«Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности младших школьников»
статья (1 класс) на тему

Танайлова Ирина Алексеевна

Методическая разработка посвящена определению основных функций ИКТ - технологий и важности их формирования. Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_tehnologii.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности младших школьников»

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
    Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
    Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
    О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербальнологическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.


    Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего на уроке.
    Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
• Повысить мотивацию обучения;
• Повысить эффективность процесса обучения;
• Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
• Совершенствовать методики проведения уроков;
• Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
• Планировать и систематизировать свою работу;
• Использовать как средство самообразования;
• Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).


Основные направления информатизации начального образования.
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
• Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.;
• Проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
• Осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.


   
Возможности использования ИКТ в начальной школе.
    Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!»
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должны быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;
• Использование готовых программных продуктов;
• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;
• Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
• Создание текстовых работ;
• Обобщение методического опыта в электронном виде.

Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
    Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

 Использование ИКТ на различных этапах уроках:
• Подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
• Усвоение новых знаний;
• Закрепление новых знаний;
• Подведение итогов урока;
• Домашнее задание;


Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
• Усвоить базовые знания по предмету;
• Систематизировать усвоенные знания;
• Сформировать навыки самоконтроля;
• Сформировать мотивацию к учению в целом;
• Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

    Можно выделить следующие особенности данной технологии:
1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;
2. с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
3. во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено;
4. повышение уровня использования наглядности на уроке;
5. повышение производительности урока;
6. установление межпредметных связей;
7. преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
8. изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Сегодня я бы хотела представить вашему вниманию результаты моей работы по использованию информационных компьютерных технологий и интернет ресурсов в учебном процессе. Этими технологиями я заинтересовалась несколько лет назад. Сильный толчок для дальнейшей работы с  ними дало мне  участие в конкурсе  педагогического мастерства «It -activity». Я узнала  много о педагогических сообществах, членом которых теперь являюсь, познакомилась со многими интересными серверами, научилась создавать интересные игрушки и комиксы. Теперь всё это я использую на уроках, во внеурочной деятельности  и учу тому, что знаю   своих учеников.

На уроках технологии в четвёртом классе отводится немного времени на информатику. Эти уроки я использовала для обучения учащихся  компьютерным технологиям.

Теперь мои ученики умеют:

  1. Работать  с документами World: 

а) создавать, копировать и сохранять документ,

б) работать с разным размером и цветом шрифта, заливки,

в) создавать красивые рамочки для  украшения напечатанного документа,

г) вставлять картинки и фотографии

     2.  Работать с презентацией  Power Point:

           а)создавать презентацию из нескольких слайдов,

           б) вставлять информацию из Интернет-ресурсов,

           в) вставлять картинки и фотографии ,

           г) настраивать анимацию,

           д) вставлять в презентацию звук

     3. Создавать игрушки с помощью сервера Classtools.net:

         а)дети с удовольствием создают дидактические игры по математике и

            русскому  языку, чтению и окружающему миру

     4. У  учеников класса есть свои почтовые ящики.

          Для разнообразия форм проведения урока и домашнего задания периодически ученики  получают задание  в почтовый ящик. Такая форма выполнения им очень нравится.

    5. Творческой группой класса создан  БЛОГ КЛАССА

        Просмотреть его можно по адресу http://ir1na.blogspot.com/

         В  БЛОГЕ  представлена информация о школе, о нашем классе, сочинения детей, фантазии, мечты, с помощью альбома PotoPeach  создана презентация «Умелые ручки»,  для проведения дистанционной формы домашних заданий есть ссылочки на сайт Google.

В дальнейшем я планирую:

  • продолжить начатую работу с БЛОГОМ,
  • познакомить ребят с сервером Toondo для создания комиксов,
  • познакомить с сервером PotoPeach для создания творческих работ

Итак, подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что

Ипользование ИКТ и Интернет-ресурсов позволяет проводить уроки:

  • На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
  • Обеспечивает наглядность.
  • Привлекает большое количество дидактического материала.
  • Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.
  • Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).
  • Повышает качество знаний
  • Продвигает ребёнка в общем развитии и вносит радость в его жизнь
  • Помогает преодолеть трудности
  • Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения –

                                                         повышение уровня знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.

Здоровьесберегающая технология включает в себя всё, что касается жизни ребёнка, начиная с того, как он спал, что он ел, в каком настроении, состоянии он пришёл в школу, вся его деятельность в те...

"Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий"

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта ста...

Статья "Цели использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности младших школьников"

     Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной ...

Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

Учебный предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: «Правописание слов с разделительными ь и ъ».Урок № 1Цель: формирование умения писать слова с разделительными ь и ъ.Планируемые результаты:Личностные: –...

Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

Индивидуальный  проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»...

Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельн...

Индивидуальный проект мультимедийного урока: «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

1. Русский язык2. Класс 43. Тема урока: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. Урок 38.          4. Цель:...