Организация и значимость внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
статья на тему
В статье рассмотрены вопросы значимости внеурочной деятельности, формы ее организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_znachimost_vneurochnoy_deyatelnosti_v_ramkah_fgos.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Чичулина С.А.
МБОУ СОШ №88 с УИОП
учитель начальных классов
Организация и значимость внеурочной деятельности
в рамках ФГОС.
Главной целью при обучении по новым стандартам ФГОС является создание информационно-образовательной среды, инструментально обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Именно формирование у учащихся умения учиться, способностей к самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня их духовно-нравсвенному становлению, освоению научной картины мира, успешному вхождению в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации личности. Успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. [1, стр. 7]
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную и внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы.
Важным условием развития любознательности, инициативности является создание такой среды, которая стимулирует активные формы познания. В этом помогает внеурочная деятельность.
В нашей школе в результате кропотливой работы, удалось создать такую специфическую школьную среду, в которой урочный процесс гармонично дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня, обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной, стетической, спортивной и оздоровительной деятельности. Система организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся в школе полного дня предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.
В программе образовательного учреждения по воспитанию и социализации младших школьников нашла отражение система дополнительного образования. Она представлена следующими кружками, реализующими направления внеурочной деятельности:
Направление | Название кружка |
Общеинтеллектуальное | «Школа развития речи» «Развивающая информатика» «Английский +» |
Общекультурное | «Школа мастеров» «Сказкатерапия» «Теремок» |
Спортивно-оздоровительное | «Оздоровительная гимнастика» «Юные футболисты» |
Содержание занятий кружков носит творческий характер. Основное место отводится познавательной игре, по итогам которой детьми представляются творческие образовательные продукты: собственные произведения словесного творчества, рисунки, модели, проекты, аппликации. Систему кружков дополняет воспитательная работа классного руководителя по организации познавательного досуга, проведения экскурсий, реализация проектов, проведение совместных мероприятии с библиотекой им. Понамарева, утренники, беседы, классные часы, обсужление.
По работе во внеурочной деятельности акцент был сделан на интеграцию возможностей школы, системы дополнительного образования и учреждений культуры. Внешними партнерами образовательного учреждения стали МБОУ ДОД Центр дополнительного образования «Созвездие», библиотека им. Понамарева, футбольный клуб «Торпеда».
Сотрудничество началось с составления и заключения договора о совместной деятельности, а затем осуществлялось через совместное планирование воспитательной работы, проведение массовых мероприятий, организацию внеурочных занятий по выбору учащихся в секциях кружках, реализацию социально значимых проектов, проведение для педагогов мастерклассов .
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется с учетом условий школы. Занятия позволяют решить несколько задач: оказывают положительное воздействие на развитие и укрепление организма, воспитывают морально-волевые качества, повышают работоспособность организма. Спортивно-оздоровительная деятельность дополняется общешкольными мероприятиями: спортивными соревнованиями, конкурсом рисунков.
Модель интеграции общего и дополнительного образования, а также учреждений культуры позволяет реализовать разнообразные виды деятельности.
Виды деятельности | Формы организации |
Научно-познавательная | «Английский +» «Школа развития речи» «Орфографическое лото» «Валеология. Расти здоровым» |
Художественно-эстетическая | «Школа мастеров» Танцевальный кружок «Бальные танцы» Кружок «Теремок» «Фитодизайн и бумагопластика» |
Спортивно-оздоровительная | Оздоровительная гимнастика Футбольный клуб Психология Лечебная физкультура |
Проектная | Я- исследователь |
Военно-патриотическая | Классные часы ,круглые столы Уроки мужества Акции «Забота» |
Вся система внеурочной деятельности осуществляется на бесплатной основе. Привлечение ресурсов данных учреждений позволило значительно расширить спектр и повысить качество услуг дополнительного образования, направленных на удовлетворение образовательных потребностей, интересов детей, рационально использовать собственные площади, привлечь к работе квалифицированные кадры, а близость расположения учреждений обеспечила занятость во второй половине дня большинства обучающихся.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи ( учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы ( контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности..
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержании различных курсов и внеурочной деятельности.
В классе дети активно участвуют в проектной деятельности. Ребята кропотливо, с интересом, шаг за шагом проявляют свои способности, развивают креативность, формируют определенные личностные качества. Сначала ученики выполняют разработку проекта, затем практическую реализацию проекта и его защиту. Основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.
Ученики делают сообщения о проделанной работе , а учитель следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Так с проектом «Правильный портфель» , подготовленным учениками третьих классов, дети приняли участие в конкурсе проектов г. Воронежа в тематическом разделе «Здоровый образ жизни». Объектом исследования стали ученики класса, их осанка как основа здоровья.
Цель исследования: выяснить, безопасен ли для здоровья вес моего портфеля и вес портфелей моих одноклассников.
Задачи:
- изучить (с помощью учителя) « Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в частности весовые нормы;
- провести взвешивание (с последующим анализом) учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля;
- описать, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит;
- доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, интервью, сбор информации из книг, других источников, эксперимент, работа с медицинскими документами.
Исследовательские умения и навыки: умение видеть проблему, умение задать вопросы, умение и навыки наблюдения, умение классифицировать, делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.
Учащиеся выпустили памятку.
«Правильный портфель»
Памятка
- Помни:
- лямки на ранце должны быть широкими
- носить ранец следует на обоих плечах
-пустой «правильны» портфель весит 300-500 граммов
2.Собирай портфель правильно: клади в него только школьные принадлежности.
3. Правильно распределяй вес предметов внутри ранца ( учебники - к спине).
4. Проверяй портфель ежедневно: бери учебники и тетради согласно расписанию уроков.
5. Раздели свой вес на 10! Это безопасный вес твоего портфеля!
Защита проекта проходила эмоционально, выразительно, с творческим подходом.
По итогам защиты проектов наши учащиеся стали победителями.
Этот проект был доведен до успешного завершения, оставил у детей ощущение гордости за полученный результат.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия ребенка своих интересов, своих увлечений. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков и отработка механизма реализации внеурочной деятельности в каждом из образовательных учреждений требует решения некоторых проблем , с которыми сталкиваются педагогические коллективы. Тем не менее уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития.
Литература
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, изд.3,Москва, «Просвещение», 2011.
2.«Перспектива», Сборник рабочих программ, Москва, «Просвещение», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Материал предоставит ВАМ возможность пользоваться рабочими программами некоторых клубов , кружков , объединений для организации внеурочной деятельности по нескольким направлени...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Организация внеурочной деятельности отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, исследования и др.Основным преимуществом внеу...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация, проблемы, пути решения.
Заинтересованность школы и учителя в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные резуль...
Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения МАОУ «СОШ№6».
В статье описана модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направленная на то,чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной....
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю...
Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования
Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по УВР...