Организация проектной деятельности в работе с младшими школьниками как важное условие в реализации ФГОС
учебно-методический материал (4 класс)
Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с дистанционным обучением, связанным с развитием личности, формированием у обучающихся способности мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. В статье хочу показать , как "крепкое, качественное зерно является залогом богатого урожая, так и начальная школа - основой успешности, фундаментом всей школьной жизни".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в работе с младшими школьниками как важное условие в реализации ФГОС
Введение
Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности - один из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования.
Педагогика располагает различными методиками формирования исследовательских навыков. Это, прежде всего, метод проектов, технологии проблемного обучения, моделирование и другие. Исторически метод проектов появился в середине прошлого века. Близка к проектным технологиям обучения система организации занятий в школе, при которой осуществляется сочетание занятий в больших и в малых группах и индивидуально. Эта система была разработана профессором педагогики из США Ллойдом Трампом в 60-х годах XX века. В начале XX в. в г. Дальтон (США) педагог Елена Пархерст предложила лабораторный план организации занятий: учителя выдавали письменное задание каждому учащемуся, уроки отменялись. Некоторые педагоги считают необходимым включать в учебную диаду сильного и слабого учащихся. Но Г. А. Цукерман полагает, что "слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. К подобным выводам еще в начале прошлого века пришел известный психолог Л. С. Выготский.
В своей статье хочу сделать акцент на то, как «крепкое, качественное зерно является залогом богатого урожая, так начальная школа – основой успешности всей школьной жизни». Статья представляет собой теоретический материал по организации проектной деятельности, что позволит педагогам сформировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность, учителя научат ребят освоить разные способы поиска материала и решения проблем, проводить исследования, делать самостоятельные выводы, что способствует развитию у обучающихся самостоятельности, любознательности, творческой активности.
Основная часть. Организация проектной деятельности в современной школе
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
В настоящее время, реализуя требования ФГОС НОО, важно понимать, что большое внимание сейчас уделяется использованию современных образовательных технологий. С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося, т.к. ФГОСы определяют духовно - нравственное развитие и воспитание первоочередной задачей современной образовательной среды.
Современная школа должна стать уютным, комфортным и любимым местом ученика, потому что «процесс социализации невозможен без создания необходимых условий для детей; место, где ощущается и поддерживается пульс жизни». «Одна из целей – помочь ребёнку почувствовать биение жизни вокруг него его круга общения и его мира» (Марта и Росс Снайдеры).
Перед учителем стоит ряд задач, направленных на духовно-нравственное воспитание. В рамках реализации требований ФГОС большое внимание уделяется организации и использованию проектной деятельности. Занимаясь проектной деятельностью, обучающиеся учатся:
- Самостоятельному, критическому мышлению
- Размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база качеств, способностей, потребностей личности.
В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, внеклассных мероприятий, изменить их форму. Например, уроки-проекты дают возможность снять перегрузку у младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительной деятельности, а значит, проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Этапы реализации метода проектов
1.Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
2.Поисково-исследовательский этап
3.Трансляционно-оформительский этап
4. Заключительный этап
(Из опыта работы)
При организации проектной деятельности в работе со своими учениками использую следующий алгоритм разработки проекта: проблема – цель – результат. После того как выявлена проблема и намечена цель, мы с учащимися делаем следующее:
- Устанавливаем наличие имеющихся ресурсов и определяем недостающие ресурсы (Что уже есть для выполнения предстоящей работы, а чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать).
- Ставим задачи.(Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта)
- Намечаем этапы работы.(Делим всю работу на части)
- Обсуждаем выбор способов решения задач на каждом этапе.
- Определяем сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
В методике работы по организации проектной деятельности существует определённая структура проекта: введение, основная часть, заключение. Учащиеся уже усвоили, что введение – это часть, в которой они мы вместе определяем тему, ставим цели и задачи, они делают попытки выдвигать свои гипотезы и способы их проверки. Основная часть – это описание поэтапного решения задач. На данном этапе я предлагаю ученикам активно использовать фразы-клише:
- Я начал свою работу с того, что…
-Потом я приступил к…
- Я завершил свою работу тем, что…
Бывает, что ученики не сразу могут сориентироваться в работе, и тогда они используют такие клише, как:
- В работе я столкнулся с трудностями…
-Я отклонился от плана, и у меня…
-План моей работы был нарушен, но я смог…
Отрадно слышать от моих обучающихся, которые достойно справляются с работой и заявляют:
- Мне удалось достичь цели проекта, потому что…
Заключение. Учащиеся понимают, что это та часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислить то, что удалось, и что нет, сделать соответствующие выводы, сформулировать рекомендации . (Защита проекта)
Очень важно!!! После защиты проекта важно оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений обучающихся. Чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность необходимо провести несложные мини-тесты, потому что проектная деятельность направлена на решение конкретных проблем, на достижение заранее запланированного результата.
Что такое проект для ученика? В чём польза методически грамотно организованной проектной деятельности? В проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Эта работа позволяет ребёнку делать для себя «научные» открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Каждый ученик больше узнаёт о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность способствует развитию общеучебных навыков: социальных, коммуникативных, исследовательских.
Что такое проект для учителя?
Это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Научить каждого ученика добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности – задача учителя. Поэтому я беру на себя роль консультанта, помощника, информатора, координатора. Я стараюсь ему показать: проблему решаем вместе. Мой интерес – движущая сила ученика. Главное в обучении и воспитании – это процесс открытия, нахождения информации, знаний. «Мы вместе узнаём, открываем. Я тебе помогу добыть знания».
Родители учеников – это первые помощники. Совместная работа (ученик-учитель-родители) позволяет выстроить особые отношения: сотрудничество и равноправие, диалог как с учениками, так и с их родителями. Родителям важно понимать: они не должны брать на себя выполнение даже части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. Только помощь советом, информацией и проявление заинтересованности с их стороны!
Педагог должен тесно контактировать с семьёй, без этого содружества невозможно сформировать нужные черты личности. Поэтому учитель и родители всегда должны быть гармоничной парой.
Стараюсь убеждать родителей в том, что прекрасные дети вырастают в хороших семьях, в тех семьях, где мать и отец по-настоящему проявляют заботу друг о друге, уважительно относятся к окружающим, любят своих детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу: у него мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в до6ро, в учителя, в чуткость к людям.
Традиционными в нашей школе, а также в классе стали проекты по направлениям воспитательной программы:
- Проект по математике «Удивительные цифры»
- «Синий платочек»
- «Белые журавлики»
- «Ёлочные игрушки своими руками»
- «Покормите птиц зимой»
- «Люди искусства и культуры нашего края» и др.
Выполнение проектов на данные темы было обосновано мною формированием у учащихся основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, приобщение детей к культурным традициям семьи, общечеловеческим ценностям и др.
Цели проектной деятельности:
- Успешность
- Общеучебные организационные умения
- Умение поиска нужной информации
- Творческие общеучебные умения
- Применение полученных знаний
- Привлечение родителей
Заключение
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ученика.. Ребёнок – это маленький Земной шар. В нём заложено много разных зёрен. Каждый ученик своеобразен и неповторим. И каждый новый для них проект – это новая и интересная игра, новые открытия пытливых и неутомимых маленьких исследователей в большом мире науки, искусства…
Чтобы сделать детей хорошими, надо сделать их счастливыми...Тут всегда семья и учитель должны быть сотрудниками. Посоветовать, как интересно организовать семейные праздники, вечера доверительных бесед, семейные экскурсии на выставки, культпоходы, просмотры телепередач познавательного характера, обмен мнениями - вот они, самые светлые и радостные события в жизни ребенка, они оставляют в памяти детей самые яркие впечатления. Учителя можно сравнить со скульптором. Только в руках у нас особый материал - дети. Какими они будут в дальнейшем - во многом зависит от нас. У поэта Михаила Светлова есть удивительные слова: «Настоящий Учитель – это не тот, кто тебя постоянно наставляет, а тот, кто помогает тебе стать лучше».
Литература
- Бокарова Г., Кикоть Е., Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся.// Alma-mater.- 2017.-№6.-с. 52-54.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений.Т.2.-М.: Педагогика, 1982.
- Ляхова Л.В. Организация проектной деятельности учащихся. // Начальная школа.- 2015.-№7.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// под ред. Е.С. Полат.- 2018.
Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/, http://zavuch.info/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум к педсовету «Реализация программ внеурочной деятельности в работе с младшими школьниками»
В статье представлена классификация результатов внеурочной деятельности учащихся по трём уровням....
Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО
Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....
"Организация инновационной деятельности, направленной на формирование ключевых компетентностей обучающихся в условиях перехода на ФГОС".
Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, его окружением. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебной деяте...
«Проектная деятельность как средство социализации младших школьников в рамках ФГОС НОО».
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №25» Асейкиной Людмилы ВладимировныСодержание:1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен¬ствования учебно-воспита...
«Физическое развитие младшего школьника через подвижные игры при реализации ФГОС НОО второго поколения»
Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание ...
Читательская компетентность младших школьников как одна из составляющих реализации ФГОС. Основы смыслового чтения и работа с текстом.
Как правильно сформировать читательскую компетентность. Этапы смыслового чтения....
Особенности организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками (из опыта работы)
Выступление на конференции (из опыта работы)...
- Мне нравится (2)