Опыт работы по формированию УУД на уроках математики
методическая разработка ( класс) на тему

Скапец Татьяна Владимировна

Опыт работы по формированию УУД на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Скапец, учитель начальных классов МАОУ лицея № 17г.Калининград

Формирование универсальных учебных действий средствами дидактических игр на уроках математики

На современном этапе развития отечественной педагогической науки и практики в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения особого внимания заслуживает проблема формирования и развития универсальных учебных действий школьников. Анализ стандарта показывает, что «принципиально новыми становятся требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающим освоение учащимися универсальных учебных действий»[1].

Образовательная программа Л. В. Занкова открывает широкие возможности для становления универсальных учебных действий, при изучении многих дисциплин. Задумавшись о выборе темы по самообразованию, я решила обратиться именно к формированию УУД, поскольку данное направление научно-практической и творческой  деятельности учителя является необходимым условием эффективной реализации нового образовательного стандарта. Сказанное позволяет убедится в актуальности избранной мною темы самообразовательной работы.

Приступив к изучению теоретического и методического материала по изложенной проблеме я столкнулось с первым противоречием: какие именно УУД целесообразно развивать. Необходимо учитывать, что существуют четыре основные группы УУД:

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п.
  2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД – способность ребёнка принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п.
  3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – умение работать с информацией, осуществлять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, создавать высказывания в письменной и устной форме, использовать общие приёмы решения задач.
  4. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД – способность контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию.

Такое понимание УУД в контексте развития личности ребёнка не противоречит педагогической концепции Л.В. Занкова, более того, его дидактическая система выстроена в гармонии со сказанным выше.

Я выяснила, что развитие УУД должно осуществляться в комплексе, однако разные учебные предметы открывают различные пути организации работы в избранном направлении. Таким образом, я решила попробовать развивать все упомянутые выше группы УУД; но необходимо было сузить поле работы до конкретного учебного предмета, удовлетворив при этом требованиям развития и формирования УУД в тесной взаимосвязи друг с другом.

Проанализировав возможности учебно-методических комплексов по предметам программы Л.В. Занкова, я остановила свой выбор на математике, поскольку возможности данной науки в формировании и развитии личностных образований ребёнка, в том числе ключевых компетенций и универсальных учебных действий поистине безграничны. Но теперь мне необходимо было выяснить, в каких именно видах учебной деятельности на уроках математики могут  проявляться те или иные УУД.

Так, личностные УУД учащихся, формируются, совершенствуются, отрабатываются и «шлифуются» при постановке целей и задач урока, активизации и актуализации учебного материала, организации самостоятельной работы, самопроверки, обратной связи; регулятивные УУД – при оценивании, использовании приёмов на развитие логического мышления, взаимопроверке, в проектной деятельности, в организации элементов научной работы, исследовательской деятельности, при работе над задачами; познавательные УУД – при выполнении домашних заданий, при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям, в использовании различных технических средств на уроках, при применении ИКТ на уроках и при самостоятельной подготовке к ним, интеграции с другими учебными предметами (русский, окружающий мир, физическая культура и музыка); коммуникативные УУД – при групповой, фронтальной и парной работе, в сюжетно-ролевых играх, когда на урок приходят гости из сказок, в элементах театрализации на уроке.

Теперь передо мной встала следующая задача: обобщить и систематизировать уже существующий педагогический опыт, ознакомиться с различными методическими материалами, направленными на формирование УУД. Трудность состояла в том, что необходимо выяснить, каким именно способом наиболее целесообразно, эффективно и удобно развивать УУД на уроках математики. Теоретический анализ, выборочное применение различных образовательных методик и приёмов позволили  определить, что наиболее эффективным методом формирования УУД на уроках математики в начальной школе является ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

«В игре раскрывают свет познания, получают выход творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного мыслительного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»         - говорил  В. А. Сухомлинский

Мною изучены и экспериментальные исследованы игры, игровые упражнения таких авторов, как Итина Л. С., Бененсон Е. П. вошедших в УМК нового стандарта. На их основе я создала альтернативные дидактические игры, которые и применяю в своей практике.

Я приведу примеры конкретных дидактических игр, применявшихся мною на уроках математики в 1-4 ых классах и покажу, на формирование каких именно групп УУД они направлены.

Игра «Гуси-лебеди», «Золушка и мачеха». Игры направлены на формирование личностных УУД – сознательное отношение к конкретным учебным действиям, мотивацию (желание помочь Алёнушке), формирование положительного отношения к учению (на основе интереса).

Дети двигаясь по арифметической тропе, вычисляют и проходят к избушке, где спрятан Иванушка.

Злая мачеха дала кроме прочей работы Золушке непосильную математическую задачу. Надо помочь, собрать числовую цепочку, выполнив действия или числовые бусы.

 Какое число было вначале?        

      * 3      - 19    +10    :9      +86        +3     - 32       :2  

        

Игра «Капитаны». Дети, действуя в воображаемой ситуации «ведут корабль  по заданному курсу» на основе выполненных расчетов.  Так они выполняют умственную работу капитана.

Игра «Малыш и Карлсон». Игра ставит своей целью развитие регулятивных УУД (развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы, пошагового контроля) .  Малыш и Карлсон играли в игру: поочередно записывали в ряды. Карлсон записывал любые цифры, а Малыш по одному и тому же принципу.

Подумай, по какому принципу записывал Малыш цифры, и допиши те, которые он не дописал.

Карлсон

9

4

7

11

19

3

8

6

Малыш

7

2

5

             В данной таблице надо уловить особенность изменения чисел, тогда ты поймешь, какие  числа надо записать

Карлсон

3

5

6

2

8

4

9

7

Малыш

9

25

36

    Игра «Числовые бусы».

Из различных цифр я сделал бусы,

Но бусы были порваны.

Кто сможет их помочь собрать,

Тому бы я поставил 5!

На сегодняшний день начальная школа нашего лицея располагает оборудованием «Развивающая среда» фирмы «Спектра», позволяющей мне использовать мне их в дидактических играх.

Игра «Палитра». Ориентирована на развитие логического мышления самопроверки и взаимопроверки. Дети, выполнив необходимые вычисления, выставляют на «палитре» цвет краски соответствующей результату. Затем ученик переворачивает карточку с заданиями и проверяет соответствие краски и результата.

Игра «Поле чудес». Игра ориентирована на развитие познавательных УУД (интеграция с русским языком). Игра служит развитию умений устанавливать причины наследственной связи, осуществлять анализ и синтез

Восстанови недостающие буквы в словах:

                                              В

                                              Б

                                                          Б

                                                           Л

Игра «Путеводная нить Ареадны». Эта игра ориентирована на развитие умений работать с информацией, осуществлять анализ и синтез. Связь с литературой. Ученикам необходимо пройти через четверо ворот лабиринта, применяя все арифметические действия и набрать число 100. В результате игры дети узнают из полученных чисел (воротах) имя героя мифов Древней Греции, которому помогла Ареадна.

Игра «Весы». Ориентирована на развитие навыков работы с техническими средствами и оборудованием исследовательской деятельности. Дети путем взвешивания устанавливают  весовое соотношение предметов.

Игра «Пирамидка».   Ориентирована на развитие коммуникативных навыков: контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции действий¸ договариваться

 Игра «Лего».  Ориентирована на развитие навыков групповой работы, математического творчества, координации.

Результатом моей работы по формированию УУД средствами дидактических игр является высокий показатель мониторинга знаний учащихся за 4 класс и 1 первый класс, а также успехи и призовые места моих детей на математических конкурсах, таких как «Кенгуру», «Инфознайка» и в интеллектуальных играх «Интеллектуальный марафон учеников – занковцев»

Итак, я считаю, что достигла поставленной на начальном этапе работы над темой по самообразованию цели. Данные педагогических наблюдений показывают, что процесс формирования всех четырёх групп УУД даёт положительные результаты: повысилась мотивация детей к усвоению учебного материала по математике, у детей закрепилось положительное отношение к изучению данного непростого предмета; навыки детей в области самостоятельного планирования своих действий, итогового и пошагового контроля значительно усовершенствовались; дети намного лучше стали работать с информацией; освоили основополагающие принципы и основные навыки эффективной коммуникации. Более того, моя методическая копилка обогатилась широких спектром разнообразных игр, которые позволяют мне проводить систематическую работу по формированию УУД на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями  новых ФГОС


[1] Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова  /А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева, Е. Н. Петрова, А. Ю. Плотникова, С. Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательство дом «Федоров», 2010.- С. 51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....

Опыт работы: " Развитие логического мышления на уроках математике в начальных классах"

Особую актуальность проблема развития логического мышления приобретает в связи с реализацией идей гуманизации и гуманитаризации школьного математического образования.Актуальность проблемы послужила вы...

Личный опыт работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.

Представляю обобщение личного опыта по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

«Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка»

Аннотация: Функциональная грамотность –это способность применять знания, умения для решения повседневных задач. Формирование грамотного письма –одно из самых важных задач на уроках русског...