРОДЕ ( 1 четверть - 9 часов) | ||
Конкурс сочинений и рисунков на тему: «Мы помогаем природе» | Выставка | |
Выставка домиков для птиц, поделок, фотографий кормушек, повешенных в прошлом году. | Выставка | |
«Береги свою планету» (Чтение сочинений, рассматривание рисунков, их анализ, оценка.) | Обсуждение работ | |
Одно из постоянных ваших дел – забота о кошках и собаках | Составление памяток по уходу за домашними животными | |
Посадка саженцев деревьев, цветов в клумбы | Практика | |
Н. Сладков Ребячьи заботы | Обсуждение рассказа | |
Список добрых дел | Игра-инсценировка | |
В. Шульжик Скворечник, в котором никто не жил | Обсуждение стихотворения | |
Вот как мы помогаем природе! | Отчетный концерт-праздник | |
РАСТЕНИЯ ПОД НАШЕЙ ЗАЩИТОЙ (2 четверть – 7 часов) | ||
Конкурс осенних поделок | ||
Фотовыставка «Мой зеленый друг» | ||
«Весело цветки в поле пестрят» | Конкурс чтецов | |
Письма-жалобы | Обсуждение ситуации | |
Огонь и растения | Запрещающие знаки | |
Новогодняя елка | Экологическая ситуация | |
Зимний букет | Украшение класса | |
О ЧЕМ ПОЮТ ПТИЦЫ (3четверть 10 часов) | ||
Звуки природы | Релаксация | |
Сбор загадок, пословиц и примет | ||
В. Бианки «Кто чем поет» | Обсуждение рассказа | |
Птицы- предсказатели | ||
Угадай-ка | Игра-инсценировка | |
Г.Скребицкий Весенняя песня | Обсуждение рассказа | |
А.Куприн Скворцы | Обсуждение рассказа | |
Ю.Линник Язык тревоги | Обсуждение рассказа | |
О чем поют птицы | Беседа | |
О чем поют птицы | Концерт | |
Нелюбимые животные, или беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим (4 четверть 8 часов) | ||
О тех, кого мы не любим | Выставка рисунков | |
Как мы относимся к братьям нашим меньшим | Беседа | |
Полезные или вредные? | Игра-инсценировка | |
Жабы | Семинар | |
Летучии мыши | Семинар | |
Гадюки | Семинар | |
А.Плешаков Что говорят легенды | Обсуждение рассказа | |
Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим | Заключительное заседание |
4 КЛАСС
(34 ЧАСА)
ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕ
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения |
МЫ УЧИМСЯ У ПРИРОДЫ ( 1 четверть - 9 часов) | ||
Чему человек научился у природы? | Вступительная беседа | |
Изобретения человека | Выставка | |
Мудрость природы | Обсуждение работ | |
М. Ильин Кто же этот великан | Обсуждение рассказа | |
Великан на земле | Игра-инсценировка | |
Бионика – наука о том, как природа помогает технике | Беседа | |
Проекты: летательные объекты (Изготовление парашюта и т.д.) | Практика | |
Проекты: подводные объекты | Практика | |
Защита своих проектов | ||
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КРАСОТЫ (2 четверть – 7 часов) | ||
Поэты о природе | Конкурс чтецов | |
Поэты о природе | Конкурс чтецов | |
Художники о природе | Посещение выставки | |
Художники о природе | Посещение выставки | |
Музыканты о природе | Посещение филармонии | |
Музыканты о природе | Посещение филармонии | |
Путешествие в мир красоты | Отчетный концерт-праздник | |
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (3четверть 10 часов) | ||
Наш дом - планета земля | Вступительная беседа | |
Дом, где я живу | Беседа - монтаж | |
Наш дом – планета Земля | Инсценировка | |
Воздух и вода, наши верные друзья | Беседа | |
Обитатели природы Земли | Беседа | |
Человек – победитель природы | Диспут | |
Человек – покоритель природы | Диспут | |
Человек - созидатель | Диспут | |
Обитатели природы Земли (Монтаж-перекличка разных живых организмов) | Репетиция | |
Обитатели природы Земли (Монтаж-перекличка разных живых организмов) | Концерт | |
ЗАПОВЕДИ ЮНЫХ ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ (4 четверть 8 часов) | ||
Как надо вести себя в природном окружении | Вступительная беседа | |
Мое поведение в природе | Выставка работ | |
Кодекс юных защитников природы | Составление памятки | |
Наши заповеди | Оформление альбома | |
Я шагаю по лужайке | Викторина | |
Защитим природу | Оформление стенда | |
Награждение активистов | Заключительное занятие | |
Торжественное заседание | Галла – концерт |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
КЛЮЧИ К ПРИРОДЕ
( целевая направленность бесед и занятий)
ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ! ( 1 четверть - 9 часов)
Приобщение детей к миру природы, к пониманию ее универсальности и ценности. Значение в жизни человека. Охрана и защита природных обитателей.
УЧИТЕСЬ ЖАЛЕТЬ И БЕРЕЧЬ! (2 четверть - 7 часов)
Истинная жалость и ложная. Умение сострадать и жалеть обитателей природы.
НЕ УСТАВАЙТЕ УДИВЛЯТЬСЯ! (3 четверть – 9 часов)
Открытие тайн и загадок природы. Умение видеть необычное и прекрасное в привычном на первый взгляд, неприметном. Воспитание познавательного и эстетического чувства.
В ГОСТЯХ У ЗЕЛЕНОГО ДРУГА(4 четверть – 8 часов)
Лес. Защита и изучение. Правильное поведение в его пределах.
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
ЗНАЙ И БЕРЕГИ ПРИРОДУ!
УЧИТЕСЬ ДОБРОТЕ! ( 1 четверть - 9 часов)
Актуализация представлений первоклассников об истинной доброте друзей природы. Формирование эмоциональных отношений, адекватных правильному поведению и деятельности человека в природной среде.
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ(2 четверть – 7 часов)
Развитие познавательного интереса детей к жизни природных обитателей. Жизнь птиц зимой. Формирование практических природоохранительных умений. Изготовление кормушек. Заготовка семян – корма для птиц.
ГДЕ ЖИВУТ ОБИТАТЕЛИ ПРИРОДЫ? (3четверть 10 часов)
Среды обитания живых организмов. Зависимость среды обитания от условий существования и поведения человека.
ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА, ИЛИ ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА ПРИРОДУ ВЗГЛЯДОМ ВРАЧА(4 четверть 8 часов)
Целительные свойства зеленых растений. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
В ДРУЖБЕ С ПРИРОДОЙ
МЫ ПОМОГАЕМ ПРИРОДЕ ( 1 четверть - 9 часов)
Участие в защите и благоустройстве окружающей среды. Экологический аспект природоохранной деятельности. Практическая направленность деятельности.
РАСТЕНИЯ ПОД НАШЕЙ ЗАЩИТОЙ(2 четверть – 7 часов)
Мир растений. Личная ответственность каждого за сохранение зеленого наряда нашей планеты. Защита наших безмолвных соседей.
О ЧЕМ ПОЮТ ПТИЦЫ(3четверть 10 часов)
Жизнь птиц. Знакомство с голосами птиц. Умение вслушиваться в их звуковые сигналы.
Нелюбимые животные, или беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим(4 четверть 8 часов)
Воспитание гуменных чувств по отношению к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным. Раскрытие необоснованности мотивов такого поведения. Правила поведения с такими животными.
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ
МЫ УЧИМСЯ У ПРИРОДЫ( 1 четверть - 9 часов)
Природа – источник бесчисленных загадок и тайн. Открытие тайн природы, дающих человеку знания. Использование тайн природы в деятельности человека для создания удобств и благоприятных условий жизни, труда и отдыха.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КРАСОТЫ(2 четверть – 7 часов)
Природа как храм красоты. Природа источник вдохновения поэтов, писателей, музыкантов и художников. Восприятие красоты природы через произведения искусства.
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ(3четверть 10 часов)
Земля общий дом для всех людей и всех живых существ. Живущие рядом с человеком обитатели нашей планеты. Охрана и забота о нашем общем доме. Условия сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
ЗАПОВЕДИ ЮНЫХ ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ(4 четверть 8 часов)
Закрепить знания о правилах поведения в природном сообществе. Создание запретов и предписаний самими детьми на основе полученных знаний.
Рекомендуемая литература
- Л. П. Симонова Ключи от природы, или этические беседы по экологии
- Учимся думать о себе и о других. Под ред. Н.И.Элиасберг
- А.А.Плешаков От земли и до неба / атлас-определитель
- М.А.Кузнецова А.С.Резникова Сказания о лекарственных растениях
- Г.В.Трафимова С.А.Трофимов Березовый алфавит
- С.П.Красиков Цветы в преданиях
СЕКЦИЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ГЕОМЕТРИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы усвоение основ геометрических понятий и представлений на практике.
Задачами курса являются создание условий для формирования навыков работы по чтению чертежа; представления геометрических объектов, как на плоскости, так и в пространстве; умения решать нестандартные математические задачи; развитие логического, творческого мышления и произвольного и непроизвольного внимания.
На занятиях учащиеся приобретают опыт в решении геометрических задач. Средством организации этой деятельности являются специальные упражнения, включающие в себя методические приемы сравнения, преобразования, конструирования и т.д.
Цель занятий в доступной и занимательной форме познакомить детей с некоторыми основными геометрическими понятиями, научить их ориентироваться в пространстве и обнаруживать элементы геометрии в окружающей обстановке.
Инструменты необходимые на занятиях:
- Цветные карандаши
- Пластилин
- Бумага
- Ножницы
- Циркуль
- Счетные палочки
Вместе с детьми на занятиях присутствуют веселые человечки: Карандаш, Буратино, Незнайка, Самоделкин.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 класс (33 часа) | ||||
Веселые человечки начинают заниматься геометрией | 4 | 1 | 3 | |
Точки и линии | 4 | 1 | 3 | |
Прямая и кривая | 4 | 1 | 3 | |
Приключения Точки. Знакомство с отрезком | 4 | 1 | 3 | |
Сравнение отрезков по длине. Путешествие веселых человечков | 5 | 2 | 3 | |
Приключение точки и резинки-разбойницы. Как лучи соединяются в углы | 5 | 2 | 3 | |
Веселые человечки узнают про углы и их виды | 6 | 2 | 4 | |
Загадки веселых человечков | 4 | 0 | 4 | |
2 класс (34 часа) | ||||
Приключения Точки. Ломаные. Мост через Чернильное море. | 6 | 2 | 4 | |
Веселые человечки в городе треугольников. Какие бывают треугольники. | 6 | 2 | 4 | |
Веселые человечки приходят в школу. Какие бывают четырехугольники. | 8 | 2 | 6 | |
Приключения Точки в городе Четырехугольников. Многоугольники. | 8 | 2 | 6 | |
Загадки веселых человечков | 6 | 0 | 6 | |
3 класс (34 часа) | ||||
Веселые человечки чертят круги | 5 | 2 | 3 | |
Работа с циркулем. Центр круга | 4 | 1 | 3 | |
Веселые человечки учатся измерять длину | 4 | 1 | 3 | |
Приключения Точки. Авария на железной дороге. Сантиметр, метр, километр. | 4 | 1 | 3 | |
Различные способы измерения длины | 4 | 1 | 3 | |
Веселые человечки узнают про площадь | 4 | 1 | 3 | |
Измерение площади | 4 | 0 | 4 | |
Загадки веселых человечков | 5 | 0 | 5 | |
4 класс ( 34 часа) | ||||
Приключения Точки. Перебираемся через море. | 5 | 1 | 4 | |
Симметричные фигуры. | 5 | 1 | 4 | |
Симметрия в природе. | 5 | 1 | 4 | |
Веселые человечки в школе. | 5 | 1 | 4 | |
Куб. Шар. Цилиндр. | 5 | 1 | 4 | |
Приключения Точки. Резинка больше не хулиганит. | 2 | 1 | 1 | |
В стране Геометрии порядок наведен. | 3 | 1 | 2 | |
Заключительное занятие. | 4 | 0 | 4 |
Содержание курса
1 класс
- Веселые человечки начинают заниматься геометрией.
Дети знакомятся с веселыми человечками и страной Геометрией. Начало путешествия в новую страну.
Практика: ориентация на листе бумаги. Упражнения по освоению пространственной ориентации. Клеточка.
- Точки и линии.
Построение точек и линий. Обведение фигур по точкам. Работа с понятием «сверху», «снизу».
Практика: рисуем точки, линии. Графические диктанты.
- Прямая и кривая.
Прямая и кривая линии. Пересечение линий. Линия в пространстве.
- Приключения Точки. Знакомство с отрезком.
Точка отправляется в путь. Как строят дома. Линии вертикальные и горизонтальные. Знакомство с отрезком.
- Сравнение отрезков по длине.
Путешествие веселых человечков. Сравнение отрезков по длине. Веселые человечки путешествуют по отрезкам. Подсчет отрезков.
- Приключение точки и резинки-разбойницы. Как лучи соединяются в углы.
Приключения Точки. Вершины и стороны углов. Как разбойница-резинка все углы стерла.
- Веселые человечки узнают про углы и их виды. Виды углов.
Углы в пространстве. Понятие «за», «между», «перед».Построение углов разных видов. Подсчет углов.
- Загадки веселых человечков.
Рассказываем, о чем узнали: игры, конкурсы, викторины. Выполнение заданий веселых человечков. Работа в парах, группах.
2 класс
- Приключения Точки. Ломаные. Мост через Чернильное море.
Знакомство с ломаными. Построение ломаных. Ломаные в пространстве. Строим дороги.
- Веселые человечки в городе треугольников. Какие бывают треугольники.
Путешествие веселых человечков по городу треугольников. Треугольники в пространстве. Стороны и вершины треугольника. Виды треугольников. Построение треугольников. Танграмм. Построение фигур и картинок из треугольников. Строим дома.
- Веселые человечки приходят в школу. Какие бывают четырехугольники.
Знакомство со школой веселых человечков. Четырехугольники. Вершины и стороны четырехугольников. Какие бывают четырехугольники. Виды четырехугольников. Построение четырехугольников. Танграмм. Построение фигур и картинок из четырехугольников. Строим дома.
- Приключения Точки в городе Четырехугольников. Многоугольники.
Понятия «противоположные стороны» и «диагональ» четырехугольников. Многоугольники. Строим дома.
- Загадки веселых человечков.
Рассказываем, о чем узнали: игры, конкурсы, викторины. Выполнение заданий веселых человечков. Работа в парах, группах. Презентация своего города из геометрических фигур.
3 класс
- Веселые человечки чертят круги.
Узоры, рисунки из кругов. Животный мир из кругов.
- Работа с циркулем. Центр круга.
Практическая работа с циркулем. Техника безопасности при работе с циркулем. Знакомство с понятием «центр круга». Круги в пространстве.
- Веселые человечки учатся измерять длину.
Способы измерения длины. Измерение длины в пространстве.
- Приключения Точки. Авария на железной дороге. Сантиметр, метр, километр. Ликвидация последствий аварии на железной дороге. Единицы измерения длины.
- Различные способы измерения длины.
Измерение длины разных предметов различными способами. Единицы длины должны быть едиными для всех. Сравнивать можно только одинаковые единицы.
- Веселые человечки узнают про площадь.
Знакомство с понятием площадь как местом занимаемым предметом на плоскости.
- Измерение площади.
Способы измерения площади.
- Загадки веселых человечков.
Рассказываем, о чем узнали: игры, конкурсы, викторины. Выполнение заданий веселых человечков. Работа в парах, группах.
4 класс
- Приключения Точки. Перебираемся через море. Строим плот из симметричных фигур. Перебираемся через море на плотах.
- Симметричные фигуры. Симметричные фигуры в пространстве.
- Симметрия в природе. Рисуем симметричные фигуры. Дорисовываем симметричные фигуры. Составляем картины из симметричных фигур.
- Веселые человечки в школе. Строим горд из объемных фигур. План-проект нового города.
- Куб. Шар. Цилиндр. Знакомство с объемными фигурами: цилиндр, шар, куб. грани куба. Склеивание объемных фигур по развертке. Самостоятельное составление разверток.
- Приключения Точки. Резинка больше не хулиганит. Как поймали резинку-разбойницу.
- В стране Геометрии порядок наведен. Построение города.
- Заключительное занятие. Презентация города Геометрических фигур. Подведение итогов. Награждение.
СЕКЦИЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ СЛОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы «Путешествие по стране слов» в занимательной форме дать сведения по лексикологии современного русского языка.
Задачи программы – способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников.
Работу по программе можно начинать с первого класса, когда ребенок только начинает читать и писать. Им предлагаются задания, связанные с выбором и заменой букв, деление на слоги, различные упражнения с разрезной азбукой. Большое место занимают подвижные игры, декламация, инсценировки, импровизированные представления. Занимательная форма подачи информации должна пробудить интерес к языку, облегчить восприятие лингвистических тем.
Постепенно работа со словом усложняется. Игра сменяется беседой со сказочными персонажами, переходя в лекции и научные комментирование языковых фактов.
Учебно–тематический план
№п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 класс (33 часа) | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | В мире безмолвия и неведомых звуков | 4 | 1 | 3 |
3 | В стране Слов | 4 | 1 | 3 |
4 | К тайнам волшебных слов | 4 | 1 | 3 |
5 | Выбор друзей в стране Слов | 3 | 1 | 2 |
6 | К несметным сокровищам страны Слов | 9 | 4 | 5 |
7 | Чудесные превращения слов | 5 | 1 | 4 |
8 | Заключительное мероприятие | 3 | 3 | |
2 класс (34 часа) | ||||
9 | Повторяем. Вспоминаем. | 1 | 1 | |
10 | В гости к Алфавиту | 4 | 1 | 3 |
11 | К тайнам звуков и букв | 4 | 1 | 3 |
12 | Встреча с радугой | 3 | 1 | 2 |
13 | В страну Говорящих Скал | 4 | 2 | 2 |
14 | Вглубь веков на Машине времени | 5 | 2 | 3 |
15 | В королевстве Ошибок | 5 | 2 | 3 |
16 | В страну Слогов. Неожиданная остановка в пути | 5 | 2 | 3 |
17 | Заключительное мероприятие | 2 | 2 | |
3 класс (34 часа) | ||||
18 | Повторяем. Вспоминаем. | 1 | 1 | |
19 | В удивительном городе Неслове | 4 | 2 | 2 |
20 | Чудеса в стране Слов. К словам разнообразным, одинаковым, но разным | 4 | 2 | 2 |
21 | На карнавале слов | 3 | 2 | 1 |
22 | В театре близнецов | 3 | 2 | 1 |
23 | Конкурс знающих | 1 | 1 | |
24 | Новое представление | 5 | 1 | 4 |
25 | Необычный урок | 5 | 1 | 4 |
26 | Следопыты развлекают гостей | 5 | 2 | 3 |
27 | Заключительное мероприятие. В клубе веселых человечков | 3 | 3 | |
4 класс (33 часа) | ||||
28 | Кружок русского языка | 1 | 1 | |
29 | Первое занятие кружка | 1 | 1 | |
30 | К словам-родственникам | 3 | 1 | 2 |
31 | Почему их так назвали? | 4 | 2 | 2 |
32 | К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра- | 3 | 2 | 1 |
33 | Экскурсия в прошлое | 4 | 2 | 2 |
34 | Полет в будущее | 5 | 2 | 3 |
35 | Встреча с зарубежными друзьями | 5 | 2 | 3 |
36 | От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой | 3 | 1 | 2 |
37 | К словам с крыльями | 3 | 1 | 2 |
38 | Праздник | 2 | 2 |
Содержание курса
1 класс (33 часа)
1 четверть(9 часов)
- Вводное занятие
Знакомство со сказочными героями, которые будут сопровождать ребят в их путешествии по стране Слов. Сбор «снаряжения» - необходимые для занятий вещи: бумага, карандаши, фломастеры, краски и т.д. Игры, позволяющие запомнить имена детей и необходимые принадлежности.
- В мире безмолвия и неведомых звуков
Знакомство с каменным веком. Как древни люди научились говорить.
Практика. Знакомство с произведением Франклина Фолсома «Мир без слов». Знакомство с головоломками.
Игры. «Полслова за вами», «Добавки», «Знаешь сам – расскажи нам» и «Крокодил»
- В стране Слов
Знакомство с тематическими группами слов
Практика. Знакомство с произведением Н. Надеждиной «Снежные слова». Разгадывание загадок, головоломок.
Игры. «Слова – братья», «Эстафета», «Кузовок»
2 четверть (7 часов)
- К тайнам волшебных слов
Вежливые слова наделены чудодейственной силой.
Практика. Знакомство с произведением П. Гамарра «Волшебные слова». Инсценировка произведения. Разучивание стихов о волшебных словах.
- Выбор друзей в стране Слов
Дерзкие и грубые слова. Дикция и интонация фразы.
Практика. Разучивание скороговорок.
Игры. «Слова – братья», « Друзья ко мне».
3 четверть(9 часов)
- К несметным сокровищам страны Слов
Богатство русского языка. Великие русские писатели и поэты.
Практика. Разучивание стихотворений Пушкина, Лермонтова, Толстого. Знакомство с произведениями Чехова, Горького, Гоголя.
Игры. «Кто больше?», «Цепочка слов»
4 четверть (8 часов)
- Чудесные превращения слов
Игры со словами. Знакомство с различными видами головоломок, связанных с заменой, перестановкой букв в словах (с метаграммами).
Практика. Разучивание стихов А. Шибаева.
Игры. «Буква заблудилась»
- Заключительное мероприятие
Практика. Подготовка и проведение концерта с использование разученных произведений и инсценировок.
2 класс (34 часа)
1 четверть (9 часов)
- Повторяем. Вспоминаем.
Повторение выученные в 1 классе игры. Вспоминаем стихотворения и сказки.
- В гости к Алфавиту
Алфавит, его значение и практическое применение.
Практика. Разучивание стихов об алфавите. Знакомство с произведением Е. Могилянской «Кутерьма». Знакомство с логогрифами.
Игры. « Пирамида», «Кузовок», «Поймай сбежавшую букву».
- К тайнам звуков и букв
Секреты звуков речи. Значение звуков в русском языке и их главная работа в речи. Звукоподражание.
Практика. Разучивание стихов с использованием аллитерации.
2 четверть (7 часов)
- Встреча с радугой
Знакомство со словами, которые рисуют мир в красках. Название цветов и их оттенков.
Практика. Разучивание стихов о красках. Рисование иллюстраций к прослушанным текстам. Разгадывание загадок.
- В страну Говорящих Скал
На машине времени ребята переносятся в древние времена. Как научились люди записывать свои мысли и разговаривать со своими потомками. Рисованное письмо.
Практика. Изображение услышанного и увиденного.
Игры. Головоломки со словами. «Догадайся, о чем я нарисовал»
3 четверть (10 часов)
- Вглубь веков на Машине времени
История появления алфавита. Наскальная живопись. Условные знаки.
Практика. Знакомство с ребусами. Составление и разгадывание.
- В королевстве Ошибок
Основные орфографические правила русского языка. Как избежать ошибок?
Практика. Знакомство с произведением И.Холиной «Пинь пишет письмо». Инсценировка сказки.
4 четверть (8 часов)
- В страну Слогов. Неожиданная остановка в пути
Знакомство со слогоразделом.
Практика. Знакомство с шарадами.
Игры. «Эстафета слов»
- Заключительное мероприятие
Практика. Игра – викторина «Счастливый случай» с использованием изученных головоломок и игр со словами.
3 класс(34часа)
1 четверть (9 часов)
- Повторяем. Вспоминаем.
Повторение выученные во 2 классе игры. Вспоминаем стихотворения и сказки.
- В удивительном городе Неслове
Лексическое значение слова. Междометья.
Практика. Знакомство с произведениями Н. Слепакововой «Кабута», Л.Кондрашенко «Тарарам» и Ю.Ермолаевой «Незнакомое слово»
- Чудеса в стране Слов. К словам разнообразным, одинаковым, но разным
Многозначные слова. Переносное значение слов.
Практика. Знакомство с произведениями И.Токмаковой, А.Шибаева и др.
Игры. Загадки с использованием многозначности слов.
2 четверть (7 часов).
- На карнавале слов
Омонимы, омофоны, омоформы.
Практика. Подготовка к Игре – викторине
- В театре близнецов
Синонимы.
Практика. Подготовка к Игре – викторине
- Конкурс знающих
Игры. Проведение викторины
3 четверть (10 часов)
- Новое представление
Практика. Подготовка и инсценировка отрывков из произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»
Игры. «Следопыты», «Лесенка»
- Необычный урок
Антонимы
Практика. Знакомство с произведениями В. Орлова «Жила плохая девочка», П.Реброва «Вьется синяя река», Г. Сапгира «У прохожих на виду»
Игры. « Доскажи пословицу»
4 четверть (8 часов)
- Следопыты развлекают гостей
Практика. Знакомство с произведениями В.Сухомлинского «Красота», Н.Сладкова «Черным по белому», С.Погорельского «Маленькое и большое», С. Баруздин «Какое над нами небо.
- Заключительное мероприятие. В клубе веселых человечков
Игры. Подготовка и проведение игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
4 класс (34 часа)
1 четверть (9 часов)
- Кружок русского языка
Лингвистические игры, изученные в 1-3 классах.
Практика. Высказывания русских писателей о русском языке. Подбор и разучивание пословиц о русском языке. Знакомство с анаграммами, кроссвордом.
Игры. « Помоги Козе добраться до репы», «Наборщики», «Волшебные превращения слов»,
- Первое занятие кружка
Тайны словесного мастерства великих писателей. Басни И. Крылова. А.Чехов – мастер короткого рассказа. Редактирование рассказов.
Игры. «Словесное лото»
- К словам-родственникам
Однокоренные слова.
Игры. «Прогулка в словесном саду», «Словесное домино»
- Почему их так назвали?
Семантическое значение слов.
Практика. Знакомство с произведениями А.Метяева «Крепыш и Скрепка»
Игры. «Почему их так назвали?»
2 четверть (7 часов)
- К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра-
История происхождения слов. Знакомство с прародителями некоторых слов и секрет их написания. Этимологический словарь.
Игры. «Найди родственников», «Головоломка-перекресток»
- Экскурсия в прошлое
Архаизмы. Историзмы. Путешествие в старую Москву и Санкт-Петербург. Урок в мужской гимназии.
Практика. Знакомство с произведением И.Туричина «Приключения октябренка Васи Сомова в прошлом»
3 четверть (10 часов)
- Полет в будущее
Неологизмы. Окказиональные неологизмы. (Созданные по случаю, для большей наглядности).
Практика. Знакомство с произведением Л.Зубковой «Хитрая аптека»
- Встреча с зарубежными друзьями
Иностранные слова. Словарь иностранных слов. История происхождения хорошо знакомых слов, заимствованных из других языков.
Практика. Создание словаря «Знакомые незнакомцы»
4 четверть (8 часов)
- От Будилки и Гнилозуба к Электрону с Искрой
История происхождения имен.
Практика. Составление словаря «Как нас зовут»
- К словам с крыльями
Фразеологические обороты в речи.
Практика. Составление и издание журнала «А вы знаете, что …?»
- Праздник
Подготовка и проведение праздничного заседания кружка любителей русского языка.
Рекомендуемая литература
- И.Б.Голуб, Н.Н. Ушаков «Путешествие по стране слов»
- В.П.Труднев «Считай, смекай, отгадывай»
- В. Волина «Учимся играя»
- В.А.Шукейло « Учимся вместе, учимся с увлечением»
- О.Д. Ушакова «Почему так говорят»
- О.Д. Ушакова «Этимологический словарик»
- О.Д. Ушакова «Говори правильно»
- О.Д. Ушакова «Правильно ли мы говорим?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интере...
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
Программа театральной студии «Мир театра»Программа театрального кружка рассчитана на 4 года занятий с детьми начальных классов с расчётом 1 час в неделю (128 ч.)....
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».
В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Истоки"
Представлена программа (адаптированная) для учащихся 1 - 4 классов по курсу "Истоки"....
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Азбука информатики"
Использование ИКТ во внеурочной деятельностиЦель программы:формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, с использованием компьютера.Задачи данного курса:&bu...
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу» (экологическое воспитание)
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Мир, в котором я живу»(экологическое воспитание)...
Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимуществ...