Статья "Методика подготовки чтецов художественного текста, работа с одаренными детьми"
статья (1 класс) на тему
Проблема одаренности взывает большой интерес. Что такое одаренность? Что влияет на умственное развитие личности?
Роль семьи и школы в вопросах выявления и развития способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика подготовки чтецов художественного текста, работа с одаренными детьми.
Артист – это музыкант в оркестре.
Чтец – это весь оркестр целиком.
Легуве
Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес. Что такое одаренность? Что в большей мере влияет на умственное развитие личности? Как система отношения родителей, учителей к ребенку, родительская позиция, эмоциональный фон воспитания, родительская любовь и принятие влияют на сохранение и развитие такого огромного дара природы, как одаренность, данная не каждому. Отношение к проблеме всегда было неоднозначным. Одно остается бесспорным - выявлять способности детей и начинать работу по их развитию необходимо с раннего возраста. Приоритетное значение в вопросах раннего выявления и развития способностей ребенка принадлежит именно семье. Она является первичным и необходимым условием формирования способностей ребенка, обеспечивает создание необходимых условий помощи и поддержки ребенку в развитии его личностных возможностей. Это обусловлено тем, что сензитивный период в развитии отдельных видов способностей наступает задолго до того, как ребенок пойдет в школу. Но семья не может в одиночку справиться с этой задачей. В сложившейся условиях школа является тем ресурсом общества, который способен решить обозначившиеся проблему сохранения и развития одаренности.
На мой взгляд, развитие одарённого ребёнка в учебном процессе следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Однако одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, наряду с похвалами и восхищением встречают трудности, непонимание и дома, и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Но именно, благодаря их возможностям, способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, с одаренными детьми, уже в этот период можно начать работу по подготовке чтецов выразительного чтения художественного произведения, чтецов, умеющих не только красиво говорить, но и с истинно актёрским мастерством перевоплощаться в образ рассказчика.
Работу в этом направлении можно проводить по следующей методике:
1) прослушивание;
2) этюды.
2. Первое прочтение текста. Осмысление.
3. Вторичное прочтение, отработка театральных действий.
4. Заучивание.
5. Репетиции.
Если первый этап проводится в первом классе, то учитель не всегда может оценить, насколько одарён ребёнок, поэтому к прослушиванию необходимо добавить этюд как средство, позволяющее раскрепостить чтеца. Этюд даёт возможность увидеть, как пластичен ребёнок, каковы его актёрские данные, и вносит в конкурс элемент игры.
Что такое этюд?
В современной театральной педагогике это упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.
Упражнение представляет собой ситуацию, которую нужно изобразить пластикой и жестами с минимальным количеством звуков.
Можно предложить выполнение этого упражнения после прослушивания или перед ним.
В нашем случае перед чтецами ставится задача подготовить заданный учителем этюд в течение определённого времени, например, 5 – 7 минут после прослушивания.
Ученику подробно объясняют смысл задания и на первом этапе используют простые этюды для одного человека.
На втором этапе рассматривается работа с уже отобранным отрывком.
После прочтения преподаватель задаёт вопросы по содержанию:
На третьем этапе преподаватель меняет задачу. Теперь необходимо изобразить то, что читает учитель.
Можно это делать, разделив текст на части или сохранив его полностью. Чтение и действия должны происходить одновременно.
Цель учителя – проследить соответствие жестов и действий прочитанному. Ведь ни для кого не секрет, что дети иногда пользуются неуместными жестами, пытаясь изобразить всё строго по тексту, или ведут себя скованно, двигаются по сцене робко, а то и просто стоят в позе заключённого, сомкнув руки за спиною.
Третий этап необходим в работе над чтением, потому что заставляет ребёнка оторваться от главной, как им кажется, задачи проговорить чужие слова и даёт ему возможность фантазировать, придумывать, стать актёром, соавтором сценического действия.
Без слов ученик двигается по сцене, вживаясь в образ. Учитель становится не строгим критиком, а помощником в этом увлекательном деле. Вместе взрослый и ребёнок обдумывают особенности походки персонажа, последовательность и длительность движений, сопровождающих текст. Они изобретают художественные детали действа, предметы, которые будут играть вместе с юным актёром.
Хочется отметить, что без отработанных действий нельзя заучивать текст.
Отрывок учить целиком нецелесообразно. Нужно разделить текст на смысловые части и заучивать по частям в сопровождении уже отработанных жестов и движений. Ребёнка нужно изначально сориентировать на такую методику и приступить к репетиции.
Таким образом, если следовать данной пятиэтапной методике работы c одаренными детьми над выразительным чтение, то можно подготовить именно актёрское исполнение, которое превратит чтение не только в усладу слуха, но и в увлекательное зрелище. Дети научатся чтению, которое развивает ум, способности, доброту, воспитанность. Опыт показывает, что подобная методика обучения выразительного чтения пробуждает интерес к литературе и желание участвовать в школьных и классных мероприятиях, а также стимулирует развитие других творческих способностей, а позже – дает наслаждение и постоянную радость жизни. Возможно в дальнейшей жизни несомненно это их умение поможет достичь больших творческих успехов на выбранном поприще.
Работая с одаренными детьми, необходимо помнить, что они не являются «исключением». Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Помнить, что одаренные дети – это открытые системы, которые мы, взрослые должны сохранить, сберечь и развить и способности.
Литература:
Бондарев А.А., Рудеквич Л.А. «Как становятся великими или выдающимися?»
Зиганшина Г.Ю. «Формирование речевой культуры как средство личностного развития ученика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....
«Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам»
laquo;Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам»...
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...