программа по внеурочной деятельности кружок "Почитай-ка"для 1-4 классов
рабочая программа на тему
Программа по внеурочной деятельности "Почитай-ка" предназначена для 1-4 классов. Соответствует требованиям ФГОС.
Программа помогает правильно организовать чтение ребёнка, способствует формированию интереса к чтению художественных книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по внеурочной деятельности | 380.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 1-4 классов на основе следующих документов:
1.Закон об образовании РФ № 273 –ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10 2009 года №373 (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19707);Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N 22540)
3.Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ
СОШ с. Сырейка.
4. Положение о рабочей программе внеурочной деятельности ГБОУ СОШ с. Сырейка
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Мы наблюдаем:
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
- в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Актуальность выбора курса «Почитай-ка» определена следующими факторами: педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения; многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания; сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Для решения данной проблемы создана программа кружка «Почитай-ка» интеллектуальной направленности для учащихся 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Почитай-ка» составлена на основе учебно-методической литературы:
1.Жиренко О.Е. «Праздник-ожидаемое чудо!» Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель:Москва: «ВАКО», 2006 г.
2.Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006г.
3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001г. 4.Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
5.Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006г.
Ценностные ориентиры
Содержание программы кружка «Почитай-ка» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Ведущие принципы программы кружка «Почитай-ка»
- художественно-эстетический
- литературоведческий
- коммуникативно-речевой
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.
Для формирования интереса к чтению применяются разнообразные формы организации занятий:
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- интегрированное занятие,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,
- литературные викторины,
- литературная гостиная,
- литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Личностные качества:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Учащиеся 1 класса должны уметь:
- Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
- Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста
В результате реализации программы учащиеся 2 класса должны знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь: читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст;
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
- Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
- Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
- Словесно рисовать картины к художественным текстам.
- Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
- Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
- Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
- Понимать образные выражения, используемые в книге.
- Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
- Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
- Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
- Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
- Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Режим занятий
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности.
Общее число часов в год – 136;
1 занятие в неделю в 1-4 классах продолжительностью 40 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. Рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.
Игры с буквами. (2 часа). Игровые занятия. Игровые упражнения с помощью пальчиков.
Игра-инсценировка с помощью пальчиков.
Малые фольклорные жанры (3часа): народные песенки, потешки, весёлые скороговорки, загадки, считалки. Творческая работа «Сочини загадку».
Стихи о детях и для детей (3 часа). Понятия «стихотворение», «рассказ». Понятие о рифме. Чтение и слушание произведений А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака. Рассматривание книг.
«Поляна сказок» (7 часов) Сказки народные и авторские.
Чтение сказок учителем. Слушание (аудиозапись).
Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. Игра «Театральная разминка».
Творческая игра «Что это за сказка?»
О защитниках Родины(3 часа). Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».
«Поговорим о наших мамах» (3часа). Чтение стихов о маме.
«Книги о Родине и родной природе» (5 ч). Чтение стихов и рассказов о Родине и родной природе. Проектные работы.
Книги о животных (3 ч).
Чтение и слушание рассказов о животных.
Рисование обложки для любимой книжки; рассказывание о произведении по обложке.
Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.
Пантомима «Кто это»? (покажи животное)
Конкурсная программа «Путешествие в мир книг» (1 час)
2 класс
Здравствуй, книга (3часа). Вводное занятие. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении».
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Малые фольклорные жанры (5 часов). Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
«Поляна сказок» (6 часов) Писатели-сказочники. Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Викторина « Герои сказок». Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность)
Родину – мать учись защищать. (3 часа) С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
«Поговорим о наших мамах» (3 часа). Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота»,
Емельянов « Рассказы о маме». Панькин « Легенда о матерях». Трутнева « Проталинки» Сочинение стихов о маме и для мамы.
«Книги о Родине и родной природе» (6 ч). Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г.Скребицкий «Колючая семейка»
Чтение стихов и рассказов о Родине и родной природе. Проектные работы.
Книги о животных (3 ч).
Художники-иллюстраторы книг о животных
Книги о твоих ровесниках (2часа) Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Итоговая викторина «В мире книг» (1 час)
3 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. История книги. Первопечатник Иван Федоров. Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Малые фольклорные жанры (2 часа). Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».
«Поляна сказок» (4 часа) Сказки народные и литературные. Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, о животных. Чтение сказок, иллюстрирование сказок. Сказки народов разных стран. Литературная викторина.
«Родные поэты» (3 часа) Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей:
В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов,
С. Дрожжин и др. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»
Книги Л.Н. Толстого для детей (2 ч). Книги Л.Н. Толстого для детей.
Л.Н. Толстой – сказочник и обработчик русских народных сказок
Родину – мать учись защищать. (3 часа) К.Ушинский «Александр Невский»,
А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». А.Гайдар « Поход» и др.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
«Поговорим о наших мамах» (3 часа). А.Милн «Непослушная мама». Стихи и рассказы о мамах.
Конкурс стихов.
«Книги о Родине и родной природе» (2 часа) Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев
Книги о животных (3 ч). М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса»
К.Ушинский. «Рассказы и сказки», «Орел» и др.
О героизме и трусости(3 часа) С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»
Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка»,
К.Ушинский «Трусливый Ваня»
Книги о детях войны(3 часа) Л. Воронкова «Девочка из города» и др.
Литературный ринг (1час)
4 класс
Здравствуй, книга (3 ч). Вводное занятие. История книги. Рукописные книги. Летописи.
«Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии
«Вчера и сегодня». Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях.
По страницам любимых книг (2 часа). Книги, прочитанные летом. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Чудесный мир классики (4 часа). Сказки А.С. Пушкина. Рассказы Л.Н.Толстого, А.Чехова.
Поляна сказок. (3 часа) Литературные сказки.
«Обыкновенная биография в необыкновенное время» (2 часа). Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.
О детях и поступках». (3часа). Рассказы Н.Носова и др. писателей о детях.
Родину – мать учись защищать. (3 часа) Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.
«Родные поэты» (3 часа) Знакомство со стихами Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Толстого, С.Есенина и др. рус. поэтами. Конкурс чтецов
«Поговорим о наших мамах» (1 час). Конкурс стихов о мамах.
«Страна фантазия» (2 часа) Книги о приключениях.
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» (2 часа)
Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.
Сказки Г.Х.Андерсена (2 часа)
«От благодарных читателей» (2 часа) М.Твен «Приключения Тома Сойера», Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» (1 час) Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке книг.
Литературная викторина. (1час)
Распределение количества часов на теоретические и практические занятия
Класс | Название раздела | Всего часов | Теория | Практика |
1класс | Здравствуй, книга! | 3 | 1 | 2 |
Игры с буквами. (2 часа). | 2 | 2 | ||
Малые фольклорные жанры | 4 | 1 | 3 | |
Стихи о детях и для детей (3 часа). | 4 | 1 | 3 | |
Поляна сказок | 7 | 1 | 6 | |
О защитниках Родины | 3 | 1 | 2 | |
Поговорим о наших мамах | 3 | 3 | ||
Книги о Родине и родной природе | 5 | 1 | 4 | |
Конкурсная программа «Путешествие в мир книг» Итоговое занятие. | 2 | 2 | ||
2 класс | Здравствуй, книга! | 3 | 1 | 2 |
По страницам любимых книг | 2 | 2 | ||
Малые фольклорные жанры | 5 | 1 | 4 | |
Поляна сказок | 6 | 1 | 5 | |
Родину – мать учись защищать | 3 | 1 | 2 | |
Поговорим о наших мамах | 3 | 3 | ||
Книги о Родине и родной природе | 6 | 1 | 5 | |
Книги о животных | 3 | 3 | ||
Книги о твоих ровесниках | 2 | 2 | ||
Итоговая викторина «В мире книг» | 1 | 1 | ||
3 класс | Здравствуй, книга | 3 | 1 | 2 |
По страницам любимых книг | 2 | 2 | ||
Малые фольклорные жанры | 2 | 2 | ||
Поляна сказок | 4 | 1 | 3 | |
Родные поэты Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 2 | 3 2 | ||
Родину – мать учись защищать | 3 | 1 | 2 | |
Поговорим о наших мамах | 3 | 3 | ||
Книги о Родине и родной природе | 2 | 2 | ||
Книги о животных | 3 | 3 | ||
О героизме и трусости | 3 | 3 | ||
Книги о детях войны | 3 | 1 | 2 | |
Литературный ринг | 1 | 1 | ||
4 класс | Здравствуй, книга! | 3 | 1 | 2 |
По страницам любимых книг. | 2 | 2 | ||
Чудесный мир классики | 4 | 1 | 3 | |
Поляна сказок. | 3 | 1 | 2 | |
Обыкновенная биография в необыкновенное время | 2 | 1 | 1 | |
О детях и их поступках | 3 | 1 | 2 | |
Родину – мать учись защищать | 3 | 1 | 2 2 | |
Родные поэты | 3 | 1 | 2 | |
Поговорим о наших мамах | 1 | 1 | ||
Страна фантазия | 2 | 2 | ||
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» | 2 | 1 | 1 | |
Сказки Г.Х.Андерсена «От благодарных читателей» | 2 | 2 | ||
«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» | 1 | 1 | ||
Литературная викторина. | 1 | 1 |
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА
Уровень результатов работы по программе:
Высший уровень ( третий) | Средний уровень (второй) | Низший уровень ( первый) | |
Высокий средний | средний | ||
Беглое чтение про себя текстов своего уровня из разных источников с полным пониманием | Достаточно беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием | Самостоятельное беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено | Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня |
Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль и основные положения текста, важные детали, представленные в тексте и подтексте | Достаточно точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основные положения и детали, изложенные в тексте, некоторые детали подтекста, возможна контекстуальная догадка | Пересказ, включающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет логической схемы изложения от общего, важного, к частному, возможно отрывочное понимание подтекста, конкретная догадка, угадывание и фантазирование | Воспроизведение отдельных положений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста, контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием |
Ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности и фантазий | Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий | Испытывает трудности при разделении фактов и мнений | Нет разделения между фактами и мнениями |
Беглое выразительное, четкое чтение вслух | Беглое близкое к грамотному чтение вслух | Медленное чтение, с ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких попыток | Медленное чтение вслух с большим количеством ошибок, которые не исправляются самостоятельно |
Самостоятельный поиск информации в различных источниках, поисковое чтение для извлечения информации | В большинстве случаев осуществляется поиск информации с помощью чтения | Может осуществить поиск с помощью других, нуждается в напоминании о том, что скорость и вид чтения меняются в зависимости от его цели | Не умеет работать с разнообразными источниками информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависимости от разных целей чтения |
Увлеченный читатель, который предпочитает проводить свободное время за чтением | Читает при необходимости, иногда для себя в свободное время | Читает, когда «надо», для себя в свободное время не читает | Плохо читает про себя, избегает чтения |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1)Портреты детских поэтов и писателей. 2)Детские книги для чтения. 3) Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор 4) Аудиозаписи и видеозаписи детских произведений. |
|
5) Справочники 6) Словари |
Основная и дополнительная литература
Пособия для педагога
1.Жиренко О.Е. «Праздник-ожидаемое чудо!» Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель:Москва: «ВАКО», 2006 г.
2.Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006г.
3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001г. 4.Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
5.Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006г.
Литература для детей
- Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
- Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
- Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
- Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
- Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Прогнозируемый результат реализации программы.
- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
- Умение работать с книгой.
- Умение работать с текстом.
- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Анкета для учащихся 1-4 классов «Читательская активность обучающихся»
1 класс
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
2 класс
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
3 класс
Проверка читательского кругозора
- Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
- Назовите фамилии отечественных поэтов.
- Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
- Какие басни вы знаете?
- Кто из писателей пишет о природе?
- Назовите авторов зарубежной литературы.
- Назовите известные вам жанры произведений.
- Назовите любимые темы чтения.
4 класс
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
- Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
- Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать?
-да-
-нет-
2. Почему ты любишь читать?
-можно многое узнать
-интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку?
-да
-нет-
4. Что ты любишь читать?
-стихи
-сказки
-смешные рассказы
-рассказы о животных
5.Что любишь больше всего?
-читать сам
-слушать чтение взрослых
6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают
-не читают
7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят
-ругают, сердятся
8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-могу
-не могу
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
- О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
- Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
- Назовите фамилии отечественных поэтов.
- Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
- Какие басни вы знаете?
- Кто из писателей пишет о природе?
- Назовите авторов зарубежной литературы.
- Назовите известные вам жанры произведений.
- Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
- Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
- Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
- О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
- Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
- Назовите фамилии отечественных поэтов.
- Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
- Какие басни вы знаете?
- Кто из писателей пишет о природе?
- Назовите авторов зарубежной литературы.
- Назовите известные вам жанры произведений.
- Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
-ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
- Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
- Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уйныйбыз да,җырлыйбыз» в 1 классе
Бүгенге көндә башлангыч сыйныф укытучыларының төп бурычы – балаларны белемле, рухи яктан бай, әхлаклы, физик яктан сәламәт итеп үстерү. Бу бурычлар төрле юлл...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская про...