Текст:работа с информацией(МО взято с сайта Занков.рф)
учебно-методический материал по теме
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация- планирование информационного поиска | 743.05 КБ |
Презентация-извлечение информации | 662.64 КБ |
Презентация-первичная обработка информации | 836.59 КБ |
Игры и задания на информационный поиск | 25.87 КБ |
Практическое задание | 982.27 КБ |
Стандарт.Общая лекция по работе с информацией в начальной школе | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Планирование информационного поиска делит информацию на известную и неизвестную Окружающий мир, 2 кл ., ч.1
Планирование информационного поиска делит информацию на известную и неизвестную Технология , 4 кл .
Планирование информационного поиска делит информацию на известную и неизвестную Окружающий мир, 2 кл ., ч.1
Планирование информационного поиска делит информацию на известную и неизвестную Математика, 3 кл ., ч.2
Планирование информационного поиска выделяет из представленной информации необходимую для решения поставленной учебной задачи Русский язык, 3 кл ., ч.1
Планирование информационного поиска выделяет из представленной информации необходимую для решения поставленной учебной задачи Русский язык, 3 кл ., ч.1
Планирование информационного поиска выделяет из представленной информации необходимую для решения поставленной учебной задачи. Математика, 3 кл ., ч.2
Планирование информационного поиска выделяет из представленной информации необходимую для решения поставленной учебной задачи Литературное чтение, 4 кл ., ч.2
Планирование информационного поиска пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, на сайте по ссылкам Русский язык, 3 кл ., ч.1.
Планирование информационного поиска пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, на сайте по ссылкам Русский язык, 4 кл ., ч.2
Планирование информационного поиска пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, на сайте по ссылкам Русский язык, 4 кл ., ч.2
Планирование информационного поиска пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, на сайте по ссылкам ОРКСЭ, 4 кл ., ч.1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Извлечение информации проводит наблюдение /эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей Окружающий мир, 2 кл ., ч.1
Извлечение информации проводит наблюдение /эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей Окружающий мир, 2 кл ., ч.1
Извлечение информации проводит наблюдение /эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей. Окружающий мир, 2 кл ., ч.1
Планирование информационного поиска проводит наблюдение /эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей Русский язык, 3 кл ., ч.1
Планирование информационного поиска проводит наблюдение /эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей Литературное чтение, 4 кл ., ч.2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первичная обработка информации систематизирует извлечённую информацию в рамках простой заданной структуры Русский язык, 3 кл ., ч.1.
Первичная обработка информации систематизирует извлечённую информацию в рамках простой заданной структуры Окружающий мир, 2 кл ., ч.2
Первичная обработка информации систематизирует извлечённую информацию в рамках простой заданной структуры Технология, 4 кл .
Первичная обработка информации переводит простую информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот Окружающий мир, 2 кл ., ч.1
Первичная обработка информации переводит простую информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот Окружающий мир, 2 кл ., ч.1
Первичная обработка информации переводит простую информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот Русский язык, 3 кл ., ч.1
Планирование информационного поиска переводит простую информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот Технология, 4 кл .
Планирование информационного поиска переводит простую информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот Математика, 3 кл ., ч.2
Первичная обработка информации переводит простую информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот Литературное чтение, 4 кл ., ч.2
Предварительный просмотр:
Владение информационными компетентностями предполагает уместное использование уместной терминологии, оперирование датами, именами, конкретными фактами (необходимую для этого информацию ребенок должен иметь под рукой, уметь найти в учебнике, в дополнительных источниках).
Этому содействуют игры-задания, в которых оттачиваются навыки работы с различными информационными материалами.
Работа с понятиями, датами, фактами
- Решение кроссвордов, подготовленных учителем или учениками (индивидуально, в группах, всем классом).
- Составление кроссвордов из заданных слов (индивидуально, парами, в группах по 3-5 человек).
- Обмен самодельными кроссвордами для отгадывания и уточнения толкований слов (в группах).
- Игра «Угадай слово». Один ученик встает перед классом (водящий), другой - за его спиной показывает классу таблички с терминами, которым надо дать толкование. Желающие ученики объясняют водящему значение слова (в его признаках), водящий по толкованию угадывает термин. Таблички, которые удалось отгадать, вручаются водящему. Неудачные толкования слов коллективно исправляются. Ученик, предложивший неверное толкование слова, получает штрафное очко.
Можно устроить на уроке соревнование между 2-3 командами (группами): кто больше угадает слов, кто больше получит призовых табличек. В игре участвует весь класс.
5. Игра «Эрудит» (разновидность предыдущей игры). На роль водящего приглашается наиболее эрудированный ученик. Класс делится на 3 группы. Группы получают от учителя (или сами выбирают) 3-4 термина. За ограниченное время каждая группа должна уточнить, согласовать предельно лаконичное и верное объяснение каждого слова.
Побеждает та группа детей, чьи толкования были наиболее точны и позволили водящему правильно угадать все слова.
6. Игра «Пойми меня». Каждый ученик в классе получает одно слово для толкования, раскрытия по признакам (слова записаны на бумажках). Затем дается 2-3 минуты на оказание взаимопомощи: дети в мини-группах ищут толкование слов в учебнике-хрестоматии, советуются, подсказывают друг другу. Далее все делятся на команды по 4 - 6 человек. Вызванная для участия в состязаниях первая команда встает двумя группами. Дети обмениваются вопросами попарно: «ты -мне, я - тебе». Учитель следит за временем выступления команды по секундомеру. Команде засчитывается количество угаданных по заданным признакам слов и время, затраченное на это. Неудачные толкования слов коллективно корректируются. Затем в игру вступает следующая команда. Результаты сравниваются. Выявляется команда-победитель. В игре оттачивается детская речь, знание терминологии, оперативность работы со справочным материалом.
7. Игра-конкурс на лучшее составление опорного конспекта к уроку. В конспект включаются необходимые даты, имена, факты - все в предельно сжатом виде. Игра проходит в мини-группах, каждая группа представляет по одному человеку на конкурс в классе, среди них выбираются 2-3 лучших. Победителям конкурса предоставляется право выступить перед классом с сообщением, к которому подготовлен конспект. Умение выступающих удачно использовать свои записи при устном ответе коллективно анализируется.
Учитель на уроке много сил затрачивает на то, чтобы учебный материал был понят детьми. Но хороший ученик читает не только учебник. Однако любознательность и усердие некоторых увлеченных детей приводят к тому, что они начинают читать и сложную литературу; энциклопедии для взрослых, учебники для старшеклассников. При этом детям очень хочется поделиться своими знаниями с одноклассниками. А рассказа чаще всего не получается: длинно, утомительно, невразумительно. Как избежать этого? Помогает лозунг: «Рассказывай другим лишь то, что самому очень интересно и понятно». Осознанность и логическое осмысление того, о чем ученик рассказывает, исключает механическое запоминание текста.
Обучение приемам самостоятельной работы с учебником, с книгой конкретно раскрывается в обучении ориентировке в тексте (подготовка к выборочному чтению, использование оглавления для поиска необходимого материала, просматривание материала с выборкой фрагментов текста по указанной проблеме для подготовки сообщения и пр.).
1. «К ответу готов!». Класс делится на группы. Каждая группа работает с учебником. Предлагается за 5-7 минут найти по оглавлению нужный текст, прочитать и просмотреть его, выбрать самое важное и интересное, подготовить сообщение на 1-2 минуты. Учитель спрашивает любого ученика. Готов к ответу должен быть каждый. По его рассказу оценивается качество подготовки группы.
- Обучение приемам работы с дополнительной литературой. Работа также ведется в группах. По оглавлению выбранной книги, статьям «Введение» и «Заключение», при беглом просматривании материала ученики должны определить степень соответствия данной книги указанной теме, учесть возможность использования фрагментов книги для сообщений, обосновать свою точку зрения, доказать соответствие книги чтением или пересказыванием выбранных фрагментов (не более 1 минуты).
- Игра «Экзаменаторы». Она проводится индивидуально или по группам. Учащимся предлагается, используя учебник или дополнительную литературу, подготовить вопросы для класса по изученной теме.
Работа по группам в вышеприведенных играх помогает формированию взаимной ответственности, взаимопомощи, сотрудничества.
Структурная выдержанность, то есть строгое соблюдение избранной формы общения или сообщения (диалог, обсуждение в группах, диспут, доказательство, доклад, определенный вид пересказа...), зависит от умения каждого конкретного ребенка понимать и принимать учебную задачу.
1. Игра «Умей слушать и слышать». Ученик по просьбе учителя читает небольшой отрывок текста, в котором есть смысловые неточности (малозаметные). Детям предлагается построить две корректные, вежливые фразы, выражающие согласие или не согласие со сказанным, например:
- Я согласен с автором в том, что... но...
- Вероятно, здесь допущена неточность...
2. Игра «Народная мудрость». Учитель предлагает ученикам доказать конкретными примерами, что в следующих пословицах и поговорках отражено наше прошлое:
Мир строит, а война разрушает. Не бросай друга в несчастье. Подвига никакие горы не заслонят. Несчастливые дни долго памятны бывают. Один в поле не воин. Москва - всем городам мать. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат. Сила ломит все, а ум - силу. Искру туши до пожара, беду отводи до удара. Работа мастера хвалит.
3. Логическому структурированию сообщений содействует также апробация на одном и том же тексте нескольких видов пересказа: подробного, выборочного, краткого. Можно дать дифференцированные домашние задания. После выступления, содействуя формированию умений, проводится коллективный анализ ответа ученика с точки зрения соответствия его определенному виду пересказа.
Краткость речи выражается умении выделить существенное, опустить второстепенное, в умении строить лаконичные и емкие предложения.
1. Игра «Путешествие в Лаконику». (Лаконика - часть Спартанского государства. Делом чести спартанца было умение говорить кратко. Этому учились, в этом упражнялись, за пустословие платили даже жизнью.)
Детям предлагается, разделившись на группы, попробовать пересказать фрагмент текста как можно более лаконично. Каждая группа предлагает свой вариант. Обсуждаются недостатки и преимущества каждого краткого пересказа. Выбирается (или составляется) лучший вариант.
- Коллективное составление опорных конспектов для сжатого пересказа текста.
- Работа в группах по отбору материала и составлению мини-докладов к уроку.
4. Краткое устное изложение сюжета, изображенного в иллюстрации учебника.
Убедительность речи ребенка зависит от его умения прослеживать причинно-следственные связи, подтверждать сказанное фактами, использовать в споре аргументы и контраргументы.
1. «Цепь событий». Группам учащихся дается комплект карточек с предложениями по изученной теме. Например:
Стояние на реке Угре.
Разобщенность и распри русских князей.
Гибель русских городов.
Изгнание хана Мамая.
Дань Золотой Орде.
Укрепление Московского княжества.
Ослабление Руси. Начало монголо-татарского ига.
Нападение хана Батыя на Рязань.
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле.
Создание объединенного русского войска.
Конец монголо-татарского ига.
Задача каждой группы - правильно установить последовательность событий, расположить предложения в нужном порядке, объяснить взаимосвязь событий.
2. Игра-задание «Правильно - неправильно». Учитель предлагает доказать или опровергнуть с помощью выборочного чтения справедливость следующих суждений:
«Крещение Руси произошло в ХI веке»
«Россия исторически была многоконфессиональным государством»
«Добро и зло - вечные соперники»
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Используя материалы лекции, ГС №5, составьте план урока по изучению темы «Клетка – основа строения и роста живых организмов» (Окружающий мир, 4 кл.), включив в него оправданно разнообразные формы работы с информацией.
Материал учебника
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - С. 19-21.
ЧТЕНИЕ: РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»
Выпускник научится:
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;
- систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);
• хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.).
Раздел «Понимание и преобразование информации»
Выпускник научится:
- определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
- находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать
информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию); - понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.;
- интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски;
- делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации.
Раздел «Применение и представление информации»
Выпускник научится:
- передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;
- описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака;
- по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.;
- группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;
- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе прочитанного принимать несложные практические решения;
- создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»
Выпускник научится:
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
- критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру "Домашние любимцы и комнатные растения" Школа 2100 (конспект урока взят на сайте http://www.school2100.ru/pedagogam/vdru/cat.php?class=130&week=31&cat=135)
В презентации подобраны картинки к конспекту урока по окружающему миру "Домашние любимцы и комнатные растения" Образовательная система "Школа 2100", так урок получается красочнее и интереснее. Есть та...
Место проектной деятельности в достижении планируемых результатов ФГОС НОО(МО взято с сайта Занков.рф)
С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работ...
Статья "Методика подготовки чтецов художественного текста, работа с одаренными детьми"
Проблема одаренности взывает большой интерес. Что такое одаренность? Что влияет на умственное развитие личности?Роль семьи и школы в вопросах выявления и развития способностей ребенка....
Статья "Текст.Работа с информацией"на примере УМК Системы Л.В.Занкова
Статья подготовлена для выступления на методическом объединение учителей начальных классов района. В ней затронута тема: " Основы умений работать с информацией закладываются в начальной школе. Традици...
Текст. Работа с предложением.
Текст. Работа с деформированным предложением...
ИНФОРМАЦИЯ О ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТАХ
Адреса сайтов, которые полезны детям в процессе обучения и воспитания...
Информация для родителей на сайте школы. Памятка-здоровое-питание-для-школьника.
К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокийподход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький челове...