Рабочая программа по ВД "Истоки".
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Мои истоки» составлена в соответствии предлагаемой программой совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoki.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотьковская начальная общеобразовательная школа № 3»
УТВЕРЖДАЮ
Директор: _____________ Т.В.Туйкина
_____________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Истоки»
для 2 «А» класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель: С. В.Печенкина
учитель начальных классов
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Мои истоки» составлена в соответствии предлагаемой программой совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)
Курс «ИСТОКИ» разработан на основе социокультурного системного подхода, что обеспечивает преподавателя:
* знаниями по развитию управленческих и коммуникационных способностей, эффективными стратегиями образования;
* социокультурным инструментарием;
* активными формами обучения и воспитания;
* действенными составляющими социокультурного присоединения и социокультурных связок;
* технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, мышление, чувствование ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию;
* действенными способами вознаграждения и показателями качества социокультурного образования;
* знаниями по развитию первоначальных социокультурных ценностей.
Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).
Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Технологичность процесса – это гарантированность конечного результата образовательной деятельности. В основе методики лежат технологии эффективного обучения (истоковская педагогическая технология), являющиеся результатом взаимодействия социокультурных технологий и традиционных педагогических технологий, имеющегося педагогического опыта учителя.
Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека.
Постепенно, шаг за шагом учитель присоединяется к психическим функциям восприятия, мышления, впечатления, развивает их. Важно, чтобы это присоединение было последовательным.
В результате использования социокультурных технологий у детей появляется способность работать результативно, открываются неограниченные возможности учащихся в самоутверждении.
Общие цели предмета:
Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.
Описание места курса в учебном плане
Духовно-нравственное направление по внеурочной деятельности во втором классе представлено кружком «Мои истоки».
Второй класс работает по Базисному учебному плану 2013 года. По Базисному учебному плану на предмет «Истоки» предусмотрено 1 час в неделю (34 часа в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2013-2014учебный год.
Поэтому в авторскую программу изменения не внесены.
Содержание учебного предмета
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока – «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Родной очаг (10 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (7 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря?Море – конец света? Тайны моря.Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.
Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
Примерная тематика творческих работ:
Мини-сочинение по пословице «Доброе имя накапливается по капельке, а уносится потоком»
Сочинение – рассуждение «Что значит дорожить доброй молвой о семье»
мини-сочинение «Малая родина моих родителей»
мини-сочинение «Что бы вы хотели изменить в своем городе?»
Сочинение – рассуждение «Какие качества раскрывает в человеке путь-дорога?»
Сочинение – рассуждение Почему ярмарки сближают людей?
Нарисовать обложку любимой книги.
Планируемые результаты
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Реализация социокультурной технологии дает возможность эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению понятий и категорий курса, обеспечивает целостное развитие восприятия, мышления, чувствования, духовности и других высших психических функций индивидуума. Данная технология – ответ на вопрос: «Как перевести учительское наставление во внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок захотел поступить так, как советует педагог?»
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел: «Родной очаг» | |||
1 | Вводный урок «Истоки» | ||
2 | Имя | ||
3 | Семья | ||
4 | Семья | ||
5 | Род | ||
6 | Дом | ||
7 | Дом | ||
8 | Деревня | ||
9 | Город | ||
10 | Обобщаю-щий урок «Родной очаг» | ||
Раздел: «Родные просторы» | |||
11 | Нива и поле | ||
12 | Лес | ||
13 | Река | ||
14 | Море – океан | ||
15 | Море – океан | ||
16 | Путь – дорога | ||
17 | Путь – дорога | ||
18 | Обобщение по теме «Родные просторы» | ||
Раздел: «Труд земной» | |||
19 | Сев и жатва | ||
20 | Братья меньшие | ||
21 | Ткачихи-рукодельницы | ||
22 | Ткачихи-рукодельницы | ||
23 | Мастера – плотники | ||
24 | Кузнецы – умельцы | ||
25 | Ярмарка | ||
26 | Обобщение по теме «Труд земной» | ||
Раздел: «Труд души» | |||
27 | Слово | ||
28 | Сказка | ||
29 | Песня | ||
30 | Праздник | ||
31 | Книга | ||
32 | Икона | ||
33 | Храм | ||
34 | Обобщение |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
1. Учебник «Истоки» 2 класс А.В. Камкин
2.Рабочая тетрадь 2 класс (1,2 часть)Авторы: В.С. Воронцова, М.Ю. Дудкина
3.Истоковедение, том 1, 8. Издательский дом «Истоки», 2007 год
4. Методика преподавания предмета, О.А. Бандяк
5. Методическое пособие «Активные формы обучения - 2», Воронцова, М.Ю. Дудкина
6. «Программа для начальной школы», 2 класс составитель А.В. Камкин,
Дополнительная литература для учащихся
- В. Белов «Лад»
- Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
- История русского быта
Дополнительная литература для учителя
- Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
- Истоковедение, тома 2, 5, 8, 9. Издательский дом «Истоки», 2007 год
- История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997
- Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005
- Иконография Богородицы
- История русского быта
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от ___________.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ___________
Макарова О.А.
______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...