Мастер -класс на ШМО по теме " Формирование регулятивных ууд на уроках математики"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Формирование регулятивных УУД на уроках математики в начальной школе средствами ОС « Школа 2100» ( слайд 2-3)
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся: (слайд 4)
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). ( слайд 5-6)
В курсе математика авторов С.А. Козловой и Т.Е. Демидовой дети осваивают:
-числа и действия над ними,
-величины,
-элементы геометрии,
-элементы алгебры,
-текстовые задачи.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Передо мной встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приём формирования действий целеполагания. ( слайд 8-9)
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.
Рассмотрим несколько приёмов целеполагания ( слайд 10-17)
Приёмы принятия цели урока:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Учебник по которому я работаю представляет собой технологическую карту не только для учителя, но и для ученика, с понятными плашками и значками.
Но чтобы сделать урок более выгодным и ярким, я по возможности изменяю приемы целеполагания. ( слайд 18-19).
Например тему « Доли» можно начать с просмотра мультфильма « Апельсин», дети видят, наглядно применение этой темы. Сразу делают прогноз « где нам пригодится тема доли.» и т.д.
Показатели успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий выраженных в категориях:
∙ знаю/могу
∙ хочу
∙ делаю
Хочется дать несколько рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных действий:
1. Научить ребенка:
а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;
б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу;
в) исправлять ошибки.
2. Помогите ребенку:
- научиться адекватно оценивать выполненную работу.
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени
ПРИЛОЖЕНИЕ
Условия формирования и развития регулятивных действий на уроках и внеурочной деятельности можно выделить:
1. Необходимость приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
3. Регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок( обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
-организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп;
-учебный конфликт;
-обсуждение участниками способов своего действия;
-заполнение рефлексивного портфолио.
Диагностика и формирование регулятивных универсальных учебных действий :
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
- диспут;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
выбирать средства для организации своего поведения;
запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
начинать и заканчивать действие в нужный момент;
тормозить ненужные реакции.
Критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности становится вид помощи.
Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка.
Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше».
Действие выполняется ошибочно - вопрос «Разве так?».
Действие выполняется ошибочно повторно - вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия.
Неправильно выполняется все задание. Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
Результатами сформированности регулятивных УУД становится то, что:
Ученик умеет составлять план действий.
Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Ученик способен к волевому усилию.
Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
У ученика сформирован внутренний план действий.
Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Формирование познавательных УУД на уроках математики в 1 классе
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.Приоритетной целью школь...
Презентация "Система заданий по формированию регулятивных УУД на уроках математики в 1 классе", комментарий к слайдам
Данный материал поможет учителю при подготовке к урокам по теме "Слагаемые.Сумма", можно использовать как выступление на педсовете, семинаре....
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему: "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"
Очень часто учитель, готовясь к урокам математики, задумывается о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активность на протяжении всего урока. Как сделать так, чтобы процесс об...
Презентация на тему:"Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"
Презентация в формате Power Point...
Методический семинар на тему "Формирование ключевых компетенций на уроках математики в начальной школе"
Мметоды и приемы работы на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностого подхода к обучению математики в начальной школе....
конспект урока по математике на тему формирование вычислительных навыков на уроках математики
Сформировывать у детей вычислительные навыки ....