"Проектная деятельность как условие самосовершенствования младших школьников"
статья на тему

Парышева Ольга Владимировна

Творческий проект как форма реализации деятельностного подхода  в обучении и воспитании младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект как форма реализации деятельностного подхода  в обучении и воспитании младших школьников.

Автор проекта: Парышева О.В., учитель начальных классов, классный руководитель 4Б класса, МБОУ «Гимназия № 31»

Тип проекта: творческий проект «Мой родной город»

Обоснование актуальности проекта

В реалиях современного мира  в нашем многонациональном государстве, как никогда, необходима консолидация граждан для противостояния рискам и вызовам в политике, экономике, информационном поле. Воспитание нового поколения россиян на основах гражданственности и патриотизма, памяти о великих событиях отечественной истории всемерно способствуют развитию этой актуальной задачи, поставленной в обществе на государственном уровне, поэтому воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей гражданско-патриотического воспитания. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Школьное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма, поэтому я решила осуществить проект, направленный на создание условий для формирования у детей любви к Родине, к родному городу и его истории.

Целевая группа:  обучающиеся 4 «Б» класса МБОУ «Гимназия №31»

Цель проекта:

формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся. Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ.

Задачи:

1. Изучение  истории  города Кургана  в прошлом, настоящем, будущем. (Посещение поселения Царёво    Городище, откуда и начинается история нашего города) .Обобщение и систематизация полученных знаний

2. Знакомство учащихся с музеями нашего города: Курганским областным    краеведческим музеем, музеем истории города, музеем авиации, музеем декабристов, с памятными местами ВОВ- Парк Победы,«Аллея Славы»,
памятник лыжникам «32-го       запасного лыжного полка» .

3. Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;

4. Знакомство  с  событиями, связанными с установлением обелисков,  мемориальных комплексов.

5. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;

 6. Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

7. Объединение усилий учителя и учащихся, для совместной деятельности по воспитанию и развитию каждого обучающегося;

8.Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Сроки реализации проекта: 2014-2016 год

Механизм реализации проекта:

В результате работы над проектом в соответствии с поставленными задачами были выделены следующие этапы работы:

Первый этап – подготовительный (2014) .

На этом этапе  учащимися при помощи учителя и родителей была собрана информация об истории города, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. При подготовке информации по теме проекта родители советовали дополнить ее какими-либо интересными фактами. Вместе с ребятами изучали литературу, посещали музеи города, беседовали с экскурсоводами. Взрослые помогали детям  в подборе материала, поиске источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта.

Второй этап – организационно-практический(2014-2015)  

Этот этап включает в себя несколько направлений. Для реализации данных направлений был разработан комплекс мероприятий, направленный на реализацию деятельностного подхода  в обучении и воспитании младших школьников ,формирование любви к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Кургана

Для реализации этого этапа был разработан комплекс мероприятий:

  • Виртуальное путешествие «Моя малая родина».
  • Путешествие « Уголок земли Зауральской в объективе юных фотографов»
  • Знакомство с достопримечательностями города, тесное сотрудничество с туристическими  агентствами  города (автобусные, пешие, виртуальные экскурсии.)
  • Рисование на тему «Дом, в котором я живу», «Мой город», «Домашняя утварь», «Народные костюмы».
  • Сочинение стихов про наш город  «Проба пера»
  • Создание коллажей  «Друзья мои меньшие»,« Мой двор», «Что мы видели в музее?»
  • Выставка детских работ «Улицы нашего города».
  • Конкурс поделок  «Мастерская  народных умельцев».
  • Изготовление макетов на различные темы
  • Написание сочинения-миниатюры «Сердцу милый уголок»
  • Викторина «Гуманитарный эрудит», «Люби и знай свой город»
  • Просмотр документальных фильмов о городе.

Третий этап – обобщающий (2015-2016)

Обобщив полученные результаты с целью определение актуальности          проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ,в ходе реализации данного этапа были приготовлены  презентации, составлены кроссворды, составлены викторины, созданы альбомы по различным темам.

Оформление альбомов:

«Курган-любимый город».

«Я живу в Зауралье».

«Сердцу милый уголок»

«Наши стихи о любимом городе»

«Улицы нашего города»

Завершать работу по теме проекта будет КТД « Телемост-родители-дети».

Ожидаемые результаты проекта:

Проживая в городе Кургане, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах. Не  следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории города, символике, достопримечательностях, знают имена тех, кто основал и прославил город, начали проявлять интерес к событиям городской жизни ,отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Оценка эффективности проекта:

Оценить эффективность проекта предполагается в январе 2016 года, используя критерии:

*Повышение качества знаний по истории, краеведению, информационным технологиям, русскому  языку, литературе.

*Улучшение психоэмоциональной обстановки и сплочение  детского     коллектива.

*Самостоятельное создание презентации на заданную или выбранную тему .

* Участие в научно-исследовательской работе, защита работ на НПК.

*Создание  творческих работ .

 



Предварительный просмотр:

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Школьное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, , поэтому я решила осуществить проект,               направленный на создание условий для формирования у детей любви к Родине, к родному городу и его истории.

 После бесед о нашем городе мы с ребятами выбрали тему       « Мой родной город».              Разбились на группы по интересам. Группы рассматривали историю города с разных сторон.       Детьми были представлены сообщения, презентации, фотографии.

Задачи:

1. Изучение  истории  города Кургана  в прошлом, настоящем, будущем. (Посещение поселения Царёво    Городище, откуда и начинается история нашего города) .Обобщение и систематизация полученных знаний

2. Знакомство учащихся с музеями нашего города: Курганским областным    краеведческим музеем, музеем истории города, музеем авиации, музеем декабристов, с памятными местами ВОВ- Парк Победы,«Аллея Славы»,
памятник лыжникам «32-го       запасного лыжного полка» .

3. Развитие исследовательских навыков, творческих способностей учащихся;

4. Знакомство  с  событиями, связанными с установлением обелисков,  мемориальных комплексов.

5. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества, воспитание гражданина;

 6. Создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

7. Объединение усилий учителя и учащихся, для совместной деятельности по воспитанию и развитию каждого обучающегося;

8.Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Цель проекта:

формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся. Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ

В соответствии с поставленными задачами были выделены следующие этапы работы:

Первый этап – подготовительный (2014) .

На этом этапе  учащимися при помощи учителя и родителей была собрана информация об истории города, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка.

Взрослые помогали детям  в подборе материала, поиске источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта.

Второй этап – организационно-практический(2014-2015)

Этот этап включает в себя несколько направлений. Для реализации данных направлений был разработан комплекс мероприятий,

  • Виртуальное путешествие «Моя малая родина».
  • Путешествие « Уголок земли Зауральской в объективе юных фотографов»
  • Знакомство с достопримечательностями города: Курганский драматический театр, театр «Гулливер»…,тесное сотрудничество с туристическими  агентствами  города (автобусные, пешие, виртуальные экскурсии.)
  • Рисование на тему «Дом, в котором я живу», «Мой город», «Домашняя утварь», «Народные костюмы».
  • Сочинение стихов про наш город  «Проба пера»
  • Создание коллажей  «Друзья мои меньшие»,« Мой двор», «Что мы видели в музее?»
  • Выставка детских работ «Улицы нашего города».
  • Конкурс поделок  «Мастерская  народных умельцев».
  • Изготовление макетов на различные темы.
  • Написание сочинения-миниатюры «Сердцу милый уголок»
  • Викторина «Гуманитарный эрудит», «Люби и знай свой город»
  • Просмотр документальных фильмов о городе.

Третий этап – обобщающий (2015-2016)

Обобщив полученные результаты с целью определение актуальности  проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ,         в ходе реализации данного этапа были приготовлены  презентации, составлены кроссворды, викторины, созданы альбомы по различным темам.

Оформление альбомов:

«Курган-любимый город».

«Я живу в Зауралье».

«Сердцу милый уголок»

«Наши стихи о любимом городе»

«Улицы нашего города»

Завершать работу по теме проекта будет КТД « Телемост-родители-дети».

Ожидаемые результаты проекта:

Проживая в городе Кургане, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах. Не  следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу,

но если в ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории города, символике, достопримечательностях,

знают имена тех, кто основал и прославил город, 

начнут проявлять интерес к событиям городской жизни отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Оценка эффективности проекта:

Оценить эффективность проекта предполагается в январе 2016 года, используя критерии:

*Повышение качества знаний по истории, краеведению, информационным технологиям, русскому  языку, литературе.

*Улучшение психоэмоциональной обстановки и сплочение  детского     коллектива.

*Самостоятельное создание презентации на заданную или выбранную тему .

* Участие в научно-исследовательской работе, защита работ на НПК.

*Создание  творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в экологическом воспитании младших школьников

Автор: Шишкина Анна Викторовна,учитель начальных классовКонтактный электронный адрес: anna100278@mail.ruМесто работы: МОУ «Средняя школа №22»г. Балаково Саратовской области ...

Значение проектной деятельности в процессе развития младших школьников.

Метод проектов-педагогическая технология 21 века, главная задача которой заключается в стимулировании иртереса школьника к учебной деятельности....

«Проектная деятельность как средство социализации младших школьников в рамках ФГОС НОО».

Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №25» Асейкиной Людмилы ВладимировныСодержание:1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен¬ствования учебно-воспита...

Проектная деятельность-эффективное условия социализации младших школьников

Мастер- класс"Проектная деятельность – эффективное условие социализации младших школьников»»Проект « Каждой пичужке кормушка»   «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»....

Проектная деятельность в формировании УУД младших школьников

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников...

Организация проектной деятельности в работе с младшими школьниками как важное условие в реализации ФГОС

Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с  дистанционным обучением, связанным с  развитием личности...