УУД в системе Эльконина -Давыдова
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Универсальные учебные действия в системе Эльконина-Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_v_sisteme.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия
в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Учитель Мусатова Н.К
Чтобы у младших школьников (а затем и
у школьников старших классов) форми-
ровалась полноценная учебная деятель-
ность, они должны сстематически ре-
шать учебные задачи.
(В.В.Давыдов)
Результат учебной деятельности, в кото-
рой происходит усвоение научных поня-
тий, - прежде всего изменение самого уче
ника, его развитие. В общем виде можно
сказать, что это изменение есть приобре-
тение ребёнком новых способностей, т.е.
новых способов действий с научными по-
нятиями.
(Д.Б.Эльконин)
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признаётся неактуальным. Современные стандарты образования прямо указы-
вают на это: «Конец 20-21 века требует от образованных людей та-
ких способностей, как способность самостоятельно ориентировать-
ся во всех видах обширной информации, способность решать много
численные задачи производственного и гражданского поведения». Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодня-
шнего ученика самостоятельного мышления, возможности разбира-
ться в ситуации и находить рациональное решение.
Ребёнок, посещающий школу и аккуратно выполняю-
щий предписания учителя и домашние задания, не в состоянии спра
виться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, т.к. прежде всего он формируется как исполнитель, вооружённый некоторой суммой знаний. Задачей современной школы должнотстать форми-
рование человека, совершенствующего самого себя, способного са-
мостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, нахо-
дить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого
слова. Это задача, посильная для школы.
Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давы-дова, как никакая другая, способна решить новые задачи, поставлен
ные перед российским образованием, - в первую очередь обеспе-
чить условия для развития ребёнка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воз-
действий учителя). А именно так и формулируются задачи началь-
ного образования в Федеральном государственном стандарте обще-
го образования. Субъект-человек, умеющий учить себя, сам опреде- лять границы своего знания (незнания) и сам находить средство рас
ширить границы известного, доступного. В качестве непосредствен
ной основы развития школьников рассматривается учебная деятель
ность. Что нужно делать для того, чтобы ребёнок стал субъектом учения? Чему и как его учить?
Для этого необходимо начинать обучение не с ус-
воения способов решения разнообразных частных задач, а с овладе
ния общим принципом решения задач определённого класса на самых начальных этапах обучения. Поэтому содержанием обучения является система научно-теоретических понятий. Изменение со-
держания ведёт за собой изменение методов обучения. Научные по-
нятия не могут быть даны в готовом виде, их невозможно переска-
зать, они могут быть открыты только в поисково-исследовательс-
кой деятельности. Любое исследование по своей природе коллектив
но. Вся работа в классе выстраивается через организацию коллекти-
вно- распределённой деятельности. Основная форма работы – учеб-
ный диалог. Центральной фигурой является ученик. Учитель вклю-
чается в поиск не как руководитель, а как равноправный участник.
Если удалось сформировать учебную деятельность у младших школьников, тогда на выходе мы получим познаватель-
ные интересы, высокую произвольность процессов памяти и внима-
ния, умение доказывать, рассуждать, бескорыстное отношение к знанию. Дети учатся не ради отметок. Они испытывают наслажде-
ние от самого процесса анализа вещей и их происхождения.
Результаты обучения, согласно новому ФГОС нача-
льного общего образования, носят интегративно-деятельностный ха
рактер. В соответствии с целями основной образовательной про-
граммы результаты образования шк-в, обучающихся по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, представляются через:
- предметные грамотности (предметные результаты);
- универсальные учебные действия, лежащие в основании ключе-
вых компетентностей, которые проявляются в умении учиться,
в учебном сотрудничестве, в информационной грамотности;
- социальный опыт (личностные результаты).
Универсальные учебные действия и социальный опыт как
основы ключевых компетенции 1 кл.
Учебная компетентность (образовательная) | Компетентность Взаимодействия (коммуникаии) | Информационная компетентность | Социальный опыт |
1 | 2 | 3 | 4 |
- осуществлять контроль за свои ми действиями и результатом по заданному образцу ; - производить самооценку и оце нку действий другого челове- ка на основе заданных крите- риев; - отличать оценку личности от оценки действия; - сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определят свои предметные «дифициты»; - выполнять задание на основе заданного алгоритма; - задавать «умный» вопрос взро слому или сверстнику; - отличать известное от неизве- стного в специально создан- ной ситуации учителем; - указывать в недоопределённой ситуации, каких знаний и уме- ний не хватает для успешного действия; - совместно с другими (в т.ч. с родителями) отбирать учебый материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы. | - использовать спе- циальные знаки при организации коммуникации ме- жду учащимися; - инициировать «ум ный» вопрос к взрослому и свер стнику; - различать оценку действия и оценку личности; - договариваться и приходить к обще му мнению внут- ри малой группы, учитывать разные точки зрения внут ри группы; - строить полный ответ на вопрос учителя, аргумен- тировать своё сог- ласие (несогласие с мнениями участ ников учебного диалога.
| - формулировать по- исковый запрос и выбирать способы получения инфор- мации; - проводить самосто ятельные наблюде ния; - формулировать во просы к взросло- му с указанием на недостаточность информации или своё непонимание информации; - находить в сообще нии информацию в явном виде; - использовать зна- ково-символичес- кие средства пред ставления инфор- мации для созда- ния моделей изуча емых объектов и процессов, схем решения учебных и практических за дач; - использовать прог рамный комплекс КОД для получе- ния необходимой информации и ус- тановления комму никации с др. субъ ектами образоват. процесса; - определять глав- ную мысль текста; находить незнако- мые слова, составл. простой план текс- та для пересказа; ра ссказывать текст по плану. | - владеть развитыми фор- мами игровой деят-сти; удерживать свой замы- сел, согласовывать его с партнёрами по игре; воплощать в игровом действии; удерживать правило и следовать ему, создавать и вопло- щать собственные твор ческие замыслы; - организовывать рабочее место, планировать ра- боту и соблюдать тех- нику безопасности для разных видов деятель- ности первоклассника; - руководствоваться выра ботанными правилами жизни в классе; - определять по вербаль- ному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно ре- агировать; - управлять проявления- ми своих эмоций.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Примерное тематическое планирование по математике (автор: Александрова Э.И.) в 3 классе по программе Эльконина - Давыдова. ...
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" (авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева) в 3 классе, система Эльконина - Давыдова....
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Примерное тематическое планирование по литературному чтению (автор Е.И.Матвеева)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...
Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс
Примерное тематическое планирование по русскому языку (автор Репкин В.В.)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...
Тематическое планирование по литературному чтению (послебукварный период) в 1 классе по Матвеевой (система Эльконина-Давыдова)
Тематическое планирование по учебнику Матвеевой "Литературное чтение" для 1 класса...
Итоговая контрольная работа по математике 1 класс образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой
Итоговая контрольная работа по математике 1 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....
Урок в системе РО. Система Эльконина-Давыдова
«Извлек уроки» — так говорят об осмыслении своего поведения в ситуации. Человек движется по жизни, извлекая уроки из своих ошибок — или не извлекая, и тогда мы говорим: «он так ничему и не научился»....