Методический семинар " Технология построения урока на образно-эмоциональной основе в начальной школе"
учебно-методический материал

Малышева Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:

Областной конкурс «Учитель года Дона – 2016»

Номинация «Учитель года»

Конкурсное мероприятие «Методическое объединение»

Технология построения урока на образно-эмоциональной основе в начальной школе.

                                                 Выполнил: учитель начальных классов              

                               МБОУ Конзаводской СОШ

                         Зерноградского района

                                    Малышева Татьяна Ивановна

                        Стаж работы: 22 года,

                                                  высшая квалификационная категория.

2016 год

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги!

Я – Малышева Т.И., учитель начальных классов МБОУ Конзаводской СОШ Зерноградского района.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет  требования к результатам освоения программы начального общего образования. Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию в обществе. Стандарт ориентирован не на воспроизведение и накопление академических знаний, а на умение их применять, ведь компетентность ещё называют  «знанием в действии».  Этого можно достичь,  используя современные  педагогические технологии.

Для того чтобы раскрыть способности учащихся, повысить заинтересованность ребят, научить их быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях,   на уроках я использую  технологию обучения на образно-эмоциональной основе.

Проблема эмоционального развития учащихся всегда привлекала внимание педагогов и психологов. В этом направлении работали такие выдающиеся учёные как, Лев Семёнович  Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Сергей Леонидович Рубенштейн, Даниил Борисович Эльконин. В нашей области  разработкой этой технологии занимались заведующий кафедрой общественных дисциплин ИПК и ПРО,  кандидат педагогических наук Наталья Геннадьевна  Осадченко и доктор наук, профессор Южного Федерального университета  Владимир Трофимович Фоменко. 

Технология обучения на образно-эмоциональной основе применяется для эмоционального погружения учащихся в объекты окружающего мира.

Целями данной  технологии являются: образно-эмоциональное развитие личности школьника, раскрытие  личностных  смыслов учащихся в обучении, мотивация учеников на выполнение успешной учебной деятельности, создание системы ценностных ориентаций учащихся, сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Смысл данной технологии заключается в следующем: вначале детям предъявляется образ, являющийся образно-эмоциональной психолого-дидактической ситуацией. Далее вводятся теоретические знания. Этот этап может быть реализован через схематические образы, создание проблемной ситуации, организацию исследовательской деятельности учащихся. На заключительном этапе дети создают собственный образ.

Предъявление  эмоционального образа на уроке может быть достигнуто с помощью различных дидактических средств:

-художественных (образы скульптуры, живописи, архитектуры и др.);

-литературных (образы литературных персонажей);

-музыкальных (образы, созданные различными музыкальными произведениями);

-когнитивных (образы исторических, политических и научных деятелей, созданные путем знакомства с их биографией, изучением их трудов, деятельности и др.);

-цветовых (образы, созданные с помощью цветовых сочетаний);

-символических (графики, диаграммы, схемы, таблицы, рисунки-символы) образов;

-на основе информационных технологий (образы в виде графических изображений, анимированных рисунков, мультимедийных презентаций с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком).

Эту технологию я использую как в урочной (на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, русского языка, окружающего мира, основ православной культуры),  так и во внеурочной деятельности (занятия «Речевой этикет», «Доноведение», классные мероприятия и праздники).

Технология обучения на образно-эмоциональной основе существенно повышает наглядность изложения материала и привлекает внимание детей. Тема урока будет интересна учащимся. Обучение станет  более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика.

Данную технологию удобно реализовывать при проведении интегрированных уроков: литературное чтение – основы православной культуры - изобразительное искусство.  Такие уроки  способствуют формированию метапредметных результатов – воспитанию духовной культуры учащихся, развитию их эстетического вкуса, фантазии, воображения, эмоционального отношения к природе и человеку, образно-ассоциативного мышления и творческих способностей.

Использование данной  технологии  даёт определённые результаты в обучении и воспитании младших школьников. Она способствует развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся, формирует положительную  мотивацию к обучению, повышает  качество знаний,  позволяет  в  значительной  мере стимулировать творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности.

Сейчас  мои дети учатся в 4 классе. Данную технологию я использую с 1 года их обучения. За это время я вижу результаты моих детей.

В  1 классе в качестве законченного образа дети представляли  только рисунки.

Во 2 классе –  рисунки, небольшие по объёму сочинения, простейшие групповые проекты.

В 3- 4  классах –  более сложные индивидуальные  проекты, самостоятельно подготовленные инсценировки  отрывков  художественных произведений.

На уроках ОПК  дети с интересом пишут мини-сочинения.

Быть милосердным – это быть добрым, помогать людям и животным, совершать хорошие поступки, обращаться к врагу как к другу… (Сукиасян Роза)

Рецепт счастья:

Капля любви, ложечка счастья, одна улыбка, слёзы радости, немного тепла и добрых слов - вот и рецепт готов.  (Гориздра Ирина)

Зависть – это плохое чувство, но многие ему поддаются. Испытывать чувство зависти, значит портить себя изнутри. Нужно всячески пытаться избавиться  от зависти. С ней на сердце очень тяжело.  (Усенко Владислав)

Согласитесь, достаточно глубокие суждения для четвероклассников.

С учениками своего класса  я стараюсь больше путешествовать. Считаю, что все наши поездки – это тоже очень яркие образы, которые способствуют развитию детей.  За три года учёбы мы посетили Ростовский зоопарк, мемориал «Змиёвская балка», Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Атаманский дворец и Воскресенский собор в станице Старочеркасской. После экскурсий  и проведённых в классе мероприятий дети с удовольствием пишут заметки в школьную газету, рассказывая о своих впечатлениях.

Мои ученики ежегодно участвуют в школьной практической конференции  (секция «Краеведение») и  занимают призовые места.

Активно принимают участие  в Международных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах: «Русский мир в православной культуре», « Русский медвежонок», «Эму-эрудит», « Мир вокруг нас», «Знайки»,  «Калейдоскоп» и др.

Я считаю, что применение этой технологии способствует  приближению моих учеников  к модели выпускника начальной школы, у которого  идёт  формирование  следующих компетенций: информационная, коммуникативная, социальная, социокультурная, самообразовательная.

Технология  построения урока на образно-эмоциональной основе тесно взаимосвязана с методом проектов, методом смыслового чтения, технологией развития критического мышления, проблемного обучения. Результатом применения в моей работе этой технологии являются  достижения  и успехи моих учеников, которые  умеют работать с информацией, выделять главное, сотрудничать в команде, успешно адаптироваться в новой социальной ситуации, осознавать себя гражданами нашего государства, понимать важность самообразования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Региональный этап конкурса «Учитель года Дона – 2016» Конкурсное задание «Методическое объединение» Технология построения урока на образно-эмоциональной основе в начальной школе Автор: Татьяна Ивановна Малышева, учитель начальных классов МБОУ Конзаводской СОШ Зерноградского района. Стаж : 22 года, высшая квалификационная категория 2016 год

Слайд 2

Технология построения урока на образно-эмоциональной основе. Педагоги и психологи, которые внесли вклад в развитие данной технологии: - Л.С. Выготский - А.Н. Леонтьев - С.Л. Рубенштейн - Д. Б. Эльконин - Н.Г. Осадченко - В.Т. Фоменко

Слайд 3

Цели технологии: - образно-эмоциональное развитие личности школьника; - раскрытие личностных смыслов учащихся в обучении; мотивация учеников на выполнение успешной учебной деятельности; создание системы ценностных ориентаций учащихся; сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Слайд 4

Смысл данной технологии заключается в следующем: 1. Предъявление учащимся образа (художественного, литературного, музыкального, когнитивного и др.) посредством образно-эмоциональной психолого-дидактической ситуации. 2. Введение теоретических знаний, представленных в схематических образах; создание проблемной ситуации с использованием предъявленных образов; организация исследовательской деятельности учащихся, направленной на анализ и взаимодействие этих образов; 3. Обсуждение результатов деятельности учащихся, выдвижение ими собственных образов.

Слайд 5

1 класс 2 класс

Слайд 6

3 - 4 классы

Слайд 7

На уроках ОПК «Мини-сочинения»: «Рецепт счастья», «Что значит быть милосердным?», «Мои добрые дела» Быть милосердным – это быть добрым, помогать людям и животным, совершать хорошие поступки, обращаться к врагу как к другу… ( Сукиасян Роза) Рецепт счастья: Капля любви, ложечка счастья, одна улыбка, слёзы радости, немного тепла и добрых слов - вот и рецепт готов. ( Гориздра Ирина) Зависть –это плохое чувство, но многие ему поддаются. Испытывать чувство зависти, значит портить себя изнутри. Нужно всячески пытаться избавиться от зависти. С ней на сердце очень тяжело. (Усенко Владислав)

Слайд 11

2014 год – Гориздра Ирина, работа «Память не знает забвенья» - 1 место 2015 год – Усенко Александр, Усенко Владислав, работа «России верные сыны» - 2 место. 2016 год – Подскребалин Александр, работа «Трудовая династия семьи Подскребалиных » - 2 место; Жданов Эдуард, работа «Наполнив музыкой сердца» – 1 место. Школьная конференция (секция «Краеведение»)

Слайд 12

Достижения моих учеников

Слайд 13

Достижения моих учеников



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района имени Героя России Зозули А.С.

Мастер-класс

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»

(Районное  методическое объединение учителей начальных классов)

Подготовила: Малышева Т.И.,

учитель начальных классов.

2017-2018 учебный год

Тема: Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе.

Цель: познакомить с активными методами обучения, которые можно применять на разных этапах урока в начальной школе.

Все мы знаем, что Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования. Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию в обществе. Стандарт ориентирован не на воспроизведение и накопление академических знаний, а на умении их применять, ведь компетентность ещё называют «знанием в действии».                                                                      

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Что же мы понимаем под активными методами обучения,  и  какие образовательные задачи они решают?                                                  

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.                                             Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

-формирование положительной учебной мотивации;

-повышение познавательной активности учащихся;

-активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

-стимулирование самостоятельной деятельности;

-развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

-эффективное усвоение большого объема учебной информации;

-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

-развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

-раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и  определение условий для их проявления и развития;

-развитие навыков самостоятельного умственного труда;

-развитие универсальных навыков.

Активные методы обучения  строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. 

Активные методы обучения  характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1.    Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2.    Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3.    Организации релаксации и подведения итогов.

4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).    

Хочу познакомить вас с методами, которые я использую на своих уроках и внеклассных мероприятиях.

Для эмоционального настроя на урок я использую метод «Подари улыбку» ребятам предлагается улыбнуться и подарить друг другу  хорошее настроение, что мы с вами и сделали в начале нашего разговора.  Можно использовать метод «Поздоровайся глазами».     

При проверке домашнего задания или дискуссии использую метод «Светофор». Дети поднимают красную или зелёную карточки «согласен – не согласен». 

Для самоопределения к деятельности можно использовать методы «Кинозал», «Шифровальщики», «Инфо-угадайка», «Мозговой штурм». Такие методы позволяют детям самостоятельно определить тему урока и впоследствии сформулировать цели. 

При организации    работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!   Для работы    над темой урока используется  метод «Ульи» - обсуждение в группах.

Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Творческая мастерская».

При обобщении знаний  или изучении словарных слов в 3-4 классах можно использовать метод «Написание синквейна».

Завершить урок можно используя методы «Ромашка» (дети отрывают с ромашки лепесток и отвечают на вопросы по теме урока) и «Игровой круг»               (ученики становятся в круг и задают друг другу вопросы по теме урока).

Работа с коллегами

Метод «Инфо-угадайка»

На слайде №1фото городов  (Сочи, Азов, Волгоград, Казань, Краснодар)

-Что объединяет эти фотографии? (это города)

-Почему решили, что  это города? (отвечают)

Метод «Кинозал»

Сейчас я предлагаю вам совершить небольшую  виртуальную экскурсию в небольшой  городок.

  • видеоролик  о Зернограде  

 - О каком городе был видеоролик?

 -Как вы думаете, почему городу дали такое название? (Город зерна)

Учитель: Зерноград – город,   название которого отражает его лицо. Это один из тех городов страны, в котором соседствуют хозяйства, выращивающие высокие урожаи зерна.  

-О чём же будем говорить сегодня на  уроке? (отвечают) (слайд №2)

-Какую цель поставим на уроке? (узнать, как появляются у городов названия, познакомиться с достопримечательностями некоторых городов).

Метод «Ульи»

-А  как вы думаете, как давали названия городам?

-Сегодня на уроке вы будете  учёными – историками. Вам предстоит непростая задача. Работать будете в группах.

(Детям раздаются «кейсы»: план работы группы, текст о городе, карточка для заполнения ответов, карта России)

1. Прочитать текст.

2.Ответить на вопросы к тексту, заполнив карточку:

1.Название города.

2.Год основания города.

3. Кем основан город.

4. Достопримечательности города.

5.Попробуйте объяснить название города.

3.Показать город,  о котором читали на карте, рассказать о нём.

Москва, Ростов-на-Дону, Санкт- Петербург.

Метод «Инфо-карусель» (выступление групп)

- Так как же города получали свои названия? (выступление группы аналитиков)

-Какой город был назван по имени святого?

-Название, какого города отражало местоположение?

Метод «Творческая мастерская»

- Сейчас мы поговорили с вами о разных городах.  Согласны ли вы со мной, что  каждый город имеет свои особенности, даже можно сказать, свой характер? Для каждого человека свой, родной город самый любимый и особенный. Я вам предлагаю творческое задание – нарисовать город своей мечты. Но, ведь веселее жить и работать в коллективе и поэтому работать вы будете в тройках. Итак, задание: нарисовать  «Город моей мечты», дать ему название и представить свою работу.

                          *На фоне песни Гребенщикова «Город золотой»

Участники  представляют проекты.

Метод «Игровой круг» (участники встают в круг и задают друг другу вопросы по теме урока).

Выводы: Уроки  и мероприятия с использованием активных методов обучения интересны учащихся.  Они укрепляют мотивацию к обучению и развивают наилучшие стороны ученика.

Но внедрять в урок игровые методы следует в соответствии с возрастом обучающихся и индивидуальными особенностями своего класса.

Применять данные методы не обязательно все на одном уроке.

На уроках создаётся рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и разработки уроков-экскурсий по предмету «Естествознание» в начальной школе.

В  своей педагогической  работе   я большое внимание уделяю экскурсиям. Мною разработаны  уроки – экскурсии, на основе закона периодичности в природе.Цель этих уроков – ...

Использование интернет- технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Статья - I выездная конференция ЦДО "Снейл" "Дистанционные мероприятия как средство реализации ФГОС"...

Доклад на ШМО по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы в начальной школе»

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы  в начальной школеИгровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра ос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данная статья знакомит с работой на интерактивной доске SmartNotebook;проектом«1 младший школьник: 1 ноутбук»....

Проблемно-диалогическая технология на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Работая по УМК  “Школа России”, я использую в работе технологию проблемно-диалогического обучения. Значимость этой технологии трудно переоценить. Мне импонирует, что она по...

Педагогический опыт. Тема"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"

В презентации представлены: концепция опыта, актуальность и направления здоровьесбережения на уроках и во внеурочное время....