«Организация проектной деятельности и исследовательской работы младших школьников на уроках и во внеурочное время»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы учителя
на тему:
«Организация проектной деятельности
и исследовательской работы
младших школьников
на уроках и во внеурочное время»
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. Современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массового образования.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в современных условиях я почувствовала, что мне необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьютерской, например). В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Проанализировав документы об образовании, современную педагогическую литературу, периодические издания для учителей начальной школы, я сделала вывод, что нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные и прочие формы и методы обучения. Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения. С 2005 года я работаю над темой по самообразованию: «Организация проектной деятельности, исследовательской работы младших школьников на уроках и во внеурочное время». За 3 года я собрала теоретический и практический материал по данной проблеме.
Проектная деятельность и исследовательская работа учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, как отмечает А.И.Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».
Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
- устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Как уже отмечалось выше, исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.
В практике работы с младшими школьниками нередко использую индивидуальные и коллективные игры.
Каждая игра-исследование состоит из двух тренировочных занятий и самостоятельного исследования.
Этапы работы над проектом (исследованием)
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | |
1 этап. Подготовка | |||
Проведение вводной беседы с целью: - формирования первичного представления об изучаемом объекте; - формирование интереса к данной теме; - создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности | |||
2 этап. Организация проектной и исследовательской работы | |||
Актуализация знаний | |||
1.Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.). 2.Определение количества участников проекта, состава группы. | Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. | Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей. | |
Плановые работы | |||
1.Определение источников информации. 2. Планирование способов сбора и анализа информации. 3. Планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт: -отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов); -фильм, макет, сборник и др.; -конференция, праздник и т.п. 4. Выработка критериев оценки результатов работы. 5. Распределение обязанностей среди членов команды. | Выработка плана действий (как можно это сделать?). Определение основных методов: -прочитать в книге; -понаблюдать; -посмотреть в компьютере; -задать вопросы родителям, специалистам; -подумать самостоятельно; -посмотреть в книгах; -посмотреть по телевизору и т.п. Формулировка задач. | Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно). | |
Исследовательская деятельность | |||
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п. | Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки. | Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта. | |
Результаты и выводы | |||
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. | Анализ информации. Оформление результатов. | Наблюдение, советы. | |
3 этап. Представление готового продукта (презентация) | |||
Представление результатов работы в разнообразных формах. | Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов. | Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника презентации. | |
4 этап. Оценка процессов и результатов работы. | |||
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению. |
Задачи
проектной и исследовательской деятельности
Образовательная:
1. Активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы.
2. Систематизация знаний.
3. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая:
- Развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.
- Отбирать и систематизировать материал, реферировать его.
- Использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования.
- Публично представлять результаты исследования.
- Развить творческие и коммуникативные способности ребенка.
Воспитательная:
- Создание продукта, востребованного другими.
- Привить навыки сотрудничества с другими людьми, взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
ТЕМАТИКА
Какими могут быть темы детских исследований и проектных работ?
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По месту проведения: урочные и внеурочные. По времени: кратковременные или долговременные. По теме: предметные, свободные. А также все бесконечное разнообразие тем можно условно объединить в три основные группы: фантастические, эмпирические, теоретические.
В ПРИЛОЖЕНИИ к выступлению я привожу примеры названий творческих проектов и исследований для начальной школы.
Большинство проектов и исследований мои ученики выполняют при прохождении курса «Окружающий мир», в основном во внеурочное время.
Темы могут быть такими:
- Проекты: «История моего села (города)», «Мое генеалогическое древо», «Моя фамилия», «Я и мое имя», «Любимый семейный праздник», «История школы, в которой я учусь», «Что я могу сделать с мусором?» и др.
- Исследовательские работы: «Вода и ее значение для жизни человека (растений, животных)», «Разнообразие водоемов родного края», «Экологические проблемы водоемов», «Воздух. Проблема воздуха в родном крае», «Мое здоровье», «Вредные привычки – враг здоровья».
ЧТО ИССЛЕДОВАТЬ?
Выбирая темы для проектов и исследований, учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации.
Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Проект или исследование тем и хороши, что можно интегрировать проблемы и менять акценты.
КАК ИССЛЕДОВАТЬ?
Подготовка к исследованиям. В первую очередь юному исследователю понадобится папка исследователя. Сделать ее можно на уроках труда или купить папку с файлами. В каждый карман (файл) помещается материал, собранный тем или иным методом исследования .
Проведение исследований. Ребенок погружается в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок (или группа детей) выбирает себе ту тему, которая ему больше всего нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования.
Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работать с книгой, энциклопедиями, словарями, с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.
Презентация исследований. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены анкетирование, эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам.
Для этого потребуется:
- дать определения основным понятиям;
- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
- выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
- ранжировать основные идеи;
- предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
- выработать суждения и умозаключения;
- сделать выводы;
- указать пути дальнейшего изучения явления;
- продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;
- приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам, гостям, приглашенным на презентацию: родителям, ребятам из других классов.
Школьная практика работы над проектом и исследованием показывает, что в них нет неуспевающих детей. Психолог и педагог А.Савенков считает, что одной из особенностей организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что проектная и исследовательская деятельность способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. И хотя до недавнего времени данная форма была распространена в основном в старших классах, на практике я убедилась, что целесообразно вводить основы проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс с начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Статья учителя начальных классов Громовой Г.Н. по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время....
Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время
•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время
Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления...
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить ...
Возможности организации проектной и исследовательской работы младших школьников по краеведческому направлению
Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.Местный материал очень важен при установлении связи и...
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время в начальной школе....
Проект «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Проект«Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»...