Организация проектной деятельности в работе с младшими школьниками как важное условие в реализации ФГОС
учебно-методический материал (4 класс)

Кирпичникова Галина Николаевна

Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с  дистанционным обучением, связанным с  развитием личности, формированием у обучающихся способности мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. В статье хочу показать , как "крепкое, качественное зерно является залогом богатого урожая, так и начальная школа  - основой успешности,  фундаментом всей школьной жизни".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в работе с младшими школьниками как важное условие в реализации ФГОС

Введение

Происходящие в современном обществе  изменения  требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

  Способность учащихся к самостоятельному решению проблем  в различных сферах жизнедеятельности - один из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования.

Педагогика располагает различными методиками формирования исследовательских навыков. Это, прежде всего, метод проектов,  технологии проблемного обучения,  моделирование и другие.  Исторически метод проектов появился в середине прошлого века. Близка к проектным технологиям обучения система организации занятий в школе, при которой осуществляется сочетание занятий в больших и в малых группах и индивидуально. Эта система была разработана профессором педагогики из США Ллойдом Трампом в 60-х годах XX века. В начале XX в. в г. Дальтон (США) педагог Елена Пархерст предложила лабораторный план организации занятий: учителя выдавали письменное задание каждому учащемуся, уроки отменялись. Некоторые педагоги считают необходимым включать в учебную диаду сильного и слабого учащихся. Но Г. А. Цукерман полагает, что "слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. К подобным выводам еще в начале прошлого века пришел известный психолог Л. С. Выготский. 

В своей статье хочу сделать акцент на то, как «крепкое, качественное зерно является залогом богатого урожая, так начальная школа  – основой успешности всей школьной жизни». Статья представляет собой теоретический материал по организации проектной деятельности, что  позволит педагогам сформировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность,  учителя научат ребят  освоить разные способы поиска материала и решения проблем, проводить исследования, делать самостоятельные выводы, что способствует развитию у обучающихся самостоятельности, любознательности, творческой активности.

Основная часть. Организация проектной деятельности в современной школе

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.

В настоящее время, реализуя требования ФГОС НОО, важно понимать, что большое внимание сейчас уделяется использованию современных образовательных технологий. С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Поэтому  именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося,  т.к. ФГОСы определяют духовно - нравственное развитие и воспитание первоочередной задачей современной образовательной среды.

Современная школа должна стать уютным, комфортным и любимым местом ученика, потому что «процесс социализации невозможен без создания необходимых условий для детей; место, где ощущается и поддерживается пульс жизни». «Одна из целей – помочь ребёнку почувствовать биение жизни вокруг него его круга общения и  его мира» (Марта и Росс Снайдеры).

Перед учителем стоит ряд задач, направленных на духовно-нравственное воспитание. В рамках реализации требований ФГОС большое внимание уделяется организации и использованию проектной деятельности. Занимаясь проектной деятельностью, обучающиеся учатся:

  • Самостоятельному, критическому мышлению
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база качеств, способностей, потребностей личности.

В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, внеклассных мероприятий, изменить их форму. Например, уроки-проекты дают возможность снять перегрузку у младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительной деятельности, а значит, проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Этапы реализации метода проектов

1.Подготовительный,  или вводный (погружение в проект)

2.Поисково-исследовательский этап

3.Трансляционно-оформительский этап

4. Заключительный этап

(Из опыта работы)

При организации проектной деятельности в работе со своими учениками использую следующий алгоритм разработки проекта: проблема – цель – результат. После того как выявлена проблема и намечена цель, мы с учащимися делаем следующее:

  1. Устанавливаем наличие имеющихся ресурсов и определяем недостающие ресурсы (Что уже есть для выполнения предстоящей работы, а чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать).
  2. Ставим задачи.(Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта)
  3. Намечаем этапы работы.(Делим всю работу на части)
  4. Обсуждаем выбор способов решения задач на каждом этапе.
  5. Определяем сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

В методике работы по организации проектной деятельности существует определённая структура проекта: введение, основная часть, заключение. Учащиеся уже усвоили, что введение – это часть, в которой они мы вместе  определяем  тему, ставим цели и задачи, они делают попытки выдвигать свои гипотезы и способы их проверки. Основная часть – это описание поэтапного решения задач. На данном этапе я предлагаю ученикам активно использовать фразы-клише:

- Я начал свою работу с того, что…

-Потом я приступил к…

-  Я завершил свою работу тем, что…

Бывает, что ученики не сразу могут сориентироваться в работе, и тогда они используют такие клише, как:

- В работе я столкнулся с трудностями…

-Я отклонился от плана, и у меня…

-План моей работы был нарушен, но я смог…

Отрадно слышать от моих обучающихся, которые достойно справляются с работой и заявляют:

- Мне удалось достичь цели проекта, потому что…

Заключение. Учащиеся понимают, что это та часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислить то, что удалось, и что нет, сделать соответствующие выводы, сформулировать рекомендации . (Защита проекта)

Очень важно!!! После защиты проекта важно оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений обучающихся. Чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность необходимо провести несложные мини-тесты, потому что проектная деятельность направлена на решение конкретных проблем, на достижение заранее запланированного результата.

Что такое проект для ученика? В чём польза методически грамотно организованной проектной деятельности? В проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания, умения,   навыки. Эта работа позволяет ребёнку делать для себя «научные» открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Каждый ученик больше узнаёт о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность способствует развитию общеучебных навыков: социальных, коммуникативных, исследовательских.

Что такое проект для  учителя?

Это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Научить каждого ученика добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности – задача учителя. Поэтому я беру на себя роль консультанта, помощника, информатора, координатора. Я стараюсь ему показать: проблему решаем вместе. Мой интерес – движущая сила ученика.   Главное в обучении и воспитании  – это процесс открытия, нахождения информации, знаний. «Мы вместе узнаём, открываем. Я тебе помогу добыть знания».

Родители  учеников – это первые помощники. Совместная работа (ученик-учитель-родители) позволяет выстроить особые отношения: сотрудничество и равноправие, диалог как с учениками, так и с их родителями. Родителям важно понимать: они не должны брать на себя выполнение даже части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта.  Только помощь советом, информацией и проявление заинтересованности с их стороны!  

Педагог должен тесно контактировать с семьёй, без этого содружества невозможно сформировать нужные черты личности. Поэтому учитель и родители всегда должны быть гармоничной парой.

Стараюсь убеждать родителей в том, что прекрасные дети вырастают  в хороших семьях, в тех семьях, где мать и отец по-настоящему  проявляют заботу друг о друге,  уважительно относятся к окружающим, любят своих детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу: у него мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в до6ро, в учителя, в чуткость к людям.

Традиционными в нашей школе,  а также в классе  стали проекты  по направлениям воспитательной программы:

  • Проект по математике «Удивительные цифры»
  •  «Синий платочек»
  • «Белые журавлики»
  • «Ёлочные игрушки своими руками»
  • «Покормите птиц зимой»
  •  «Люди искусства и культуры нашего края» и др.

Выполнение проектов на данные темы было обосновано мною формированием у учащихся основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, приобщение детей к культурным традициям семьи, общечеловеческим ценностям и др.

Цели проектной деятельности:

  • Успешность
  • Общеучебные организационные умения
  • Умение поиска нужной информации
  • Творческие общеучебные умения
  • Применение полученных знаний
  • Привлечение родителей

Заключение

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ученика.. Ребёнок – это маленький Земной шар. В нём заложено много разных зёрен. Каждый ученик своеобразен и неповторим.  И каждый новый для них проект – это новая и интересная игра, новые открытия пытливых и  неутомимых маленьких исследователей в большом мире науки, искусства…

Чтобы сделать детей хорошими, надо сделать их счастливыми...Тут всегда семья и учитель  должны быть сотрудниками. Посоветовать, как  интересно организовать семейные праздники, вечера доверительных бесед, семейные экскурсии на выставки, культпоходы, просмотры телепередач познавательного характера, обмен мнениями   - вот они, самые  светлые  и радостные события в жизни ребенка, они оставляют в памяти детей самые яркие впечатления. Учителя можно сравнить со скульптором. Только в руках у нас особый материал - дети.  Какими  они будут  в дальнейшем -  во многом  зависит от нас. У поэта Михаила Светлова есть удивительные слова: «Настоящий Учитель – это не тот, кто тебя постоянно  наставляет, а тот, кто помогает тебе стать лучше».

Литература

  1. Бокарова Г., Кикоть Е., Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся.// Alma-mater.- 2017.-№6.-с. 52-54.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений.Т.2.-М.: Педагогика, 1982.
  3. Ляхова Л.В. Организация  проектной деятельности учащихся. // Начальная школа.- 2015.-№7.
  4. Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования// под ред. Е.С. Полат.- 2018.

Интернет-ресурсы:  http://nsportal.ru/,     http://zavuch.info/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум к педсовету «Реализация программ внеурочной деятельности в работе с младшими школьниками»

В статье представлена  классификация результатов внеурочной деятельности учащихся  по трём уровням....

Опыт реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения и окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала....

"Организация инновационной деятельности, направленной на формирование ключевых компетентностей обучающихся в условиях перехода на ФГОС".

Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, его окружением. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебной деяте...

«Проектная деятельность как средство социализации младших школьников в рамках ФГОС НОО».

Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №25» Асейкиной Людмилы ВладимировныСодержание:1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен¬ствования учебно-воспита...

«Физическое развитие младшего школьника через подвижные игры при реализации ФГОС НОО второго поколения»

Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание ...