доклад Развитие аналитико - синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач
методическая разработка на тему

Черепанова Олеся Геннадьевна

обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_metodicheskom_obedineniirar.rar795.11 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях бурного развития науки и техники преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня развития их мышления с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях. В связи с этим важно обучать школьников основным приёмам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты.

         Изучение математике отводится одно из центральных мест.  Математика относится к числу предметов, усвоение содержание которой часто взывает затруднения у учащихся.    

        Причинами затруднений могут быть несформированными умения и навыки мыслительной деятельности, такие как анализ, синтез. Таким образом, мной была выбрана тема «Развитие аналитико-синтетической  деятельности младших школьников при изучении текстовых задач».

Актуальность данного исследования состоит в том, что до сих пор, при наличии богатой методической литературы, различных приёмах обучения, самым важным в преподавании математике остаётся обучение учащихся решению задач, но оно полноценно не может осуществляться без применения операций анализа и синтеза.

Вопросам исследования аналитико–синтетической деятельности посвящены работы психологов Л. И. Анцыферовой, Л. С. Выгодского, В. А. Крутецкого.

Цель: Развитие аналитико – синтетической деятельности младших школьников на уроках математики.

Задачи: 1.        Определить особенности аналитико – синтетической деятельности в младшем школьном возрасте.

2.        Организовать работу по развитию деятельности на уроках математики.

Перечень вопросов по самообразованию:

 1. Изучение психолого – педагогической литературы;

  1. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
  2. Совершенствование методов учебного процесса;

Предполагаемый результат: Повышение интереса и результативности на уроках математики.

Анализ–(от греч. analysis – разложение, расчленение)–рассмотрение, изучение чего – либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого–либо предмета или явления.

Синтез–(от греч. synthesis–соединение, сочетание)–соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противопоставляется анализу, с которым он неразрывно связан. Синтез и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого.  

Таким образом, в процессе решения любой текстовой задачи можно выделить несколько этапов:

1 этап – первичное восприятие и анализ задачи;

Сначала задачу читает учитель или кто- то из учеников. Затем учащимся предлагается прочитать задачу про себя, для сосредоточения на её содержании. Основная цель этого этапа–добиться, чтобы каждый ученик чётко представил себе, о чём эта задача, что в задаче известно, что нужно найти, какая существует зависимость между данными, какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и искомое, что является искомым.

2 этап - поиск решения задачи;

После ознакомления с содержанием задачи можно приступить к поиску её решения. Выделяются несколько приёмов поиска решения задачи. Иллюстрация задачи – это использование средств наглядности для выявления величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для установления связей между ними. Иллюстрация может быть предметной и схематической. В первом случае используются для иллюстрации либо предметы, либо рисунки предметов, о которых идёт речь в задаче: с их помощью иллюстрируется конкретное содержание задачи. Предметная иллюстрация помогает создать яркое представление той жизненной ситуации, которая описывается в задаче, что в дальнейшем послужит отправным моментом для выбора действия. Предметной иллюстрацией пользуются только при ознакомлении с решением задачи нового вида и преимущественно в 1 классе. Начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись задачи. В краткой записи фиксируются в удобообразной форме величины, числа данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чём говорится в задаче: «было», «положим», «стало» и т.п., и слова, обозначающие отношения: «больше», «меньше», «одинаковая» и т.п. Краткую запись задачи можно выполнять в таблице и без неё, а также в форме чертежа. Иллюстрацию в виде чертежа целесообразно использовать при решении задач, в которых даны отношения значений величин (больше, меньше, столько же), а также при решении задач, связанных с движением. При этом надо соблюдать указанные в условии отношения: большее расстояние изображать большим отрезком.  Чертеж наглядно иллюстрирует отношение значений величин, а в задачах на движение схематически изображает соответствующую ситуацию.

Любая из названных иллюстраций только тогда поможет ученикам найти решение, когда её выполняют сами дети, поскольку только в этом случае они будут анализировать задачу сами. Дети могут установить связи между данными и искомым и выбрать соответствующее арифметическое действие только с помощью учителя. В этом случае учитель проводит специальную беседу, которая называется разбором задачи. При разборе задачи нового вида учитель должен в каждом отдельном случае поставить детям вопросы так, чтобы навести их на правильный или осознанный выбор арифметических действий. Очень важно чтобы вопросы не были подсказывающими, а вели бы к самостоятельному нахождению пути решения задачи. Разбор задачи заканчивается составлением плана решения.

План решения – это объяснение того, что узнаём, выполнив то или иное действие, и указания по порядку арифметических действий.

Часто при введении задач нового вида ученики затрудняются самостоятельно составить план решения, тогда им помогает учитель. В этом случае рассуждение можно строить двумя способами: идти от вопроса задачи к числовым данным или от числовых данных идти к вопросу.

3 этап -  выполнение решения задачи;

Решение задачи–это выполнение арифметических действий, выбранных при составлении плана решения. При этом обязательны пояснения, что находим, выполняя каждое действие. Решение задачи может выполняться устно и письменно. При устном решении соответствующие арифметические действия и пояснения выполняются устно. Решение почти половины всех задач должно выполняться в начальных классах устно. При этом надо учить детей правильно и кратко давать пояснения к выполненным действиям.

Таким образом, благодаря текстовой задаче и происходит развитие таких мыслительных операций, как анализ и синтез, т. к. невозможно решить задачу, ответить на её вопрос без анализа условия, разложения его на составные части, после чего соединения частей для записи решения– применения операции синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование учебной деятельности первоклассников на материале решения текстовых задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого/

В статье раскрыты особенности проектирования учебной деятельности первоклассников на материале решения задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого, описаны этапы формирования умения решать зад...

Статья "Реализация педагогических условий развития аналитико-синтетического восприятия младших школьников на уроках природоведения в четвёртом классе"

Возможность использования приемов  аналитико-синтетического восприятия для позновательного развития младших школьников на уроках природоведения в 4 классе....

Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач

Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач...

Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач

Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач...

«Развитие дивергентного мышления учащихся начальных классов при решении текстовых задач»

Внедрение в школьный курс нестандартных видов работы над задачей...