Выступление по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах»
материал по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Выступление по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах»
Из опыта работы учителя начальных классов средней школы №22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева г. Ульяновска Томнатовой Г.Г.
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность — это умение находить решение в сложной жизненной ситуации, опираясь на навыки, полученные в школе, то есть применять предметные знания в жизненных ситуациях.
Этот термин появился еще в конце 50-х годов ХХ века и был обозначен ЮНЕСКО, как способность человека «пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)».
Как это связано с развитием российского образования?
Стратегическая цель России — к 2024 году попасть в топ-10 стран по качеству общего образования. Для анализа этого показателя используется PISA (Programme for International Student Assessment). Это международная программа оценки качества обучения, учрежденная Организацией экономического сотрудничества и развития.
Замер в формате тестирования проводится раз в 3-4 года среди 15-летних подростков. Рейтинг оценивает практические навыки школьников и умение применять академические знания в жизни. Это также показывает экономический и социальный потенциал страны, а не только уровень функциональной грамотности.
В рейтинге российские школьники традиционно оказываются примерно в середине списка, занимая средние позиции или ниже средних по различным блокам тестирования. В 2018 году из 79 стран Россия по совокупности результатов оказалась на 18 месте.
В 2022 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отказалась от проведения PISA в России. В Рособрнадзоре намерены заменить тестирование отечественным аналогом уже этой осенью.
Что нужно уметь ученику, чтобы называться функционально грамотным?
Функциональная грамотность складывается их нескольких составляющих:
- Читательская — чтение и понимание текста (в том числе формулировки задачи, инструкции, вопроса);
- Математическая — не только расчеты, но и логичность, структурность мышления;
- Естественно-научная — умение объяснять различные явления с научной точки зрения, использовать исследовательские методы;
- Финансовая — умение принимать разумные финансовые решения;
- Креативное мышление — способность предложить нестандартный и творческий выход из ситуации;
- Глобальные компетенции — умение мыслить широко, адаптироваться к новым обстоятельствам, использовать коммуникативные навыки.
Соответственно, на уроках литературы в большей степени развивается читательская грамотность, алгебры и геометрии — математическая, географии, биологии, химии, физики — естественно-научная и т.д. Но при этом невозможно, например, решить задачу, если неправильно прочитать ее условие и не понять смысл или неправильно выполнить арифметические вычисления.
Поэтому гармоничное развитие функционально грамотного ученика можно реализовать только через взаимосвязь всех школьных предметов в образовательном процессе.
Может быть, функциональная грамотность — просто веяние моды?
Вообще говоря, это межпредметный навык. Он связан с метапредметными результатами освоения школьной программы, а конкретнее – с универсальными учебными действиями, УУД (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) — ключевым понятием ФГОС, которое сохранилось и даже стало более конкретным в новом стандарте, принятом в 2021 году.
Это значит, что функциональная грамотность — не просто новомодный тренд, а главная тенденция развития российского и мирового образования, которую уже сейчас должен брать на вооружение каждый современный учитель-профессионал.
Конечно, внедрение школьных знаний в реальную жизнь — не внезапное озарение экспертов образования, а многолетняя практика многих опытных и знающих педагогов. Активное обсуждение этой темы — лишь знак того, куда сместился фокус развития образования.
Например, значительные изменения в ОГЭ и ЕГЭ последних лет — тоже показатель влияния функциональной грамотности.
Во главе угла не просто знание фактов, дат или формул, но их практическое применение. Сделан акцент на то, что школа должна научить ребенка анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе выводы.
Заместитель директора ФИПИ Ольга Котова об изменениях в экзаменах
Преимущества функциональной грамотности
На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.
Как начать формирование функциональной грамотности школьников на уроках?
Самый беспроигрышный вариант — включать соответствующие задания в уроки. Это можно сделать так:
- в начале любого урока как работы-пятиминутки или небольшие проверочные или в конце урока, если осталось время;
- дополнить подходящими к теме заданиями для актуализации, повторения или закрепления материала;
- использовать в начале урока как задание-прогнозирование новой темы.
Где брать задания на формирование функциональной грамотности школьников?
Разрабатывать задания с нуля не придется, существуют авторитетные ресурсы с готовыми заданиями на формирование функциональной грамотности школьников.
- Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
- Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
- Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
- Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.
На уроках математики я использую задания, которые есть в учебнике, например, по теме «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость», некоторые я брала в работах других учителей, в сборниках. Некоторые задания составляю самостоятельно.
Например, при подготовке к семинару по теме «Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы», на уроке математики я использовала игровую технологию при решении задач. На урок пришли сказочные герои Кот в сапогах, Буратино и Незнайка, которые накопили небольшую сумму денег, для того чтобы купить в нашей школьной столовой вкусную выпечку. Они обращаются к ребятам с просьбой, чтобы они посчитали их накопленные деньги. Деньги Кота в сапогах посчитали ребята 1 ряда, деньги Буратино посчитали ребята 2 ряда, а деньги Незнайки ребята 3 ряда. Пока ребята подсчитывали деньги, сказочные герои отправились в школьную столовую, чтобы рассмотреть, что там продается и выбрать себе покупки. На доске были прикреплены картинки с изображением пиццы, сосиски в тесте, булочки, пирожков, разных видов сока, чая с лимоном, какао. На каждом товаре была указана цена.
Сосиска в тесте- 40 рублей
Пицца-40 рублей
Булочка сладкая-24 рубля
Пирожок с яблоками-18 рублей
Сок яблочный-30 рублей
Сок виноградный- 30 рублей
Сок абрикосовый- 30 рублей
Чай с лимоном-12 рублей
Какао- 13 рублей
Подсчитав содержимое в кошельках сказочных героев, получилось, что Кот в сапогах накопил 100 рублей, Буратино -34 рубля, а Незнайка- 85 рублей. Учитель предложил – оставить сказочным героям деньги на проезд на обратную дорогу, исходя из того, на каком виде транспорта он поедет домой. Поэтому сначала от накопленной суммы мы вычитали стоимость билета, а затем спрашивали героев, что они выбрали в столовой, рассчитывали, хватит ли оставшихся денег на покупку. Работая над данной задачей, почти все было, как в реальной жизни. Учащиеся учились рассчитывать деньги на покупки, и я думаю, что небольшой практический опыт, которые ребята приобрели на уроке, уже сейчас они могут им воспользоваться, когда пойдут в столовую, в магазин.
Следующая задача была на развитие умения правильно распределять заработанные деньги.
Рассмотри на диаграмме результаты опроса учащихся 5А класса нашей школы «На что в первую очередь человек должен потратить деньги?»
2. Запиши ответы в квадратиках цифрами.
В первую очередь человеку нужно потратить деньги:
– на покупку игрушек - □ человек
– на продукты питания - □ человек
- на одежду - □ человек
- на оплату жилья - □ человек
- посещение кафе - □ человек
3. Сколько человек в 5А классе приняло участие в опросе. Запиши решение задачи.
_________________________________________________________________
4. Ответь устно: На что решили потратить деньги большинство учащихся 5А класса?
А как считаешь ты, на что в первую очередь человек должен потратить деньги? Далее была самостоятельная работа по решению задач.
Задачи из сборников, которые я использую на уроках.
3адача№1.
В ближнем магазине книга стоит 200 рублей, а в дальнем 160 рублей. В каком магазине выгоднее купить книгу, если поездка на автобусе составит 28 рублей?
1)28+28=56 (р)- нужно на поездку в дальний магазин и на поездку, чтобы вернуться обратно.
2) 160+56= 216(р.)- нужно, чтобы оплатить за книгу в дальнем магазине и доехать до магазина и вернуться обратно.
3) 216 р. больше 200 р.
Ответ: книгу выгоднее купить в ближнем магазине за 200 рублей.
Приведу примеры из сборника Р.А. Казаковой, О.И.Кравцовой «Развитие Функциональной грамотности на уроках математики в 3 классе», который можно найти в интернете по ссылке: file_1615117376.pdf
Задача№2.
Коля весит 45 кг, Дима- на 7 кг меньше, а Вася- на 5 кг больше , чем Дима. Смогут ли эти ребята подняться на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не более 120 кг?
1)45-7=38(кг)-весит Дима
2)38+5=43(кг)-весит Вася
3) 45+38+43=126 (кг)-вес троих ребят
Ответ: лифт за один раз поднимает не больше 120 кг. Эти ребята не смогут подняться одновременно.
Задача№3.
Витя вылепил игрушку из глины за 40 минут. На раскрашивание этой игрушки он потратил времени в 2 раза меньше, а потом в течение1 часа игрушка обжигалась в печи. Сколько времени ушло на изготовление игрушки?
10 40:2=20 (мин)- ушло на раскрашивание
2)40+20+60=120 (мин)-ушло на изготовление игрушки
3)120мин=2ч
Ответ: 2часа.
В данный момент подбираю задания, которые будут связаны с новогодним праздником.
3адача№4.
В пакет можно положить 2 кг продуктов. Сколько таких пакетов нужно взять папе, чтобы купить 3 кг картофеля, 1 кг моркови и 1 кг лука.
Ответ:__________________
Задача №5 Приготовление праздничного угощения.
а) Приготовление салата «Оливье».
Миша и Таня решили сами приготовить салат для гостей. Это будет салат «Оливье».
В библиотеке Миша нашел интересную статью о происхождении этого блюда.
Возьмите карточку с текстом. Прочитайте.
Салат «Оливье».
Салат Оливье существует очень давно и пользуется огромной популярностью. Изобрел этот салат в 1860-е годы повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира "Эрмитаж". В "Эрмитаже" можно было отведать те же кушанья, которые подавались в особняках вельмож. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни был изобретенный хозяином салат необычайного вкуса - "Салат Оливье", способ приготовления которого знаменитый повар держал в тайне. Многие повара пытались приготовить этот салат, но ни у кого он не получался. По некоторым данным, первоначальный рецепт салата таков:
2 рябчика, телячий язык, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.
Прошло много лет, но салат «Оливье» (другое название современного рецепта этого салата — «Зимний») остаётся незаменимым блюдом на праздничном столе. Простота изготовления и доступность продуктов сделали этот салат чрезвычайно популярным.
Задания по тексту «Салат «Оливье».
- Подчеркните ответ на вопрос: Почему салат так необычно называется?
- Найдите и подчеркните ответ на вопрос: что входило в старинный рецепт салата? Прочитайте.
- В рецепте салата «Оливье» упоминаются пикули и каперсы. Каким словарём ты должен воспользоваться, чтобы узнать значение этих слов? Ответ обведите кружком.
А) Орфографическим словарем Б) Толковым словарем В) Словарём синонимов
Г) Словарём антонимов Д) Этимологическим
4. Какую незнакомую вам величину содержит старинный рецепт, напишите._____________
5. В каком разделе справочника «Старинные меры» вы будете искать значение найденной вами величины?
А) Меры длины
Б) Меры массы
В) Меры объема
Г) Меры площади
6. Запишите, чему равно значение выбранной вами величины
1 фунт=___________________
Полфунта=________________ Четверть фунта=__________
Пикули – это овощи-малютки, замаринованные в пряном уксусном рассоле.
Каперсы — это набухшие, но не успевшие распуститься бутоны (цветочные почки) тернистого кустарника под названием Каперсник. С давних времен они используются в кулинарных блюдах в качестве приправы благодаря своему пикантному вкусу, необычному аромату и целебным свойства. Обычно размер каперсов по длине составляет не более одного сантиметра. В сыром виде цветочные почки не съедобны, поэтому перед употреблением в пищу их необходимо мариновать или солить.
Фунт-единица измерения массы и веса, около 454г.
Задача №6
Рассчитайте стоимость 3 порций салата по таблице
Пропорции для салата «Оливье»
Продукты | Количество на 3 порции | Стоимость продуктов на 3 порции | Количество продуктов на 6 порций | Цена | Стоимость продуктов на 6 порций |
Курица отварная | 100 г | 200 г | 30 р. 100 г | 60р. | |
Морковь | 1 штука | 2 штуки | 6 р. 1шт. | 12р. | |
Лук репчатый | 1 штука | 2 штуки | 3 р. 1шт. | 6р. | |
Огурцы маринованные | 1 штука | 2 штуки | 14 р. 1шт. | 28р. | |
Яблоки | ½ штуки | 1 штука | 12 р. 1шт. | 12 р. | |
Яйца | 2 штуки | 4 штуки | 7 р. 1шт. | 28р. | |
Зелёный горошек | 50 г | 100 г | 80 р. 100 г | 80р. | |
Картофель | 3 штуки | 6 штук | 20 р. 12 шт | 10р. | |
Майонез | 50 г | 100 г | 40 р. 100 г | 20р. | |
|
|
| Всего: | 256 р. |
Задача№7.
Мама предложила 2 варианта: купить пирожные в магазине или испечь самим.
Пирожное в магазине «Надежда» стоит 80рублей. Если приготовить дома, то на изготовление 10 штук потребуется сумма 500 рублей. Выгодно ли испечь пирожные дома? На сколько рублей домашнее пирожное стоит дороже или дешевле пирожного из магазина?
Решите задачу самостоятельно. Проверка по эталону. Оцените себя.
- 500:10=50(р.) – стоит 1 домашнее пирожное.
- 80-50= 30(р.) – дешевле 1 домашнее пирожное.
Ответ: выгоднее испечь пирожные дома.
Задача№8.
Мама заранее купила к празднику что-то вкусненькое к чаю.
Определите, в каком магазине мама совершила покупку?
Какой продукт она купила? Какую информацию об этом продукте даст нам чек?
Правильно ли выдана сдача?
Согласны ли вы, что кассир дал маме 2 купюры по 400 рублей и еще 85 рублей?
Кто попробует себя в роли кассира и выдаст правильно сдачи?
(работа с банкнотами и монетами). Один набирает, остальные проверяют.
Вывод: хотелось бы, чтобы задачи, которые развивают функциональную грамотность, были в учебниках, так как учителю приходится много времени тратить на поиск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.
Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)
В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
Выступление на РМО по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"...
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах
В статье говорится о формировании функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах....
«Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах»
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах...
Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...