Опыт работы по формированию УУД на уроках математики
методическая разработка ( класс) на тему
Опыт работы по формированию УУД на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Скапец, учитель начальных классов МАОУ лицея № 17г.Калининград
Формирование универсальных учебных действий средствами дидактических игр на уроках математики
На современном этапе развития отечественной педагогической науки и практики в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения особого внимания заслуживает проблема формирования и развития универсальных учебных действий школьников. Анализ стандарта показывает, что «принципиально новыми становятся требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающим освоение учащимися универсальных учебных действий»[1].
Образовательная программа Л. В. Занкова открывает широкие возможности для становления универсальных учебных действий, при изучении многих дисциплин. Задумавшись о выборе темы по самообразованию, я решила обратиться именно к формированию УУД, поскольку данное направление научно-практической и творческой деятельности учителя является необходимым условием эффективной реализации нового образовательного стандарта. Сказанное позволяет убедится в актуальности избранной мною темы самообразовательной работы.
Приступив к изучению теоретического и методического материала по изложенной проблеме я столкнулось с первым противоречием: какие именно УУД целесообразно развивать. Необходимо учитывать, что существуют четыре основные группы УУД:
- ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п.
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД – способность ребёнка принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – умение работать с информацией, осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, создавать высказывания в письменной и устной форме, использовать общие приёмы решения задач.
- КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД – способность контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию.
Такое понимание УУД в контексте развития личности ребёнка не противоречит педагогической концепции Л.В. Занкова, более того, его дидактическая система выстроена в гармонии со сказанным выше.
Я выяснила, что развитие УУД должно осуществляться в комплексе, однако разные учебные предметы открывают различные пути организации работы в избранном направлении. Таким образом, я решила попробовать развивать все упомянутые выше группы УУД; но необходимо было сузить поле работы до конкретного учебного предмета, удовлетворив при этом требованиям развития и формирования УУД в тесной взаимосвязи друг с другом.
Проанализировав возможности учебно-методических комплексов по предметам программы Л.В. Занкова, я остановила свой выбор на математике, поскольку возможности данной науки в формировании и развитии личностных образований ребёнка, в том числе ключевых компетенций и универсальных учебных действий поистине безграничны. Но теперь мне необходимо было выяснить, в каких именно видах учебной деятельности на уроках математики могут проявляться те или иные УУД.
Так, личностные УУД учащихся, формируются, совершенствуются, отрабатываются и «шлифуются» при постановке целей и задач урока, активизации и актуализации учебного материала, организации самостоятельной работы, самопроверки, обратной связи; регулятивные УУД – при оценивании, использовании приёмов на развитие логического мышления, взаимопроверке, в проектной деятельности, в организации элементов научной работы, исследовательской деятельности, при работе над задачами; познавательные УУД – при выполнении домашних заданий, при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, в использовании различных технических средств на уроках, при применении ИКТ на уроках и при самостоятельной подготовке к ним, интеграции с другими учебными предметами (русский, окружающий мир, физическая культура и музыка); коммуникативные УУД – при групповой, фронтальной и парной работе, в сюжетно-ролевых играх, когда на урок приходят гости из сказок, в элементах театрализации на уроке.
Теперь передо мной встала следующая задача: обобщить и систематизировать уже существующий педагогический опыт, ознакомиться с различными методическими материалами, направленными на формирование УУД. Трудность состояла в том, что необходимо выяснить, каким именно способом наиболее целесообразно, эффективно и удобно развивать УУД на уроках математики. Теоретический анализ, выборочное применение различных образовательных методик и приёмов позволили определить, что наиболее эффективным методом формирования УУД на уроках математики в начальной школе является ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.
«В игре раскрывают свет познания, получают выход творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного мыслительного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» - говорил В. А. Сухомлинский
Мною изучены и экспериментальные исследованы игры, игровые упражнения таких авторов, как Итина Л. С., Бененсон Е. П. вошедших в УМК нового стандарта. На их основе я создала альтернативные дидактические игры, которые и применяю в своей практике.
Я приведу примеры конкретных дидактических игр, применявшихся мною на уроках математики в 1-4 ых классах и покажу, на формирование каких именно групп УУД они направлены.
Игра «Гуси-лебеди», «Золушка и мачеха». Игры направлены на формирование личностных УУД – сознательное отношение к конкретным учебным действиям, мотивацию (желание помочь Алёнушке), формирование положительного отношения к учению (на основе интереса).
Дети двигаясь по арифметической тропе, вычисляют и проходят к избушке, где спрятан Иванушка.
Злая мачеха дала кроме прочей работы Золушке непосильную математическую задачу. Надо помочь, собрать числовую цепочку, выполнив действия или числовые бусы.
Какое число было вначале?
* 3 - 19 +10 :9 +86 +3 - 32 :2
Игра «Капитаны». Дети, действуя в воображаемой ситуации «ведут корабль по заданному курсу» на основе выполненных расчетов. Так они выполняют умственную работу капитана.
Игра «Малыш и Карлсон». Игра ставит своей целью развитие регулятивных УУД (развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы, пошагового контроля) . Малыш и Карлсон играли в игру: поочередно записывали в ряды. Карлсон записывал любые цифры, а Малыш по одному и тому же принципу.
Подумай, по какому принципу записывал Малыш цифры, и допиши те, которые он не дописал.
Карлсон | 9 | 4 | 7 | 11 | 19 | 3 | 8 | 6 |
Малыш | 7 | 2 | 5 |
В данной таблице надо уловить особенность изменения чисел, тогда ты поймешь, какие числа надо записать
Карлсон | 3 | 5 | 6 | 2 | 8 | 4 | 9 | 7 |
Малыш | 9 | 25 | 36 |
Игра «Числовые бусы».
Из различных цифр я сделал бусы,
Но бусы были порваны.
Кто сможет их помочь собрать,
Тому бы я поставил 5!
На сегодняшний день начальная школа нашего лицея располагает оборудованием «Развивающая среда» фирмы «Спектра», позволяющей мне использовать мне их в дидактических играх.
Игра «Палитра». Ориентирована на развитие логического мышления самопроверки и взаимопроверки. Дети, выполнив необходимые вычисления, выставляют на «палитре» цвет краски соответствующей результату. Затем ученик переворачивает карточку с заданиями и проверяет соответствие краски и результата.
Игра «Поле чудес». Игра ориентирована на развитие познавательных УУД (интеграция с русским языком). Игра служит развитию умений устанавливать причины наследственной связи, осуществлять анализ и синтез
Восстанови недостающие буквы в словах:
В
Б
Б
Л
Игра «Путеводная нить Ареадны». Эта игра ориентирована на развитие умений работать с информацией, осуществлять анализ и синтез. Связь с литературой. Ученикам необходимо пройти через четверо ворот лабиринта, применяя все арифметические действия и набрать число 100. В результате игры дети узнают из полученных чисел (воротах) имя героя мифов Древней Греции, которому помогла Ареадна.
Игра «Весы». Ориентирована на развитие навыков работы с техническими средствами и оборудованием исследовательской деятельности. Дети путем взвешивания устанавливают весовое соотношение предметов.
Игра «Пирамидка». Ориентирована на развитие коммуникативных навыков: контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции действий¸ договариваться
Игра «Лего». Ориентирована на развитие навыков групповой работы, математического творчества, координации.
Результатом моей работы по формированию УУД средствами дидактических игр является высокий показатель мониторинга знаний учащихся за 4 класс и 1 первый класс, а также успехи и призовые места моих детей на математических конкурсах, таких как «Кенгуру», «Инфознайка» и в интеллектуальных играх «Интеллектуальный марафон учеников – занковцев»
Итак, я считаю, что достигла поставленной на начальном этапе работы над темой по самообразованию цели. Данные педагогических наблюдений показывают, что процесс формирования всех четырёх групп УУД даёт положительные результаты: повысилась мотивация детей к усвоению учебного материала по математике, у детей закрепилось положительное отношение к изучению данного непростого предмета; навыки детей в области самостоятельного планирования своих действий, итогового и пошагового контроля значительно усовершенствовались; дети намного лучше стали работать с информацией; освоили основополагающие принципы и основные навыки эффективной коммуникации. Более того, моя методическая копилка обогатилась широких спектром разнообразных игр, которые позволяют мне проводить систематическую работу по формированию УУД на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями новых ФГОС
[1] Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова /А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева, Е. Н. Петрова, А. Ю. Плотникова, С. Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательство дом «Федоров», 2010.- С. 51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по формированию УУД в первом классе на уроках математики.
Описание деятельности на уроках математики....
Опыт работы «Возможности формирования и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции»
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»
В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....
Опыт работы по формированию личностных, коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики.
Презентация. Выступление на педсовете....
Опыт работы: " Развитие логического мышления на уроках математике в начальных классах"
Особую актуальность проблема развития логического мышления приобретает в связи с реализацией идей гуманизации и гуманитаризации школьного математического образования.Актуальность проблемы послужила вы...
Личный опыт работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.
Представляю обобщение личного опыта по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...
«Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка»
Аннотация: Функциональная грамотность –это способность применять знания, умения для решения повседневных задач. Формирование грамотного письма –одно из самых важных задач на уроках русског...