Тематическое планирование по развитию речи (окружающий мир) чтению 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету развитие речи (окружающий мир) для 4класса на 2013 – 2014 учебный год разработана
на основе государственной программы общеобразовательных учреждений.
Начальные классы (1-4), в двух частях, часть 2. Министерство образования РФ, 2002г. Издательство «Просвещение», 2002г. Автор А.А.Плешаков.
и ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ для детей С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы V вида, рассчитана на 1год обучения и является программой начального уровня обучения.
Предполагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование, развитие и активизация словарного запаса, т. е. развитие лексической основы речи;
- практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
- обучение связной речи (устной и письменной);
- восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой.
Решаемые задачи курса позволяют достичь целей курса:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества окружающему миру;
- формирование и совершенствование у обучающихся с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учетом их взаимодействия.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и опирается на их содержание.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
Программа Плешакова А.А. | Рабочая программа | ||
1 | Земля и человечество | 10 | 10 |
2 | Природа России | 10 | 10 |
3 | Родной край — часть большой страны | 14 | 14 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 | 5 |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | 20 |
6 | Страницы истории Отечества | 9 | 9 |
Программа школ V вида | |||
7 | Наша Родина | 10 | 5 |
8 | Осень | 8 | 2 |
9 | Жизнь рабочих и крестьян до и после Великой Октябрьской социалистической революции. Гражданская война | 10 | 2 |
10 | Пионер готов к борьбе за ленинское дело | 10 | 5 |
11 | Пришла волшебница-зима | 8 | 2 |
12 | Советские люди строят новую жизнь | 10 | 3 |
13 | О дружбе и товариществе | 8 | 3 |
14 | О героизме советских людей | 8 | 3 |
15 | Весна | 8 | 2 |
16 | Лето | 4 | 2 |
17 | Советские праздники и знаменательные даты | 18 | 5 |
Итого | 166 | 102 |
Логика изложения и содержание авторской программы по окружающему миру сохранена, по программе по развитию речи сокращёно количество часов из-за сокращения часов по учебному плану и совпадению отдельных тем с содержанием программы по окружающему миру.
Отличительными чертами данного курса являются:
- сочетание в программе курса двух учебных предметов (развитие речи и окружающий мир);
- соединение в равной мере природоведческих, обществоведческих, исторических знаний и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях;
- каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель — наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать проявления речевой патологии;
- одним из направлений является работа по углублению социализации обучающихся на основе обогащения их связей с окружающим миром.
В программе дается тематика для уроков, предусматривающая уточнение и накопление конкретных представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях, с которыми учащиеся сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природными явлениями и общественной жизнью, с трудом и отношением к труду, а также обобщение нравственно опыта детей, их поведения, любви к родному краю, Родине.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является особенность развития детей с ТНР, изменение характера их взаимодействия с окружающим миром. У учащихся отмечается недостаточность представлений об окружающей действительности, бедность личного практического опыта, трудности в анализе природных и социальных явлений, переносе знаний в другие ситуации. В результате этого ребёнку трудно определиться в социуме, занять достойное положение в системе межличностных отношений. Контингент учащихся неоднороден по уровню интеллектуального и речевого развития, сформированности таких процессов, как восприятие, внимание, мышление. В связи с этим программа курса направлена не только на формирование знаний, но и имеет коррекционную направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики. Включает коррекцию мыслительной деятельности, других психических процессов, коррекцию развития личности. Позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В связи со спецификой развития навыков социального взаимодействия обучающихся школы объективно мотивированным представляется усиление социального аспекта. Программа призвана оказать обучающимся содействие в определении и коррекции отношения к самим себе, помочь понять свои возможности, убедиться в наличии потенциальных способностей. Обучение на уроке происходит путем специальной организации речевой практики и использования речевых упражнений, направленных на восполнение лексико-грамматических обобщений в качестве исходной основы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность детей. Большое внимание следует уделять словарной (лексической) работе. Упражнения носят практический характер. Отбор словаря связывается непосредственно с темой ypoка. Слова включаются в тематический словарь, который подлежит усвоению. В словарной работе должен использоваться и тот речевой материал, который учащиеся приобретают самостоятельно. Поэтому наряду с накоплением словарного запаса большое значение имеет постепенное углубление и расширение содержания уже знакомых детям слов. Для того чтобы слово закрепилось в речи и учащиеся научились активно его использовать, необходимо создавать в процессе обучения условия для частого его употребления. С этой целью организуются различные предметные ситуации с определенным подбором наглядно-дидактического, игрового, иллюстративного материала, способствующего уточнению и активизации словаря, вовлечению его в речевое общение. Эта работа должна подвести учащихся к правильному употреблению слов по смыслу и по возможности к отчетливому их произношению. При изучении той или иной темы следует обращать внимание детей на те родственные слова, которые в ней встречаются.
Одновременно с уточнением лексического значения слова должно усваиваться и его грамматическое оформление. В программе предусматривается систематическая работа по развитию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которые вступают слова между собой в предложениях различной конструкции.
Решение коррекционных задач осуществляется через:
- проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата);
- проведение дыхательной гимнастики;
- проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений);
- работу со словарями (усвоение терминологии);
- проведение звукобуквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
- включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей);
- выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
- опору на жизненный опыт обучающихся;
- соблюдение двигательного и охранительного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).
Контроль осуществляется в виде текущего, итогового контроля в следующих формах:
- опрос;
- составление устных рассказов;
- выполнение практических работ;
- тестирование;
- выполнение комплексных контрольных работ.
Формы организации учебного процесса:
- фронтальная;
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Содержание тем учебного курса
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (102 ч)
Работа над словом
Дальнейшее обогащение и активизация словаря. Использование в речи слов с отвлеченным и собирательным значением (молодежь, бегство, ходьба, родня, белье, листва):
Подбор к каждому слову других слов, сочетающихся по смыслу.
Употребление в речи безличных глаголов (вечереет, моросит), глаголов совершенного вида (с приставками) и глаголов несовершенного вида.
Подбор в соответствии с содержанием текста нужного глагола.
Употребление в речи слов, обозначающих неполноту качества (прилагательные с суффиксами – оват, -еват: беловатый, красноватый, рыжеватый).
Образование прилагательных с помощью суффиксов -ск, -нн, -н, -мя, -ист, -чив и др.
Использование их в речи (ленинградский, революционный, вспыльчивый).
Закрепление употребления в речи слов, которые поясняют глаголы или существительные и обозначают: способ или образ действия; время действия; место действия; причину действия; цель действия; степень качества.
Использование союзов и союзных слов чтобы, если, что, как, где, откуда, чем, когда, потому что, так как.
Подбор и группировка слов, близких и противоположных значению, по морфологическим признакам (по общности корня, приставки, суффикса, окончания).
Выбор наиболее точного слова для выражения мысли в нужной грамматической форме. Использование при составлении раса зов, при пересказе текстов синонимов, образных слов, выражений слов, имеющих переносное значение.
Работа над предложением
Закрепление умения правильно использовать в предложении. словосочетания по способу согласования. Согласование глагола с именем существительным среднего рода (море), мужского и женского рода с основой на мягкий знак (степь, картофель), с отвлеченным значением (жизнь, борьба), в собирательном значении (стая, листья).
Практическое использование в речи синтаксических конструкций с однородными членами предложения, соединенными союзами и (без перечисления), а, но и без союзов; безличных предложений (Вечереет.); сложносочиненных предложений с союзами и, а, но, однако и без союзов; сложноподчиненных предложений, выражающих причину (почему? отчего?), цель или начало действия зачем? с какой целью?), условие (при каких условиях?), сравнение (как?).
Практическое обобщение в распознавании грамматических признаков имен существительных. Различение и употребление существительных в единственном и множественном числе в зависимости от их грамматнческого значения в предложении.
Практическое овладение основными падежными значениями,
Правильное употребление предлогов с именами существнтельными в единственном и множественном числе в различных падежах.
Закрепление практического умения согласовывать сушествительные с глаголом в числе, роде.
Формирование понятий об именах прилагательных как о словах, обозначающих признаки предметов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? Изменения по родам и числам зависимости от существительного, с которым они связаны.
Образование сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и правильное их употребление.
Связная речь
Выявление смысла описываемых событий в прослушанном или пpочитанном тексте (основной мысли), установление смысловых частей текста и их озаглавливание, составление простейшего планa. Связь между частями текста и предложениями в каждой части текста с помощью слов вдруг, однажды, потом, вокруг, местоимений, союзов. Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована.
Составление творческого пересказа с изменением липа рассказика, продолжение рассказа о судьбе героев на основе собственных впечатлений, с элементами описания природы или рассуждения.
Составление рассказа повествовательного характера по отдельным сюжетным картинам или серии картин, с творческим дополнением предыдущего или последующего события, с оценкой описываемых событий и героев, по опорным словам и предложениям, элементарные рассуждения-объяснения.
Письменное изложение текста по плану, составленному коллективно.
Описание устно и письменно отдельных предметов явлении природы, времени года по плану, по аналогии с прочитанным.
Составление в устной и письменной форме небольших рассказов о событиях из жизни класса, школы, звена, отряда, об увиденном на экскурсии, о прогулке, природных явлениях на основе личных наблюдений и впечатлений.
Составление устного отзыва о прочитанной книге, рассказе.
Умение написать объявление, письмо родным и товарищам, поздравительную открытку, заметку о своих делах в стенгазету, устное и письменное приглашение, поздравление.
Тематика для развития речи
Наша Родина (10 ч). Рассказы о Москве и других городах Советского Союза, о своем крае, о любимых и дорогих местах, ках природы. О труде людей, об их отношении к труду, об Основном Законе СССР — Конституции.
Осень (8 ч). Описание погоды и картин осенней природы по материалам наблюдений детей и описаниям художественной л туры. Сопоставление своих наблюдений с авторскими. Ранняя и поздняя осень. Рассказы о разной поре осени в различных местах Советского Союза, о труде колхозников осенью, о сельскохозяйственных профессиях, об участии школьников в работе на школьном участке, в осенних полевых работах.
Рассказы по аналогии с прочитанным о жизни зверей, осенью.
Знание пословиц, поговорок, народных примет об осени.
Жизнь рабочих и крестьян до и после Великой Октябрьской социалистической революции. Гражданская война (10 ч). Paссказы детей о жизни рабочих и. крестьян до Октября 1917 г., о борьбе трудящихся против угнетателей по материалам внеклассного чтения, кино- и диафильмам, походов в музеи. Об изменении жизни трудящихся и их детей после Великой Октябрьской социалистической революции.
О защите Советской республики в годы гражданской войны.
О В. И. Ленине и его соратниках. Выполнение заветов В. И. Ленина.
Пионер готов к борьбе за ленинское дело (10 ч). О значении пионерской организации, об общественно полезных делах юных ленинцев, о долге перед Родиной.
Свободные рассказы детей о подвигах героев-пионеров в наши дни, в первые годы создания пионерской организации, в годы великой Отечественной войны. О детских организациях зарубежных стран, об интернациональной дружбе детей.
Пришла волшебница-зима (8 ч). Описание погоды и картин зимней природы.
Сравнение наблюдений детей с изображением зимней природы в художественных произведениях, живописи, музыке.
Обобщение детских впечатлений о труде людей зимой, о жизни зверей, домашних животных, птиц.
Свободные рассказы о случаях из жизни детей в зимнюю пору, о зимних развлечениях и видах спорта, о зимних каникула встрече Нового года, об охране природы своего края.
Знание пословиц, поговорок и народных примет о зиме.
Советские люди строят новую жизнь (10 ч). О героизме нашего народа в строительстве новой жизни. Знание отдельных профессий.
Рассказы по материалам кино- и диафильмов, газеты «Пионерская правда», учебников о подвигах советских людей в строительстве заводов, фабрик, электростанций, плотин, дорог, о достижениях нашего народа.
Экскурсии на строойку, завод, фабрику, птицеферму.
О дружбе и товариществе (8 ч). Рассказы о плохих и хороших поступках детей о внимательном отношении к старшим, о взаимоотношении пионеров в коллективе, об общественно полезных делах, выполнении общественных поручений. Свободные рассказы о конкретных примерах школьной дружбы, о знакомых, друзьях, которые проявили себя хорошими товарищами.
О героизме советских людей (8 ч). Свободные рассказы детей о героях гражданской и Великой Отечественной войн, о героях- партизанах, о делах и жизни солдат в мирное время, о героях труда города (края, области) по рассказам близких, после экскурсии в краеведческий музей, в школьный музей боевой славы.
Весна (8 ч). Свободные рассказы детей по материалам наблюдений, экскурсий, картинам и по аналогии с прочитанным о пробуждепии природы (растений, насекомых), об охране птиц и животных весной. Описание половодья, раннецветущих растений, птиц, весенних работ в поле, саду, огороде.
Свободные устные и письменные рассказы детей о своих впечатлениях о весенних каникулах, о каком-нибудь случае в весеннюю пору. Пословицы, поговорки, народные приметы о весне.
Лето (4 ч). Описание конкретных случаев из жизни в летнюю пору. Летний труд людей. Пословицы, поговорки и народные приметы о лете.
Советские праздники и знаменательные даты (18 ч). Расширение и углубление знаний и представлений о праздниках и знаменательных дата
Окружающий мир
Земля и человечество (10 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами. Моделирование движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси
Природа России (10 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч) Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематический план
Развитие речи (Окружающий мир)
4 класс (3 часа в неделю, 102 часов)
№ п/п | Название раздела | Количество часов по рабочей программе | Примечание |
1 | Земля и человечество | 10 | |
2 | Природа России | 10 | |
3 | Родной край — часть большой страны | 14 | |
4 | Страницы всемирной истории | 5 | |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | |
6 | Современная Россия | 9 | |
7 | Наша Родина | 5 | |
8 | Осень | 2 | |
9 | Жизнь рабочих и крестьян до и после Великой Октябрьской социалистической революции. Гражданская война | 2 | |
10 | Пионер готов к борьбе за ленинское дело | 5 | |
11 | Пришла волшебница-зима | 2 | |
12 | Советские люди строят новую жизнь | 3 | |
13 | О дружбе и товариществе | 3 | |
14 | О героизме советских людей | 3 | |
15 | Весна | 2 | |
16 | Лето | 2 | |
17 | Советские праздники и знаменательные даты | 5 | |
Итого | 102 |
Календарно-тематическое планирование
По окружающему миру (развитие речи)
2013/2014 учебный год
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Примеча ние |
1 | Родной край — часть большой страны | |||
1 | 1 | 03.09 | Экскурсия. Поверхность нашего края | |
2 | Лето | |||
2(1) | 1 | 05.09 | Составление устного рассказа «Однажды летом». | |
3(2) | 1 | 07.09 | Сочинение « Случай летом» | |
1 | Родной край — часть большой страны | |||
4 | 1 | 10.09 | Экскурсия. Водоёмы нашего края | |
10 | Земля и человечество |
| ||
5(1) | 1 | 12.09 | Мир глазами астронома | |
6(2) | 1 | 14.09 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа. Моделирование движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси | |
7(3) | 1 | 17.09 | Звездное небо- великая книга Природы. Практическая работа. Знакомство с картой звездного неба; | |
8(4) | 1 | 19.09 | Мир глазами географа Глобус и географическая карта. | |
9(5) | 1 | 21.09 | Пояса земли. Практическая работа. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте. | |
10(6) | 1 | 24.09 | Мир глазами историка. Практическая работа. Знакомство с историческими картами. | |
11(7) | 1 | 26.09 | Когда и где? История-путешествие в глубь времен | |
12(8) | 1 | 28.09 | Мир глазами эколога | |
13(9) | 1 | 01.10 | Сокровища Земли под охраной человечества. | |
14(10) | 1 | 03.10 | Сокровища Земли под охраной человечества. | |
1 | Родной край — часть большой страны | |||
15 | 05.10 | Экскурсия .Природные сообщества нашего края. | ||
2 | Осень. | |||
16(1) | 1 | 08.10 | Устное сочинение «Какими я увидел деревья на моей улице» | |
17(2) | 1 | 10.10 | Редактирование текста «Художница - Осень» | |
10 | Природа России | |||
18(1) | 1 | 12.10 | Равнины и горы России | |
19(2) | 1 | 15.10 | Природные зоны России. Практическая работа с картой. | |
20(3) | 1 | 17.10 | Моря, озёра и реки России. Тестирование за I четверть | |
21(4) | 1 | 19.10 | Зона Арктических пустынь. | |
22(5) | 1 | 22.10 | Тундра. | |
23(6) | 1 | 24.10 | Леса России. | |
24(7) | 1 | 26.10 | Лес и человек. | |
25(8) | 1 | 29.10 | Зона степей. | |
26(9) | 1 | 31.10 | Пустыни | |
27(10) | 1 | 02.11 | У чёрного моря. | |
II четверть | ||||
5 | Наша Родина | |||
28(1) | 1 | 12.11 | Составление устного рассказа «На Крайнем Севере» | |
29(2) | 1 | 14.11 | Составление приглашения другу. «Отдых на Чёрном море» | |
30(3) | 1 | 16.11 | Сочинение с элементами рассуждения «Берегите лес!» | |
31(4) | 1 | 19.11 | Рассуждения о жизни и труде людей в зависимости от климатической зоны. | |
32(5) | 1 | 21.11 | Изложение « Помощь идёт». | |
11 | Родной край — часть большой страны | |||
33(1) | 1 | 23.11 | Наш край. | |
34(2) | 1 | 26.11 | Поверхность нашего края. Практическая работа с картой Формы земной поверхности края. | |
35(3) | 1 | 28.11 | Водоёмы нашего края. | |
36(4) | 1 | 30.11 | Наши подземные богатства. Практическая работа. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств. | |
37(5) | 1 | 03.12 | Земля-кормилица. | |
38(6) | 1 | 05.12 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. Практическая работа Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя | |
39(7) | 1 | 07.12 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. Практическая работа Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя | |
40(8) | 1 | 10.12 | Жизнь пресного водоёма. Практическая работа Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя | |
41(9) | 1 | 12.12 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа. Знакомство с культурными растениями края. Тестирование за II четверть | |
42(10) | 1 | 14.12 | Водоёмы нашего края. Незаметные защитники урожая. | |
43(11) | 1 | 17.12 | Животноводство в нашем крае. | |
1 | Советские праздники и знаменательные даты | |||
44(1) | 1 | 19.12 | Конституции России – основной закон государства | |
1 | Жизнь рабочих и крестьян до и после Великой Октябрьской социалистической революции. Гражданская война | |||
45(1) | 1 | 21.12 | Посещение краеведческого музея. | |
2 | Пришла волшебница-зима | |||
46 (1) | 1 | 24.12 | Составление рассказа-описания «Морозные узоры» | |
47(2) | 1 | 26.12 | Придумывание новогодней сказки. | |
2 | Советские праздники и знаменательные даты | |||
48(1) | 1 | 28.12 | Составление новогоднего поздравления | |
III четверть | ||||
49(2) | 1 | Новый год в моей семье. | ||
3 | Советские люди строят новую жизнь | |||
50(1) | 1 | Устный рассказ «Спасатели» | ||
51(2) | 1 | Обсуждение сообщений СМИ о поступках людей. | ||
52(3) | 1 | Сочинение «Кем быть?» | ||
5 | Страницы всемирной истории | |||
53(1) | 1 | Начало истории человечества. | ||
54(2) | 1 | Мир древности: далекий и близкий. | ||
55(3) | 1 | Средние века: время рыцарей и замков. | ||
56(4) | 1 | Новое время: встреча Европы и Америки. | ||
57(5) | 1 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | ||
5 | Пионер готов к борьбе за ленинское дело | |||
58(1) | 1 | Составление заметки в газету о событиях из жизни класса. | ||
59(2) | 1 | Изложение «Одноклассники» | ||
60(3) | 1 | Составление свободного рассказа о хороших поступках | ||
61(4) | 1 | Твои сверстники в далёких странах. | ||
62(5) | 1 | Просмотр и обсуждение фильма о пионерах-героях | ||
20 | Страницы истории Отечества | |||
63(1) | 1 | Жизнь древних славян. | ||
64(2) | 1 | Во времена Древней Руси. | ||
65(3) | 1 | Страна городов. | ||
66(4) | 1 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | ||
67(5) | 1 | Трудные времена на Русской земле. | ||
68(6) | 1 | Русь расправляет крылья. | ||
69(7) | 1 | Куликовская битва. | ||
70(8) | 1 | Иван Третий. | ||
71(9) | 1 | Мастера печатных дел. | ||
72(10) | 1 | Патриоты России. | ||
73(11) | 1 | Петр Великий | ||
74(12) | 1 | Михаил Васильевич Ломоносов. | ||
75(13) | 1 | Екатерина Великая. | ||
76(14) | 1 | Отечественная война 1812 года. Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах | ||
IV четверть | ||||
77(15) | 1 | Страницы истории XIX века | ||
78(16) | 1 | Россия вступает в XX век. | ||
89(17) | 1 | Страницы истории 1920-1930-х годов | ||
80(18) | 1 | Великая война и Великая Победа. | ||
81(19) | 1 | Страна, открывающая путь в космос | ||
82(20) | 1 | Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). | ||
1 | Советские праздники и знаменательные даты | |||
83(1) | 1 | Ролевая игра «В гостях у космонавтов» | ||
3 | О дружбе и товариществе | |||
84(1) | 1 | Изложение «Старушка» | ||
85(2) | 1 | Составление устного рассказа по пословице или поговорке. | ||
86(3) | 1 | Редактирование текста «Случай на реке» | ||
2 | Весна | |||
87(1) | 1 | Изложение творческого характера «Подснежник» | ||
88(2) | 1 | Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | ||
3 | О героизме советских людей | |||
89(1) | 1 | Экукурсия в музей боевой славы | ||
90(2) | 1 | Работа со СМИ «В жизни всегда есть место подвигу» | ||
91(3) | 1 | Словесное описание «Солдат России» | ||
1 | Советские праздники и знаменательные даты | |||
92(1) | 1 | 1 мая- праздник весны, труда. Мира. | ||
Современная Россия | ||||
93(2) | 1 | Основной закон России и права человека. | ||
94(3) | 1 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | ||
95(4) | 1 | Мы- граждане России. | ||
96(5) | 1 | Славные символы России. | ||
97(6) | 1 | Такие разные праздники. | ||
98(7) | 1 | Путешествие по России. | ||
99(8) | 1 | Путешествие по России. | ||
100(9) | 1 | Путешествие по России. | ||
1 | Жизнь рабочих и крестьян до и после Великой Октябрьской социалистической революции. Гражданская война. | |||
101(1) | 1 | Посещение музея Кузнецкая крепость | ||
Советские праздники и знаменательные даты | ||||
102(1) | 1 | Праздник для тебя – День защиты детей | ||
1 | Мой любимый праздник | |||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
ПО ПРЕДМЕТУ РАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
№ п\п | Тема раздела | Вид | Примечание |
1. | Земля и человечество | Практическая работа. Моделирование движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси Практическая работа. Знакомство с картой звездного неба Практическая работа. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте. Практическая работа. Знакомство с историческими картами. | |
2. | Природа России. | Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. | |
3. | Родной край — часть большой страны | Экскурсия. Поверхность нашего края Экскурсия. Водоёмы нашего края Экскурсия .Природные сообщества нашего края. Практическая работа с картой Формы земной поверхности края. Практическая работа. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств. Практическая работа Рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя(3) Растениеводство в нашем крае. Практическая работа. Знакомство с культурными растениями края. | |
4. | Страницы истории Отечества | Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). | |
5. | О героизме советских людей | Экскурсия в музей боевой славы | |
6. | Жизнь рабочих и крестьян до и после Великой Октябрьской социалистической революции. Гражданская война | Посещение краеведческого музея. Посещение музея Кузнецкая крепость | |
Тестирование по итогам 1 четверти | |||
Тестирование по итогам 2четверти | |||
Тестирование по итогам 3 четверти. | |||
Тестирование по итогам 4 четверти. |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 4 класса учащиеся должны знать
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
- различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
- определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
- предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Работа над словом
- понимать слова, выражающие поручения, приказания;
- понимать и различать слова – названия предметов и слова – названия действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями;
- понимать слова;
- понимать слова, имеющие абстрактное, отвлеченное и собирательное значение;
- понимать значение предмета в разных ситуациях;
- понимать и употреблять в речи слова со значением уменьшительности – ласкательности; слов, обозначающих детенышей животных; лиц по роду их деятельности;
- понимать и употреблять в речи слова – названия признаков предмета по цвету, форме, величине, вкусу, температурным свойствам, качеству, противоположных им по значению;
Работа над предложением
- понимать побудительные, повествовательные распространенные и нераспространенные простые предложения;
- составлять простые предложения по моделям;
- распространять предложение по вопросам, овладевать грамматическими формами слов в зависимости от их значения в составе предложения;
Работа над связной речью
- понимать вопросы; отвечать на вопросы;
- слушать рассказ учителя и товарищей, а также читаемый текст;
- воспроизводить содержание текста (по иллюстрации), фильма;
- пересказывать рассказ по вопросам учителя, по сюжетным картинкам, составить творческий рассказ, сказку;
- описывать предмет по цвету, размеру, назначению, используя вопросы или схемы;
- составлять по картинке или серии картин определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа по вопросам учителя;
- понимать и использовать в речи предложения, выражающие приветствие, благодарность, извинение, просьбу, вопрос;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
Материально-техническое обеспечение
Программа |
|
Литература для учащихся |
|
Методическая литература |
|
Дидактические материалы |
|
Материалы для проведения проверочных и контрольных работ |
|
Наглядные средства методического кабинета
Муляжи, гербарии.
- Набор муляжей плодовых тел съедобных и ядовитых грибов.
- Набор муляжей фруктов.
- Набор муляжей. Корнеплоды и плоды.
- Гербарий для начальной школы.
- Набор муляжей. Корнеплоды и плоды.
Таблицы
Папка №1
1-1. Куры ,петух, цыплята.
1-2. Гуси.
1-3. Утки и гуси.
1-4. Куры.
1-5. Коты.
1-6. Коза с козлятами.
1-7. Олени в тундре.
1-8. Корова.
1-9. Лошадь.
1-10.Свинья.
Папка № 2. Пособие для подготовительного класса «Звучащее слово»
- Звучащие слова.
- Какой это звук.
- Подбери слово.
- Заблудился.
- Брат и сестра.
- Избушка на курьих ножках.
- Медвежья семья.
- Саша и снеговик.
- За обедом.
- Лисята - братья.
- Овощи.
- На рыбалке.
- Если б мы были художниками.
- Друзья.
- Веселые путешественники.
- Зайчата.
- Загадочный круг.
- Медвежья семья.
- Зайчата Лу'та и Лута'.
Папка №3 Животные
3.1. Белки.
3.2. Ежи. Крот.
3.3. Зайцы.
3.4. Бобры.
3.5. Олени.
3.6. Рыси.
3.7. Волки.
3.8. Зубры.
3.9. Лисицы.
3.10.Кабаны.
3.11.Лоси.
3.12.Бурые медведи.
3.13.Белые медведи.
3.14.Лягушки и жабы.
3.15.Уж. Гадюка.
3.16.Ящерицы. Черепаха.
3.17.Слоны.
3.18.Тигры.
3.19.Львы.
Папка №4 Картины из жизни животных
4-1.Серия «Заяц».
4-2.Серия «Белка».
4-З.Серия «Волк».
4-4.Серия «Бурый медведь».
4-5.Серия «Белый медведь».
4-6.Серия «Лось»
4-7.Серия «Крот».
4-8.Серия «Лягушка».
4-9.Серия «Золотистый хомяк».
4-10.Серия «Черепаха».
4-11.Серия «Еж».
6-1.Картины по развитию речи.
6-2.У кормушки.
6-З.В зоопарке.
6-4.В детском саду и в школе.
6-5.В магазине.
6-6.Мама.
6-7.На пруду (аист, лебеди, утки).
6-8.В цирке.
6-9.Дети кормят птиц.
6-10.Игрушки.
6-11.3а столом.
6-12.Аквариум.
6-13.В магазине.
6-14. «Репка».
6-15.Едем в автобусе.
6-16.Играем в поезд.
6-17.Помогаем товарищу.
6-18.Играем с матрешками.
6-19.Катаем шары.
6-20.Играем с песком.
6-21.Строим дом.
6-22.Едем на лошадке.
6-23.Снеговики.
6-24. «Гуси-лебеди».
6-25. «Три медведя».
6-26.Катаемся на санках.
Папка № 9. Птицы.
- Гусь.
- Гусыня.
- Гусята.
- Индюк.
- Индюшка.
- Индюшата.
- Курица.
- Цыплята.
- Селезень.
- Утка.
- Утята.
- Декоративные птицы.
- Перелетные птицы.
- Зимующие птицы.
Папка №10 Картины по развитию речи.
- Фрукты. Ягоды.
- Грибы.
- Лошадь с жеребенком.
- Лес - наше богатство,
- На пришкольном участке.
- На ферме.
- Зима в лесу.
- Зимние забавы.
- В библиотеке.
10.11.В лесу.
10.12.Первый снег.
10.13.Летом в лесу.
Папка № 10 а
- Уборка урожая (дети).
- Уборка урожая в поле.
- Золотая осень.
- Лес – богатство нашей Родины.
- Цветы – каждому (посадка).
- Ферма.
- Волшебница – зима.
- Зимние забавы.
- Библиотека.
- В лесу летом.
- Первый снег.
- В лесу.
- Весенний разлив.
- Март.
- Конец зимы.
- «Гуси - лебеди».
- «Золотая осень».
- Мартовское солнце.
- Снежная баба.
- Кто?
- Что?
- Что делает?
- Режим дня.
Папка №11 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- Северная ночь.
- В горах.
- Лось. Сайгак. Зубр. Кабан.
- Кулан. Зебра. Носорог.
- Выхухоль. Крот. Ёж. Землеройка.
- Насекомые (божья коровка, колорадский жук, майский жук).
- Рыбы пресноводные.
- Китообразные (дельфин, кашалот, касатка, синий кит).
- Ластоногие.
- Ночное море.
- В голубом просторе.
- Море.
- Пихта.
- Заяц. Белка. Зима.
- Сосновый бор.
- Жаворонок.
- Ласточка. Мухоловка.
- Птицы болот (цапля, аист, кряква).
- Хищные птицы.
- Птицы леса (дятел, кукушка, поползень, синица, зяблик).
- Тетеревиный ток.
- Рябчик. Глухарка с выводком.
- Птичьи гнёзда.
- На кормушке.
- Зимний пейзаж (лиса, снегири, синицы).
- Весной в поле.
- Животные в зоопарке.
Папка №12
12.10. | Луг. |
12.11. | Болото. |
12.12. | Водоем. |
12.13. | Поле. |
12.15. | Сад. |
Папка №13
13.1 Погода.
- Времена года.
- Явления природы.
- Космос.
Папка №15 Развитие речи. «Домашние животные»
- Лошадь.
- Жеребенок.
- Корова.
- Теленок.
- Свинья.
- Поросенок.
- Коза.
- Козленок.
- Овца.
- Ягненок.
- Собака.
- Щенок.
- Собаки разных пород.
- Кошка.
- Котенок.
Папка № 16. Окружающий мир.
- а) Круговорот воды в природе, б) Части тела животных
- а) Времена года. Лето, б) Сообщество. Водоем.
- а) Редкие и исчезающие виды животных, б) Среда обитания.
- Водоемы. Море.
- Водоемы. Река.
- а) Живая и неживая природа. Лето, б) Живая и неживая природа. Зима.
- Формы земной поверхности.
16.23.Планеты.
Развитие речи.
1. Москва – столица нашей Родины. (комплект из 24 цветных репродукций)
2. Демонстрационный материал «Формирование представлений о схеме тела».
3. Серия демонстрационных картин «Детям о профессиях. Кем быть?»
4. Учебно – наглядное пособие «Мы друг другу помогаем».
5. Демонстрационный материал. Комплект сюжетных картин «Детские забавы».
Папка № 18
Правила дорожного движения.
1. Желтый сигнал светофора (3 шт.).
2. Пройди правильно по улицам.
3. Мы переходим улицу.
4. Буратино, что ты лезешь под машину?
5. Из ворот на самокате глупый мишка лихо катит.
6. Подземный переход.
7. Дорожные приключения Незнайки и Карандаша.
8. ПДД.
9.Внимание дорога.
В коробах
Развитие речи (дидактический материал)
- Школа. 1 сентября – День знаний.
- Телефонная связь.
- Почтовая связь.
- Наш дом. Мебель для гостиной.
- Мебель. Бытовая техника.
- Цирк. Дрессированные звери. Дрессировщики.
- Пассажирский транспорт. Рабочие машины.
- Городской парк. Отдых летом.
- Наша улица. Наш дом.
- Птицы и насекомые.
- Сельский дом. Рабочие инструменты.
- Дикие и домашние животные.
- Животные в природе.
- Праздники в семье. Новый год.
- Праздники в семье. 8 марта.
- Оборудование для кухни.
- Жилая комната. Мебель. Бытовая техника.
- Профессии.
- Цветочный магазин.
- Моя семья. День рождения.
- Наш дом. Мебель для спальни.
- Парикмахерская.
- Ателье. Пошив одежды.
- Поликлиника. Аптека.
- Магазин.
- Посуда. Мебель. Бытовая техника.
- Улицы. Дорожные знаки.
- Оборудование ванной комнаты.
Развитие речи (дидактическая игра + лото)
- Лето.
- Осень.
- Зима.
- Весна.
2.1. Домашние животные.
2.2. Дикие животные.
3.1. Деревья и листья.
3.2. Лесные ягоды.
4.1. Женский костюм.
4.2. Мужской костюм.
5. Насекомые.
6.1. Овощи.
6.2. Фрукты.
7. Садовые цветы.
8.1. Домашние птицы.
8.2. Птицы.
9. Транспорт.
10. Игрушки.
11. Бытовая техника.
12. Одежда.
Развитие речи (конверты с предметными картинками)
- Мебель.
- Продукты.
- Кто? Что?
- ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
- Группировка предметов по цвету.
- Мягкий знак в словах.
- Оседлые птицы.
- Домашние птицы.
- Перелетные птицы.
Папка №20 Животные и птицы.
- Дикие звери.
- Семья белых медведей.
- Полевой жаворонок.
- Спячка ежа.
- Тетерев.
- Пустельга.
- Крот.
- Заяц.
- Медвежья берлога.
- Купание медведей.
- Ежи.
- Белка с бельчатами.
- Обезьяны.
- Хомяк.
- Рысь.
- Лоси зимой.
- Пушные и хищные звери.
- Норка.
- Слоны.
- Волки.
- Белки.
- Зайцы.
- Белые медведи.
- Слон.
- Скворцы.
- Тигр.
- Лев.
- Лисица.
- Бурые медведи.
- Корова.
Папка №8 Картины «Кем быть».
- Повар.
- Врач.
- Продавец.
- Парикмахер.
- Почтальон.
- Учитель.
- Библиотекарь.
- Портниха.
- Строитель.
- Маляр.
- Художник.
- Птичница.
- Доярка.
- Милиционер.
- Шофер.
- Машинист.
- Тракторист.
- Комбайнер.
- Летчик.
- Космонавт.
Папка №26
- Переход водоема.
- Никотин.
- Сон.
- Спорт.
- Труд.
- Переход водоема.
- Спуск на лед.
- Тонкий лед.
- Основы пожарной безопасности.
- Поведение на воде.
- Поведение на воде.
- Поведение на воде.
- Правила перехода улицы.
- Кормушка.
- Хоровод.
- Спорт.
Папка №27 репродукции по временам года
ЛЕТО:
- Н.П.Крымов. У мельницы.
- И.И. Шишкин. Лесные дали.
- И.И. Левитан. Березовая роща.
ОСЕНЬ:
- Осень.
- В.К. Бялыницкий. Задумчивые дни осени.
- И.И. Шишкин. Рожь.
- И.С. Остроухов. Золотая осень.
- И.И. Левитан. Золотая осень.
- И.И. Бродский. Опавшие листья.
ЗИМА:
- К.Ф. Юон. Русская зима.
- К.Ф. Юон. Конец зимы.
- И.Э. Грабарь. Февральская лазурь.
- А.С. Куприянов. Зимний пейзаж.
ВЕСНА:
- В.Н. Бакшеев. Голубая весна.
- К.Ф. Юон. Мартовское солнце.
- С.В. Герасимов. Лед прошел.
- И.И. Левитан. Март.
- И.И. Левитан. Весна - большая вода.
Папка №28 Режим дня
- Режим дня.
- Личная гигиена.
- Осанка.
- Правильная посадка.
- Уход за одеждой.
- Аккуратность.
- Уборка.
- Закаливание.
- Утренняя гигиена.
- Прогулка.
- Катание на лыжах.
Папка №22 Геральдика.
- Герб города Новокузнецка.
- Герб России.
- Герб Кемеровской области.
- Флаг Кемеровской области.
- История Кремля.
Обучение грамоте.
- Азбука – игра.
- Кассы букв.
- Подвижная азбука для классной работы.
- Разрезные слоги для классной работы.
Материал по коррекционно – воспитательной работе.
- Игрушки. Веселый друг игра.
- Времена года.
- Домашние животные.
- Улица и транспорт.
- Будьте вежливы.
- Посуда.
- Магазин.
- Дикие животные.
- Птицы.
- Зима и зимние развлечения. Праздник елки.
- Моя семья.
- Завод и фабрика.
- День Победы. Российская армия.
- Устное народное творчество.
- Профессии.
- Весна. Лето. Цветы.
- Уроки здоровья.
- Живительная сила воды.
- Наше тело и уход за ним.
- Мое Отечество.
- Правила дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. расчитана на 2 учебных часа в неделю....
Тематическое планирование по развитию речи, математике и окружающему миру..
Планирование составлено для даботы по подготовке детей к школе....
Тематическое планирование по развитию речи в 1 классе (по блокам)
В основу уроков русского языка и литературного чтения положено всестороннее развитие речи у младшего школьника....
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для 2 класса
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для 2 класса (разработанно в соотвеетствии с программой для специальных (коррекционных) школ VIII вида по В.В. Воронковой). 1 час в неделю....
Календарно -тематическое планирование по развитию речи 2 класс
Календарно -тематическое планирование по развитию речи 2 класс...
Тематическое планирование по развитию речи (окружающий мир) чтению 3 класс
Разработка тематического планирования для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Школа VIII вида. Адаптированная рабочая программа. 2 класс. Развитие речи. Календарно-тематическое планирование по развитию речи.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 2 класса«Развитие речи»1. Пояснительная записка Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно...