Применение игровых технологий в начальной школе.
учебно-методический материал на тему
В материале представлен теоретически и практический материал по заявленной теме. Приведены конкретные игры для уроков русского языка, литературное чтения, математики, окружающего мира.Перечислены "плюсы" и "минусы" использования игровых технологий на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_igrovyh_tehnologiy_v_nachalnoy_shkole.docx | 74.01 КБ |
Предварительный просмотр:
« Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости
и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Необходимо систематически совершенствовать и углублять знания по теории и методике преподаваемого предмета, обновлять методическую литературу, использовать новые технологии в своей работе.
Игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках.
Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе . Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Игра учит. Следовательно, это средство обучения. К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.
Но все это не может заменить столь необходимого живого общения детей между собой.
Жизнь меняется независимо от наших желаний. Современные дети, приходя в школу, уже свободно владеют компьютером. Использование ИКТ - это почти обязательная часть современного урока. Компьютерные обучающие игры необходимы и незаменимы в процессе обучения. Применение ИКТ на уроках, вне всякого сомнения, необходимо. Важно не бросаться из одной крайности в другую. Пусть всего будет в меру. В начальной школе яркая необычная форма подачи учебного материала способствует более прочному усвоению новых знаний. Уроки с использованием ИКТ интересны не только детям, но и самому учителю. Они представляют возможность для саморазвития и учителя, и ученика.
Трудно спорить с их эффективностью в учебном процессе. Дети часть общества, которое постоянно совершенствуется в мире компьютерных технологий. И хотим мы этого или нет, ребенок будет осваивать этот мир, особенно интернет-сообщество. Наша задача быть впереди, чтобы показать «верный» путь. Ученик не должен быт пассивным наблюдателем, он должен быть активным создателем.
На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок
построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока мы слышим от детей фразу: « Давайте ещё поигрем», что свидетельствует об успешности урока. Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.
Технология опыта.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
· В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
· Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
· Как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
- По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;
- По характеру педагогического процесса:
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
- По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
- По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
- Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- Наличие конфликтных ситуаций;
- Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- Контроль игрового времени;
- Элементы состязательности;
- Правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр.
Этапы:
- Обоснование требований к проведению игры;
- Составление плана её разработки;
- Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
- Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку
- Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
- Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.
Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
- Знакомство с реальной ситуацией;
- Построение её имитационной модели;
- Постановка главных задач группам, уточнение их роли в игре;
- Создание игровой проблемной ситуации;
- Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- Разрешение проблемы;
- Обсуждение и проверка полученных результатов;
- Коррекция;
- Реализация принятого решения;
- Анализ итогов работы;
- Оценка результатов работы.
Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
- Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
- Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
- Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.
Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.
1." Разброс мнений".
" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.
Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.
Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
2. "Вытащи вопрос".
Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".
После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:
-какие вопросы ученикам понравились,
-какой ответ показался более удачным,
-какие вопросы были трудными,
-доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.
Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.
3. "Правила игры".
Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.
Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: "Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих".
После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:
· какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?
· какое правило, предложенное другой парой, понравилось?
· с каким из школьных правил ученики поспорили бы?
· кого бы ученики хотели видеть лидером класса?
· каковы наиболее важные правила класса?
· с какого класса, по мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил школьной жизни поддерживать их соблюдение?
Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с каждой из них.
4."Незавершенность".
Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Так как в учебном процессе решаются еще задачи воспитания толерантности и укрепления взаимопонимания между участниками игры.
Какова же цель игры на уроке ?
Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Подводя итог выше изложенному можно отметить «за» использование игровых технологий:
- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- способствует использованию знаний в новой ситуации;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
Русский язык, пожалуй, один из наиболее сложных предметов в курсе средней школы. Но это и один из наиболее необходимых предметов! С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь
правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен!
Итак: как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка? Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!
Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Приведу некоторые дидактические игры, которые я применяю на своих уроках.
I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I
рыбка
вьюга
чулок
II
подъезд
склад
ворона
дубки
варенье
чучело
съемка
град
ворота
гриб
ручьи
чум
подъем
клад
воробей
II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород
парк
море
школа
столовая
зоопарк
гря-ки
доро-ки
пло-цы
кни-ки
хле-цы
кле-ка
кали-ка
бере-ки
фла-ки
обло-ки
пиро-ки
марты-ка
реди-ка
ду-ки
ло-ки
тетра-ка
сли-ки
тра-ка
морко-ка
ли-ки
остро-ки
промока-ка
голу-цы
реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил
ански
кьоинк
лыжи
санки
коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
IV. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями и игровыми приёмами.
Вот некоторые из них.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК
РОМАШКА
РОЗА
ЛУК
КОШКА
СОБАКА
ВОРОБЕЙ
КОРОВА
БЕРЕЗА
ДУБ
МАЛИНА
ОСИНА
КОРОВА
ЛИСА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков.
И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.
Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
На данный момент у меня 3 класс .Одной из основных тем 3-4 класса является изучение частей речи. Учащиеся при изучении имени существительного, имени прилагательного, глагола, испытывают трудности. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Приведу примеры игр по теме «Глагол»
Закрепление понятия о глаголе
Игра “Найди глаголы”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.
Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Материал для игры:
В понедельник я стирала
Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала,
А в субботу торт купила,
В среду я пекла калач,
Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч.
Позвала на день рожденья.
( П. Башмаков).
Игра “Кто больше?”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.
Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.
Материал для игры:
1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.
Игра “Что делать? Что сделать?”
Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?
Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Материал для игры:
Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.
Игра “Объясни значение”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с многозначностью слова.
Содержание. Играют 3 команды по 3 человека. На доске записаны слова в 3 столбика словосочетаний с многозначными глаголами. Задача игроков: объяснить значение глагола в каждом словосочетании. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Изменение глаголов по числам
Игра “Кто как кричит?”
Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.
Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.
Материал для игры:
Коровы - (мычат),
куры - (кудахчут),
Свиньи – (хрюкают),
вороны - (каркают),
Собаки – (лают),
воробьи - (чирикают),
Кошки -(мяукают),
кукушки - (кукуют),
Утки - (крякают),
соловьи - (поют),
Гуси - (шипят),
лягушки – (квакают),
Игра “Кто что делает?”
Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.
Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.
Материал для игры:
Повара - (варят)
ветры – (дуют)
Кузнецы - (куют)
ручьи – (текут)
Маляры - (красят)
цветы - (цветут)
Строители - (строят)
травы - (зеленеют)
Врачи – (лечат)
дожди – (идут)
Изменение глаголов по временам
Игра “Какое время?”
Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.
Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Игра “Кто внимательнее?”
Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.
Содержание. В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно записан на доске.
Осторожно ветер
Пожурил за что-то
Из калитки вышел,
Воробьёв знакомых
Постучал в окошко,
И, расправив бодро
Пробежал по крыше,
Молодые крылья,
Поиграл немного
Полетел куда-то
Ветками черёмух,
Вперегонку с пылью.
Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс - “л”. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.
Неопределённая форма глагола
Игра “Найди неопределённую форму глагола”
Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.
Содержание. Игра проводится в форме выборочного диктанта, который пишет весь класс. Детям предлагается записать только глаголы в неопределённой форме из стихотворения, которое читает учитель. Побеждает ученик, который правильно записал все глаголы в неопределённой форме.
Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.
Нас приветствуют звонкие птицы,
Шум листвы и журчанье ручья.
Так шагать по земле и учиться
До чего интересно, друзья!
Если очень стараться, ребята,
Если очень хотеть и мечтать,
Мы из школьных кружковцев – юннатов
Можем завтра учёными стать.
Подчинять человеку природу,
Чтоб земля процветала твоя,
И трудиться на благо народа
До чего интересно, друзья!
(М. Матусовский).
Игра “Аукцион”
Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.
Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.
Игра “Замени одним глаголом ”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.
Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Совать нос,
дать стрекача,
Клевать носом,
выходить из себя,
Зарубить на носу,
чесать языки,
Унести ноги,
бить баклуши,
Надуть губы,
ломать голову,
Заговаривать зубы,
водить за нос.
Игра “Закончи пословицу”
Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.
Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..( портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Лето припасает, а зима…….(подъедает).
Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
Легко друга потерять, но трудно …..(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).
Игра “ Измени число”
Цель. Закрепление умения изменять число глагола.
Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика глаголов в ед. и мн. числе. Задача игроков: изменить число глагола и записать справа, рядом с данным глаголом. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.
Материал для игры:
1/ идёт, увёз, скажет, принёс, встанет, пьёт;
2/ пришли, сидят, возьмут, намокли, спешат, найдут.
НЕ с глаголами
“НЕ”
Завести велели мне
Я согласен даже не
Новые привычки:
Рисовать на карте,
Никогда девчонок не
И согласен даже не
Дёргать за косички!
Танцевать на парте!
Никогда с братишкой не
Но не смейте делать мне
Драться за обедом!
Никаких упрёков,
На уроках больше не
Если даже я и не
Говорить с соседом!
Выучу уроков.
Ю. Вронский.
Игра “Раскрой скобки”
Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.
Содержание. Играют 2 человека или 2 команды по 5 человек. На доске записано 2 текста, в которых есть глаголы с частицей не.
Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Класс оценивает работу игроков. Если играют 2 команды игроков по 5 человек, то каждый игрок раскрывает только одну скобку.
Материал для игры:
Нам сказали: в Новый год
Дед Мороз к нам в дом придёт.
Мы /не/ ели, мы / не/ пили,
Никуда мы /не/ ходили,
/Не / гуляли, /не/ играли-
Дед Мороза в гости ждали.
Оказался он не дед,
А дядя Стёпа, наш сосед!
Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками
И /не/ клади на грязный стол.
/Не/ перегибай книгу и
/ Не/ загибай у неё листов.
Если ты взял книгу в библиотеке,
То /не/ забудь её вернуть в срок..
Игра “Найди своё слово”
Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.
Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.
Материал для игры:
Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный.
Игра “Что? – Какой? – Что делает?”
Цель. Повторение и закрепление изученного о частях речи, умения образовывать однокоренные слова.
Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.
В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.
Материал для игры:
Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб.
Экспериментальную работу по введению игровых технологий в уроки русского языка в начальной школе проводила в течение четырёх лет. Эксперимент показал, что игры, игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли – позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение, создают на уроке благоприятный эмоциональный фон. Всё это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала и, как следствие, повышению уровня грамотности учащихся.
Главный результат своей работы я вижу в том, что дети начинают по-другому относиться к слову и сами становятся авторами языковых игр, то есть активными творцами.
Я уверена, что обучать ребёнка необходимо радостью, воспитывать его с большей любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале.
Модели игр с глаголом, которые учитель может наполнить необходимым материалом и использовать по своему усмотрению во время орфографических пятиминуток, при объяснении новой темы, закреплении её, на обобщающих уроках.
Уже в 4 классе наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. В это время уже можно использовать деловые игры.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В начальной школе необходимо использовать игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
Творческие работы на уроках литературного чтения.
.. исходя из того, что творческие работы оживляют процесс обучения, вызывают у детей радость, воодушевление, на уроках литературного чтения я стараюсь использовать как можно больше такие виды работ.
Работа с пословицами.
Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.
На таких уроках дети выполняют задания:
1)собирать пословицы на какую-нибудь тему;
2)продолжить пословицы:
(Детям раздаю карточки, где даны начало и конец пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы).
Пословицы для карточек.
-Нет друга – ищи …
-Друзья познаются …
- Сам пропадай,…
-На нашел – береги.
-… в беде.
-… а товарища выручай.
3)закончить историю пословицей (читаем какой-нибудь текст, а заканчиваем пословицей);
4)придумать небольшие рассказы по двум пословицам, по выбору;
5)нарисуй к пословице картинку;
6)сочини сам пословицу.
Работа с загадками.
Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.
Сначала на первых уроках разбираем, как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не прямо, а с намеком.
Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении.
Жёлтая монетка-
В небе видим нередко.
(Солнышко)
Попозже будет объявлен конкурс на лучшую загадку.
· Сочинение сказки.
Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.
Дети еще в первом классе знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения.
-Сегодня мы сочиним сказку про маленькую тучку. Наша сказка так и будет называться «Сказка про Тучку»
- Наша сказка будет состоять из трех частей. В первой части расскажем о том, как появилась Тучка на небе, во второй части – о приключениях маленькой Тучки, в третьей – о том, как она вернулась в свой дом.
Я даю начало сказки:
-Высоко-высоко в небе, на самой вершине горы стоял Тучкин домик. (Дети описывают домик).
-В домике жили мохнатые снежинки. Они веселились и танцевали. Наконец им захотелось прогуляться, полетать по небу.
(Так ведется дальнейшая работа).
Я задаю вопросы, дети отвечают. И так коллективно сочиняется сказка. Дети дома оформляют ее.
Во ΙΙ-ΙΙΙ классах дети сами сочиняют самостоятельно.
Сочинение стихотворения.
Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.
Сначала детей знакомлю, чем же проза отличается от стихотворения. Детей приведу к выводу:
Стихи отличаются:
1)ритмом
2)рифмой
3)выразительностью, яркостью;
4)краткостью, точностью.
-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и мы с вами вначале поучимся рифмовать.
1) Игра «Кто больше подберет рифм».
-Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:
Пирожок – рожок, горшок…
Даль – медаль, жаль, печаль…
Грач – плеч, передач, циркач…
2) Игра «Скажи в рифму».
Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это?
(стрекоза)
3) Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Снегирек.
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик – он промок,
Ветерок, подуй слегка,
(обсуши нам снегирька.)
4) Сочинение стихотворения.
Я приведу (примеры) – работы своих учеников.
Выглянуло солнце,
Лучик золотой.
Прямо мне в оконце.
Весело с тобой.
Солнышко пригреет-
Птицы запоют.
Радостью повеет.
Дни хорошие придут
Подарили мне щенка,
Я довольною была.
А кормить пришёлся срок-
Ну не ест он, мой щенок.
Я ему конфетку дам,
И бананчик отломлю.
И скажу ему: «Ам, ам»
И селёдкой покормлю.
Помогите мне, друзья,
Накормить моего щенка.
∙упражнение на выбор слов.
Я на доске пишу предложение. Под моими ногами тихо белые снежинки…
- Шумели
- Шелестели
- Трещали
- Скрипели
- Шуршали
Какое слово больше подходит?
При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком синонимов и антонимов»
Дети сами составляют некоторые группы синонимов:
красивый изящный
пригожий хорошенький
прекрасный прелестный
очаровательный симпатичный
Они раскрывают значения этих слов. Составляют с ними предложения.
1.Когда готовимся писать сочинение- описание, я провожу такую работу. Например, тема «Зима».
Дети должны подобрать как можно больше прилагательных.
Снежинки – ажурные, причудливые, пушистые, искусные.
Небо – лазурное, изумрудное, голубое.
Тишина – торжественная, мёртвая, таинственная.
Солнце – янтарное, золотистое
Тени от деревьев – лиловые, фиолетовые.
На тему «весна» я даю существительные: дети эти предметы охарактеризуют.
Берёзки – молодые, белоствольные, зеленокудрые.
Ручейки – говорливые, хрустальные…
Птички – певчие…
Облака – бирюзовые…
Травка – молодая…
Затем дети пишут сочинение.
Следующий вид творческой работы – это работа с фразеологизмами.
Даётся, например, изображение кошки.
Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?
Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.
1. Живут как кошка с собакой – что это значит?
2. Между ними чёрная кошка пробежала – ? и т. д.
Очень интересное занятие – рисовать картинки к фразеологическим оборотам. Дети сами составляют фразеологические словари.
К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений:
Сочинение – повествование;
Сочинение – повествование с элементами описания;
Сочинение – описание;
Сочинение – рассуждение;
Сочинение заметок в газету
Выпуск стенной газеты и т. д.
Обобщение.
Учащимся уроки с творческими заданиями нравятся, дети получают большое удовольствие, как на самих уроках, так и при выполнении самостоятельных работ. Свои творческие работы ученики записывают в отдельную тетрадь. Считаю, если дети научатся творчески мыслить и рассуждать, им легче будет преодолевать трудности в обучении.
М а т е м а т и к а и игры.
На уроках математики многие названия станций совпадают, но виды работ уже другие:
Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.
Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.
Помогайка. Работа в паре.
Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.
Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.
Знайка. Изучение новог материала.
Поиграйка. Математические игры.
Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.
Эти этапы-станции я использую при разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.
Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи. составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.
Игра, наряду с трудом и учением, есть один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.
По определению, игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игра выполняет следующие функции:
- развлекательная;
- коммуникативная;
- игротерапевтическая;
- диагностическая;
- коррекция в игре;
- межнациональной коммуникации;
- социализации;
- развивающая;
- творческая;
- эмоциональная
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве элементов более обширной технологии; в качестве урока или его части; в качестве технологий внеклассной работы.
В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения – соответствующего педагогического результата, которая обоснована, выделена в явном виде и характеризуется учебно- познавательной направленностью.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме дидактической задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи имеют широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
Развивающие игры на уроках окружающего мира.
Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы:
- обучение учащихся чтению, счёту, письму и речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений;
- развитие умения общаться и сотрудничать;
- развитие и совершенствование интеллектуальных умений;
- развитие эмоциональной и волевой сферы;
- развитие мотивационно-потребностной сферы;
- формирование положительной Я-концепции.
Для достижения данных целей необходимо решение проблемы активизации познавательной активности младших школьников.
Познавательная активность - качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
Учебный курс «Окружающий мир»
позволяет формировать мировоззрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям.
С одной стороны, способствует этому само содержание учебного предмета.
С другой, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Составляющие её многообразны. Остановимся сегодня на использовании дидактических игр как на одном из способов познавательной активности.
Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат.
Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры, причём не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.
Разработанные нами правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, они помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей.
В первом классе, учитывая психо-физиологические особенности, обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей наглядности: игры-загадки, игра-поиск, игры-поручения, игры-сказки, анимированные кроссворды и другие. Мною разработаны сценарии игр «В стране сказочных животных», Экологический марафон, «Экскурсия по цветочной галерее», «Соблюдай правила дорожного движения», «Каким я вижу мир , в котором я живу», «Легенды и предания о возникновении мира».
Игры проводятся на различных этапах урока:
- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы);
- при проверка домашнего задания (Игра-лото, графический диктант или тестовые задания;
- изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.);
- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);
- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).
Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.
Например: при изучении темы «Что и кто?» проводится игра-поручение «Живой уголок». Первоклассники получают поручение поместить животное в соответствующие условия проживания, подобрать корм и средства ухода. Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля».
Во втором классе игровые приёмы усложняются, могут проводится в течение целого урока – это игры-путешествия, игры – заочные экскурсии, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото. В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность. Я разработала сценарий игры «Поле чудес «Редкие животные»», «Пять звёзд (о здоровом образе жизни)», «Путешествие в мир растений», «Ярмарка профессий», «Школа путешественника».
Например: при изучении темы «Город, где мы живём» - обучающиеся выступают в роли фотокорреспондентов, журналистов, редакторов, экологов и в ходе урока создают газету.
В третьем классе используются сюжетно-ролевые игры.
Игра «Зимовье зверей», познавательная игра «Эти удивительные птицы», «Своя игра «Удивительный мир растений и животных», «Создание Красной книги Белохолуницкого района», «Ярилов день – праздник Солнце», «Азбука здоровья».
Для того, чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю на своих уроках элементы информационных технологий, использую информацию из Интернета, провожу занятия с использованием интерактивной доски и мультимедийного проектора.
Преимущества использования дидактических игр.
- Игра – средство познания действительности.
- Повышается активность детей.
- Игра – школа социальных отношений.
- Игра обеспечивает межличностное общение.
- В игре происходит развитие познавательных процессов.
Недостатки:
- Трудно оценить работу каждого ученика на уроке.
- Много времени уходит на подготовку дидактической игры.
Проект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации.
ГДЕ РАСТЕТ?
Задача: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.
Игровые действия: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.
ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ И ТРАВЫ
Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.
Задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.
Игровые действия: учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.
ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ
Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.
Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.
ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.
Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова)
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС
Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звезд, тот и победитель.
Кто из этих животных не живет в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса)
Все ли эти птицы занесены в Красную книгу? (1-утка-мандаринка,2-сокол,3-воробей)
Какой из грибов ядовитый? (1-белый гриб,2-дождевик, 3-белый навозник).
Все ли перечисленные растения являются лекарствами? (1-крапива,2-колокольчик,3-синий василек)
Кого называют королем грызунов? (1-суслик,2-бобр,3-хомяк)
Назовите лекарственные растения? 91-ель,2- береза,3-клен)
Кого называют глазастым охотником? (1-варан, 2- стрекоза,3-лягушка)
Какого жука называют опасным преступником? (1-майский жук,2-колорадский жук, 3-жук-олень)
Все ли перечисленные змеи ядовитые? (1-гадюка, 2-уж, 3-кобра)
Какое из этих животных живет в пустыне? (1-верблюд, 2-тигр, 3-волк)
Назовите перелетных птиц (1-кукушка, 2-ласточка, 3-стриж)
О какой птице загадка:
Стали братья на ходули,
Ищут корму по пути.
На бегули, на ходу ли-
Им с ходулей не сойти.(1-зарянка,2-ворона, 3-журавль).
Назови детенышей
Задача: знать название детенышей домашних и диких животных.
Игровые действия: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.
Съедобное и несъедобное
Задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Игровые действия: учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.
Эстафета цветов – «Шаг-цветок»
Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Назвал растение – шаг вперед, повторился с названием или не сказал – оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту.
УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗАПАХИ
Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона. Желательно добавить несколько цветущих растений (бархатцы, душистый табак, душистый горошек и т.д.) каждый образец положить в баночку с крышкой, играющие должны по запаху определить название цветка.
ПОСТАВЬ НА СВОЕ МЕСТО
Игровые действия: школьникам (3-4человека) раздают по одной карточке, на которой написаны названия растений. Предлагается все слова разместить по группам
Примерный набор: сурепка, яблоня, томаты, хризантемы, огурец, алыча, пырей, абрикос, кольраби, патиссоны, камелия, лебеда, айва, осот, перец, флокс, гладиолус, черешня, лук.
Группы: плодовые, сорные, декоративные, овощные.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Творческая группа учителей начальных классов " Игровые технологии в начальной школе"
Презентация "Творческая группа учителей"...
План самообразования "Применение игровых технологий в начальных классах"
План самообразования учителя начальных классов Ушаковой Алёны Павловны "Применение игровых технологий в начальных классах" расчитан на 5 лет. В плане отражены цель и задачи, предполагаемые результаты ...
Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.
В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...
«Применение игровых технологий в начальной школе».
В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древн...
Применение игровых технологий в начальной школе
Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни один из видов деятельности человека не позволяет ему демонстрировать такое самозабвение, искренность, непринужденн...
Применение игровых технологий в начальных классах с целью повышения качества обучения.
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей...
Презентация "Применение игровых технологий в начальной школе"
В презентации представлены игровые технологии, которые применяются на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах....