Проектная деятельность в экологическом воспитании младших школьников
статья (1 класс) по теме
Автор: Шишкина Анна Викторовна, учитель начальных классов Контактный электронный адрес: anna100278@mail.ru Место работы: МОУ «Средняя школа №22» г. Балаково Саратовской области Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и с каждым годом она становится острее. Новые исследования, новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: «Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?». Я, как учитель начальных классов, для внеклассной работы по экологическому воспитанию, выбрала проектную деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности младших школьников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме. Экологические проекты - это увлекательная игра для детей в «учёных», «исследователей», «защитников природы». Они способствуют активному вовлечению учащихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулируют комплексный подход в решении экологических задач. Для работы с младшими школьниками мною была составлена программа на основе проекта «Зеленая планета» Поляковой Е. В., в которой выделяю следующие цели:
Проект «Коллекция увиденных животных» Цель проекта – составление «коллекции» увиденных в зоопарке, заповеднике животных. Участники проекта изучают по книгам, кинофильмам жизнь, повадки, место обитания животных. Определяют, являются ли они исчезающим видом. По своим наблюдениям составляют рассказ о выбранном животном, коллекцию, в которой будут рисунки, фотографии, открытки по теме. Подведение итогов – праздник. Работы оформляются на экологической выставке. Вся информация собирается в классную коллекцию животных. Проект «Птичья столовая» Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Открытие птичьей «столовой» проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. В процессе наблюдения ученики ведут Дневник юного исследователя, в котором записывают виды зимующих птиц, делают их описание, зарисовки. Наблюдают за взаимоотношениями разных видов, делают выводы. Проект «Растения микрорайона» Цель проекта – составление гербария растений своего микрорайона, изучая основные виды деревьев, кустарников и трав, ознакомление с лекарственными растениями, растущими в микрорайоне. Во время прогулки в парк дети собирают лекарственные растения: мать-и-мачеху, цвет липы, крапиву, шиповник, мяту, лопух и т.п. В конце первой четверти проходит презентация исследований в нетрадиционной форме - чаепитие с использованием травяных сборов. Проект «Мы – дети Атомограда» Цель проекта – изучение географии и истории родного города. Проводятся экскурсии в библиотеку, Краеведческий музей, Информационный центр АЭС. Ребята узнают об истории возникновения промышленных предприятий, расположенных на территории города, получают первичные знания о значении данных объектов для жизни человека. Дети составляют рассказы, стихи о родном городе, рисуют его, делают поделки. Результатом проекта является участие в международном творческом конкурсе «Мы – дети Атомограда». Проект «Твое здоровье в твоих руках» Долгосрочный проект по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, как в учебной, так и внеурочной деятельности. Огромное значение здесь играет рационально организованный режим дня, предусматривающий разные виды деятельности младших школьников (учебной, игровой, трудовой). С первой беседы по данному вопросу, перед детьми ставится задача по улучшению экологической обстановки в классе. Каждый ученик продумывает свой план по сохранению здоровья всего коллектива. Составляется план мероприятий. Во – первых, в классе выращиваются цветы, что создает психологическую комфортность на уроках и переменах. Во – вторых, дети оформляют уголок здоровья. Он организован с целью формирования правильного отношения к своему здоровью. Также ежедневно в классе работает ароматический куб (успокаивает нервную систему) и Овион – С (очиститель воздуха, ионизатор) под контролем медицинского работника. Ребята пьют бутилированную воду из сертифицированной одноразовой посуды. В целях нормального развития растущего организма, с согласия родителей, дети получают витамины: «Аскорбиновая кислота», «Ревит». В классе ребята сами выращивают зелёный лук, который потом употребляют в пищу. Ежедневные занятия на воздухе: спортивный час, прогулка, игры и еженедельное посещение бассейна, общественно - полезный труд помогают детям восстановить работоспособность. Таким образом, организация проектно-исследовательской деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей детей, способностей и интересов, делает воспитательный процесс личностно-ориентированным. Эта деятельность учит детей делать выводы, вести дневники наблюдений. Важно и то, что в исследовательскую работу активно включаются родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых. Литература
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое воспитание младших школьников через организацию проектной деятельности»
Статья направлена на организацию проектной деятельности в начальных классах в рамках экологичекого воспитания младших школьников....
Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.
С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников.Исследовательская работа обучающихся помогает сформировать...
Статья "Проектная деятельность в патриотическом воспитании младших школьников".
В статье представлен опыт работы по организации проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников к 55-летию первого в мире космического полёта Юрия Алексеевича Гаг...
Презентация "Проектная деятельность в патриотическом воспитании младших школьников".
В презентации освещен опыт работы над информационным проектом - открытом мероприятии для учеников начальных классов на тему: "Наши земляки. Человек планеты - Ю.А.Гагарин"....
Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. Доклад
Использование проектной технологии в экологическом воспитании младших школьников. Доклад...
Проектная деятельность в патриотическом воспитании младших школьников.
Из опыта работы....
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....