Статья "Методика подготовки чтецов художественного текста, работа с одаренными детьми"
статья (1 класс) на тему

Проблема одаренности взывает большой интерес. Что такое одаренность? Что влияет на умственное развитие личности?

Роль семьи и школы в вопросах выявления и развития способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методика подготовки чтецов художественного текста, работа с одаренными детьми.

                          Артист – это музыкант в оркестре.  

                         Чтец – это весь оркестр целиком.

                                                                                                                    Легуве

Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес. Что такое одаренность? Что в большей мере  влияет на умственное развитие личности?  Как система отношения родителей, учителей к ребенку, родительская позиция, эмоциональный фон воспитания, родительская любовь и принятие влияют на сохранение и развитие такого огромного дара природы, как одаренность, данная не каждому.  Отношение к проблеме всегда  было неоднозначным.  Одно остается бесспорным - выявлять способности детей  и начинать работу по их развитию необходимо с  раннего возраста. Приоритетное значение в вопросах раннего выявления и развития способностей ребенка принадлежит именно семье. Она  является первичным и необходимым условием формирования способностей ребенка, обеспечивает создание необходимых условий помощи и поддержки ребенку в развитии его личностных возможностей. Это обусловлено тем, что сензитивный период в развитии  отдельных видов  способностей  наступает  задолго до того, как ребенок пойдет в школу. Но семья не может в одиночку справиться с этой задачей. В сложившейся условиях школа является тем ресурсом общества, который способен решить обозначившиеся проблему сохранения и развития одаренности.

На мой взгляд, развитие одарённого ребёнка в учебном процессе следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом,   созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Однако одаренные дети,  дети с ранним расцветом интеллекта, наряду с похвалами и восхищением  встречают трудности, непонимание и дома, и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Но именно, благодаря их возможностям,  способные ученики  нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, с одаренными детьми, уже  в этот период можно начать работу  по подготовке чтецов выразительного чтения художественного произведения, чтецов,  умеющих не только  красиво говорить, но и с истинно актёрским мастерством  перевоплощаться в образ рассказчика.

Работу в этом направлении можно проводить по следующей  методике:

1) прослушивание;

2) этюды.

2. Первое прочтение текста. Осмысление.

3. Вторичное прочтение, отработка театральных действий.

4. Заучивание.

5. Репетиции.

Если первый этап проводится в первом  классе, то учитель не всегда может оценить, насколько одарён ребёнок, поэтому к прослушиванию необходимо добавить этюд  как средство, позволяющее раскрепостить чтеца. Этюд даёт возможность увидеть, как пластичен ребёнок, каковы его актёрские данные, и вносит в конкурс элемент игры.

Что такое этюд?

В современной театральной педагогике это  упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

 Упражнение представляет собой ситуацию, которую нужно изобразить пластикой и жестами с минимальным количеством звуков.

Можно предложить выполнение этого упражнения после прослушивания или перед ним.

В нашем случае перед чтецами ставится задача подготовить заданный учителем этюд в течение определённого времени, например, 5 – 7 минут после прослушивания.

Ученику подробно объясняют смысл задания и на первом этапе используют простые этюды для одного человека.

На втором этапе рассматривается работа с уже отобранным отрывком.

После прочтения преподаватель задаёт вопросы по содержанию:

На третьем этапе преподаватель меняет задачу. Теперь необходимо изобразить то, что читает учитель.

Можно это делать, разделив текст на части или сохранив его полностью. Чтение и действия должны происходить одновременно.

Цель учителя – проследить соответствие жестов и действий прочитанному. Ведь ни для кого не секрет, что дети иногда пользуются неуместными жестами, пытаясь изобразить всё строго по тексту, или ведут себя скованно, двигаются по сцене робко, а то и просто стоят в позе заключённого, сомкнув руки за спиною.

Третий этап необходим в работе над чтением, потому что заставляет ребёнка оторваться от главной, как им кажется, задачи  проговорить чужие слова и даёт ему возможность фантазировать, придумывать, стать актёром, соавтором сценического действия.

Без слов ученик двигается по сцене, вживаясь в образ. Учитель становится не строгим критиком, а помощником в этом увлекательном деле. Вместе взрослый и ребёнок обдумывают особенности походки персонажа, последовательность и длительность движений, сопровождающих текст. Они изобретают художественные детали действа, предметы, которые будут играть вместе с юным актёром.

Хочется отметить, что без отработанных действий нельзя заучивать текст.

Отрывок учить целиком нецелесообразно. Нужно разделить текст на смысловые части и заучивать по частям в сопровождении уже отработанных жестов и движений. Ребёнка нужно изначально сориентировать на такую методику и приступить к репетиции.

Таким образом, если следовать данной пятиэтапной методике работы c одаренными детьми над выразительным чтение, то можно подготовить именно актёрское исполнение, которое превратит чтение не только в усладу слуха, но и в увлекательное зрелище. Дети научатся чтению, которое развивает ум, способности, доброту, воспитанность. Опыт показывает, что подобная методика обучения выразительного чтения пробуждает интерес к литературе и желание участвовать в школьных и классных мероприятиях, а также стимулирует развитие других творческих способностей, а позже – дает наслаждение и постоянную радость жизни.  Возможно в дальнейшей жизни   несомненно это их умение поможет  достичь  больших творческих успехов на выбранном поприще.

Работая с одаренными детьми, необходимо помнить, что они  не являются «исключением». Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Помнить, что  одаренные дети  – это открытые системы, которые мы, взрослые должны сохранить, сберечь и развить и способности.

 

Литература:

                 

 Бондарев А.А.,  Рудеквич Л.А. «Как становятся великими или выдающимися?»

Зиганшина Г.Ю. «Формирование речевой культуры как средство личностного развития ученика».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам»

laquo;Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам»...

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...