УУД в системе Эльконина -Давыдова
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Мусатова Наталья Константиновна

Универсальные учебные действия в системе Эльконина-Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_v_sisteme.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Универсальные учебные действия

     

в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова                    

                                            Учитель             Мусатова Н.К

                                              Чтобы у младших школьников (а затем и

                                               у школьников старших классов) форми-

                                               ровалась полноценная учебная деятель-

                                               ность, они должны сстематически ре-

                                               шать учебные задачи.

                                                                           (В.В.Давыдов)

                                             

                                                                           

                           

                                             Результат учебной деятельности, в кото-

                                             рой происходит усвоение научных поня-

                                             тий, - прежде всего изменение самого уче

                                             ника, его развитие. В общем виде можно

                                             сказать, что это изменение есть приобре-

                                             тение ребёнком новых способностей, т.е.

                                             новых способов действий с научными по-

                                             нятиями.

                                                                                 (Д.Б.Эльконин)

                 Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признаётся неактуальным. Современные стандарты образования прямо указы-

вают на это: «Конец 20-21 века требует от образованных людей та-

ких способностей, как способность самостоятельно ориентировать-

ся во всех видах обширной информации, способность решать много

численные задачи производственного и гражданского поведения». Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодня-

шнего ученика самостоятельного мышления, возможности разбира-

ться в ситуации и находить рациональное решение.

                      Ребёнок, посещающий школу и аккуратно выполняю-

щий предписания учителя и домашние задания, не в состоянии спра

виться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, т.к. прежде всего он формируется как исполнитель, вооружённый некоторой суммой знаний. Задачей современной школы должнотстать форми-

рование человека, совершенствующего самого себя, способного са-

мостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, нахо-

дить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого

слова. Это задача, посильная для школы.

                       Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давы-дова, как никакая другая, способна решить новые задачи, поставлен

ные перед российским образованием, - в первую очередь обеспе-

чить условия для развития ребёнка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воз-

действий учителя). А именно  так и формулируются задачи началь-

ного образования в Федеральном государственном стандарте обще-

го образования. Субъект-человек, умеющий учить себя, сам опреде- лять границы своего знания (незнания) и сам находить средство рас

ширить границы известного, доступного. В качестве непосредствен

ной основы развития школьников рассматривается учебная деятель

ность. Что нужно делать для того, чтобы ребёнок стал субъектом учения? Чему и как его учить?

                              Для этого необходимо начинать обучение не с ус-

воения способов решения разнообразных частных задач, а с овладе

ния общим принципом решения задач определённого класса на самых начальных этапах обучения. Поэтому содержанием обучения является система научно-теоретических понятий. Изменение со-

держания ведёт за собой изменение методов обучения. Научные по-

нятия не могут быть даны в готовом виде, их невозможно переска-

зать, они могут быть открыты только в поисково-исследовательс-

кой деятельности. Любое исследование по своей природе коллектив

но. Вся работа в классе выстраивается через организацию коллекти-

вно- распределённой деятельности. Основная форма работы – учеб-

ный диалог. Центральной фигурой является ученик. Учитель вклю-

чается в поиск не как руководитель, а как равноправный участник.

                           Если удалось сформировать учебную деятельность у младших школьников, тогда на выходе мы получим познаватель-

ные интересы, высокую произвольность процессов памяти и внима-

ния, умение доказывать, рассуждать, бескорыстное отношение к знанию. Дети учатся не ради отметок. Они испытывают наслажде-

ние от самого процесса анализа вещей и их происхождения.

                           Результаты обучения, согласно новому ФГОС нача-

льного общего образования, носят интегративно-деятельностный ха

рактер. В соответствии с целями основной образовательной про-

граммы результаты образования шк-в, обучающихся по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, представляются через:

-     предметные грамотности (предметные результаты);

-     универсальные учебные действия, лежащие в основании ключе-

       вых компетентностей, которые проявляются в умении учиться,  

       в   учебном сотрудничестве, в информационной грамотности;

   -  социальный опыт (личностные результаты).

Универсальные учебные действия и социальный опыт как            

                основы ключевых компетенции                                1 кл.

Учебная компетентность

  (образовательная)

Компетентность

Взаимодействия

(коммуникаии)

Информационная

компетентность

          Социальный

                 опыт

                       1

              2

             3

                4

-  осуществлять контроль за свои

    ми действиями и результатом

    по заданному образцу ;

-   производить самооценку и оце

    нку действий другого челове-

    ка на основе заданных крите-

    риев; 

-   отличать оценку личности от

    оценки действия;

-   сопоставлять свою оценку с

    оценкой педагога и определят

    свои предметные «дифициты»;

-   выполнять задание на основе

    заданного алгоритма;

-   задавать «умный» вопрос взро

    слому или сверстнику;

-   отличать известное от неизве-

    стного в специально создан-

    ной ситуации учителем;    

-   указывать в недоопределённой

    ситуации, каких знаний и уме-

    ний не хватает для успешного

    действия;

-   совместно с другими (в т.ч. с

    родителями) отбирать учебый

    материал и планировать его

    выполнение в ходе домашней

    самостоятельной работы.           

-   использовать спе-

    циальные знаки

    при организации

    коммуникации ме-

    жду учащимися;

-   инициировать «ум

    ный» вопрос к

    взрослому и свер

    стнику;

-   различать оценку

    действия и оценку

    личности;

-   договариваться и

    приходить к обще

    му мнению внут-

    ри малой группы,

    учитывать разные

    точки зрения внут

    ри группы;

-   строить полный

    ответ на вопрос

    учителя, аргумен-

    тировать своё сог-

    ласие (несогласие

    с мнениями участ

    ников учебного

    диалога.

   

-   формулировать по-

     исковый запрос и

     выбирать способы

     получения инфор-

     мации;

-    проводить самосто

     ятельные наблюде

     ния;

-    формулировать во

     просы к взросло-

     му с указанием на

     недостаточность

     информации или

     своё непонимание

     информации;

-    находить в сообще

     нии информацию

     в явном виде;

-    использовать зна-

     ково-символичес-

     кие средства пред

     ставления инфор-

     мации для созда-

     ния моделей изуча

     емых объектов и

     процессов, схем

     решения учебных

     и практических за

     дач;

-    использовать прог

     рамный комплекс

     КОД для получе-

     ния необходимой

     информации и ус-

     тановления комму

     никации с др. субъ

    ектами образоват.

    процесса;

-   определять глав-

    ную мысль текста;

    находить незнако-

    мые слова, составл.

   простой план текс-

   та для пересказа; ра

   ссказывать текст по

   плану.

-   владеть развитыми фор-

    мами игровой деят-сти;

    удерживать свой замы-

    сел, согласовывать его  

    с партнёрами по игре;

    воплощать в игровом

    действии; удерживать

    правило и следовать

    ему, создавать и вопло-

    щать собственные твор

    ческие замыслы;

-   организовывать рабочее

    место, планировать ра-

    боту и соблюдать тех-

    нику безопасности для

    разных видов деятель-

    ности первоклассника;

-   руководствоваться выра

    ботанными правилами

    жизни в классе;

-   определять по вербаль-

    ному и невербальному

    поведению состояние

    других людей и живых

   существ и адекватно ре-

    агировать;

-   управлять проявления-

    ми своих эмоций.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Примерное тематическое планирование по математике (автор: Александрова Э.И.) в 3 классе по программе Эльконина - Давыдова. ...

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" (авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева) в 3 классе, система Эльконина - Давыдова....

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Примерное тематическое планирование по литературному чтению (автор Е.И.Матвеева)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Примерное тематическое планирование по русскому языку (автор Репкин В.В.)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Урок в системе РО. Система Эльконина-Давыдова

«Извлек уроки» — так говорят об осмыслении своего поведения в ситуации. Человек движется по жизни, извлекая уроки из своих ошибок — или не извлекая, и тогда мы говорим: «он так ничему и не научился»....