МО «Нестандартные задачи – путь к самосовершенству и формированию уверенности в себе».
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

«Нестандартные задачи – путь к самосовершенству и формированию уверенности в себе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Гжехулко Елена Геннадьевна

МОУ – СОШ№8 города Аткарска

учитель начальных классов 1 категории

Мастер-класс:

«Нестандартные задачи – путь к самосовершенству и формированию уверенности в себе».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас снова, приглашаю вас к сотрудничеству и буду рада вашей помощи. Предлагаю вам принять участие в мозговом штурме и угадать ключевое слово нашей беседы. Вспомните порядок букв русского алфавита и узнайте, какое слово скрывается за цифрами.

9

1

5

1

26

1

з

а

д

а

ч

а

Да, это слово «задача». Наша современная жизнь предлагает нам решать разные задачи каждый день. Одно из требований, которые предъявляются современной школе – научить детей ориентироваться в жизни, взаимодействовать с другими людьми, уметь общаться, доказывать, рассуждать.

Сегодня я предлагаю рассмотреть алгоритм решения проблемы: как научить каждого ребенка действовать творчески и быть интеллектуально развитой личностью.

Предлагаю тему мастер-класса: «Нестандартные задачи – путь к самосовершенству и формированию уверенности в себе».

Весь процесс начального образования направлен на развитие интеллектуальных способностей каждого ребенка, привычку к свободному самовыражению, к самостоятельному принятию решений и формирует уверенность в себе.

Программа развивающего обучения Занкова, по которой я работаю, имеет все возможности для развития интеллекта детей и вовлечение их в активную мыслительную деятельность.

Как показывает мой собственный опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов интеллектуального развития является решение нестандартных задач. Это задачи, для которых в математике нет общих правил, они отличаются методами решения и суждений.

С такими задачами дети знакомятся с первых дней учебы. Найти правильный ответ помогает деятельностный метод обучения. Главная его особенность – думай головой, работай руками. Например, задание из 1 класса. Составьте пирамидку из 3 квадратиков разного цвета. Сколько разных пирамидок у вас получится? Давайте вместе порассуждаем и составим пирамидки.

 - Испытали ли вы чувство радости, почувствовали уверенность в своих силах? Это простейшая комбинаторная задача, которая решается перебором. Чтобы найти все возможные варианты, надо правильно организовать перебор.

При решении это задачи можно также воспользоваться деревом возможностей.

Задачи такого вида постепенно усложняются, но всегда  интересны детям.

Считаю, что учителю надо стремится к тому, чтобы учащиеся испытывали радость от решения трудных задач. Вот несколько методов решения:

- алгебраический;

- арифметический;

- графический;

- практический ;

- метод предположения;

- метод перебора.

Предлагаю доказать правильность выбора ответа, используя практический способ решения. Такие задачи часто встречаются во 2 классе. Как расставить в комнате 5 стульев, чтобы у каждой из 4 стен стояла по 2 стула?

(На магнитной доске                                               из цветной бумаги)

                                                             (есть еще способы)

Это была одна из известных задач, может быть, даже самая простая. Но и процесс неизведанного строится от простого к сложному.

Эффективность обучения младших школьников решению нестандартных задач зависит от нескольких условий:

  • Задачи следует вводить в определенной системе с постепенным нарастанием сложности;
  • Необходимо предоставить ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, давать возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения;
  • Нужно помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных арифметических задач.

Предлагаю вам проверить один из методов решения нестандартных задач и поразмышлять над следующей задачей: которая есть в 3 классе.

На столе 6 стаканов: из них 3 пустые, а в 3-х других налита вода. Сделайте так, чтобы полные и пустые стаканы чередовались. Но в руки можно брать только один стакан.

                                 

        перелить воду

Испытали ли вы чувство радости, почувствовали уверенность в своих силах?

Младший школьный возраст  характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности.

Считаю необходимым проводить систематически работу по информированию логического мышления не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

В этом году ученикам моего класса предстоят мониторинговые исследования. Среди заданий по математике есть и нестандартные задачи. Они входят в часть с и оцениваются 3 баллами. На дополнительном часе, который нам выделен для подготовки детей к мониторингу, мы разбираем задачи из методического пособия (показать). Вашему вниманию представляется одна из нестандартных задач мониторингового исследования. (9м столб, улитка днём проползает 4м, а ночью опускается на 3м ….)

Работа по развитию творческих способностей, логического мышления оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся на математике; повышается учебная мотивация и познавательная активность.

Например, сравним качество знаний (ФИО ученика) за 3 и 4 класс (таблица). Анализируя результаты, видим, что качество выросло на 10%

Мои ученики принимают активное участие в международных конкурсах и показывают умения рассуждать и делать выводы (сертификаты).

Вернемся к нашей проблеме «как научить каждого ребенка действовать творчески и быть интеллектуально развитой личностью».

- Как вы считаете, поможет ли в этом учителю систематическая работа над решением нестандартных задач?

Конечно, в наш стремительный век развития общества, нужно научить каждого ребенка находить выход из ситуаций и быть конкурентоспособным  в обществе.

                                       Библиографический список 

1.Амонашвили Ш.А. Школа жизни: трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно – личностной педагогики / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили,1998. – с. 76

2.Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников. // Начальная школа. – 2005.- № 11, с. 68 - 71

3. Выготский Л.С. Психология/ Выготский Л.С. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – с.960

4.Зелинский К.В. (о.Константин). Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки / К. В. Зелинский (о. Константин); под ред. Т. В. Черниковой. – М.:Глобус, 2009. – с.112

5.Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. – М.: АСТ, 2004. – 586 с.

6.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / сост. А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.:Просвещение, 2010. – с.23

7.Перехвальская Е.В., Откуда Азбука пошла. / Е.В. Перехвальская – М.: Малыш, 1989, с.26

8.Стручаева Т.М., Павлюкович В.Б. Нетрадиционная организация школьного утра как средство воспитания младших школьников. /  Т. М. Стручаева, В. Б. Павлюкович - Белгород, БелГУ, 2005. –  с.116

9.Ушинский К.Д. Воспитание человека. Избранное / К.Д. Ушинский, - М.: ИД Карапуз, 2000. – с.256

10.Швайкина Е.А. Один из аспектов постижения нравственности при изучении русской поэзии XIX века в начальной школе. // Начальная школа. -1994. -№6, с. 31 – 35

11.Шевченко Л.Л. Православная Культура: метод. Пособие для учителя: 1 –й год обучения / Л. Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2004. – с.120

12.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. о – во России, 2000. – с.128

13.Якиманская И.С. Личностно – ориентированное образование в современной школе/ И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь. 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные задачи как средство формирования УУД младших школьников

Материал данной публикации адресован учителям, работающим по УМК "Перспективная начальная школа", и поможет в  работе  по формированию УУД первоклассников посредством решения нестандартных з...

"Формирование у детей доброго отношения друг к другу и уверенности в себе" (работа с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии)

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего по...

Статья на тему «Формирование у младших школьников доброго отношения друг к другу и уверенности в себе».

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего по...

Рекомендации для родителей: "Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым и уверенным в себе"

Слова имеют значение. Используйте их силу, чтобы вырастить счастливых детей. Конечно, действия родителя важны. Дети наблюдают за вами и копируют ваше поведение. В то же время слова невероятным образом...

Тренинг уверенности в себе "Поверь в себя"

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использу...

Мастер - класс "Формирование УУД на уроках математики при решении нестандартных задач"

Мастер - класс "Формирование УУД на уроках математики при решении нестандартных задач", использован  для обмена опытом с учителями начальных класссов а методическом объединении....

Воспитание самостоятельности у учащихся в группе продленного дня, как средство формирования уверенной в себе личности.

Как с помощью самоподготовки в группе продленного дня у младших школьников формируется увернная в себе личность - моя статья об этом....